«В высшем образовании будут повышены требования к качеству подготовки в учебных заведениях».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
С сентября текущего года первокурсники Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга им. Ш. Есенова стали изучать новую дисциплину – «ServiceLearning» (в переводе с английского - обучение через служение обществу). Об этом рассказала координатор проекта «ServiceLearning» Ирина Бисингалиева.
Как известно, студенчество – это период, когда молодые люди заняты поисками своего места в жизни. Этому возрасту присуще отзывчивость, альтруизм, щедрость, стремление к самопожертвованию. Однако в наше время, когда они не полностью включены (а зачастую и вовсе – не включены) в существующие социально-экономические отношения, недостаток у них жизненного опыта увеличивает вероятность ошибочного выбора при принятии соответственных решений, провоцирует рост экстремизма и агрессии в молодежной среде, формирование асоциальных субкультур и контркультур, чем зачастую пользуются националистические, экстремистские, криминальные молодежные формирования.
Поэтому неслучайно сентябрь 2018 года встретил первокурсников Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга им. Есенова неизвестной ранее дисциплиной «Service Learning».
Впервые программа «Service Learning» была разработана и апробирована в США. Затем получила распространение в Аргентине, Чили и некоторых странах Европы. До сегодняшнего дня предмет Service Learning не существовал в Казахстане, и фактически введение данной дисциплины является новаторским шагом AlmaU в деле формирования у студентов социального опыта служению обществу, воспитания у будущих предпринимателей гуманности и морально-нравственных ценностей.
– Программа направлена на обеспечение студентам целостного образования, включающего не только профессиональные компетенции, но и личностные качества, социальную ответственность. Культура служения обществу среди студентов увеличивает масштаб и степень социальной вовлеченности преподавателей и сотрудников вузов с целью усиления вклада университета в развитие гражданского общества, – пояснила Ирина Бисингалиева.
Обучение служению обществу потребовало от студентов креативного мышления и творчества: привычный студенческий образ жизни нарушился – они оказались включены в решение реальных проблем социально-уязвимых категорий людей и окружающей среды.
– Благодаря Service Learning мы воспитываем личности, которые не только развивают свой интеллект, но и свое сердце, духовные качества и нравственные ценности. Два месяца работы дал результаты: около 700 студентов сегодня реализуют в городе Актау 52 социальных проекта: они облегчают жизнь тем, кому в Мангистау нужна поддержка, помощь. В рамках этой дисциплины ребята учились служить обществу и применять свои знания на практике, работая в домах престарелых, домах инвалидов и других социальных организациях, – рассказала Ирина Бисингалиева.
По ее словам, уже с первых занятий стало очевидным, как новая дисциплина культивирует у студентов практику служения миру и нравственные ценности милосердия, добра и взаимопомощи. Сейчас идет решающий этап –осуществление разработанных проектов. Как говорится, дело за малым…
Однако те нравственные ориентиры (отзывчивость, открытость), которые уже заданы в процессе подготовки проектов, останутся у них на всю жизнь, сделав их людьми неравнодушными, способными к сопереживанию.
Нет сомнений, что эта дисциплина, введенная повсеместно в вузах Казахстана, могла бы стать одной из действенных форм помощи государству в решении определенных социальных задач.