«Необходимо законодательно закрепить академическую свободу вузов, предоставив им больше прав создавать образовательные программы»
( Из Послания Президента страны народу Казахстана
«Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции»
Кто должен определять, какой вуз самый лучший – государство или честная конкуренция? Могут ли казахстанские вузы отойти в сторону от жестко регламентированных стандартов подготовки специалистов и разрабатывать свои образовательные программы? Что подразумевает собой академическая, финансовая и управленческая свобода казахстанских вузов? Эти и многие другие вопросы были обсуждены в ходе состоявшейся в формате круглого стола встречи министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева с членами ученых советов высших учебных заведений Мангистауской области.
В ходе встречи, состоявшейся в конференц-зале КГУТИ им. Ш. Есенова, министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев, отметил, что в Послании Президента страны «Новые возможности развития в условиях Четвертой промышленной революции» во главу угла поставлена главная задача – развитие человеческого капитала как основа модернизации казахстанского общества.
– Глава государства в своем Послании акцентирует внимание на новом качестве образования, подразумевающей собой создание собственной передовой системы образования, охватывающей граждан всех возрастов. Президент страны подчеркнул, что к сфере образования пора относиться как к отдельной отрасли экономики со своими инвестиционными проектами и экспортным потенциалом, – сказал Ерлан Сагадиев и озвучил позицию Министерства образования и науки, связанную с реализацией поставленных в Послании задач.
Казахстан как образовательный хаб Средней Азии
Одной из главных задач, стоящих перед министерством образования нашей страны является превращение Республики Казахстан в образовательный хаб Средней Азии.
– Мы должны расширить присутствие иностранных студентов в казахстанских вузах, – подчеркнул Ерлан Сагадиев, отметив, что выставки МОН РК, состоявшиеся в таких странах как Китай, Туркменистан, Узбекистан, Индия, Пакистан, Иран свидетельствуют о том, что система высшего образования Казахстана вызывает у наших соседей неподдельный интерес. К примеру, как рассказал министр образования и науки, в Туркменистане старшеклассников для ознакомления с выставкой образовательных услуг Казахстана привозили целыми автобусами.
– В соседних странах ежегодно школу оканчивают более 73 млн. выпускников, из которых 32 млн. поступают в вузы. Родители детей в этих странах, также как и казахстанские родители, уверены, что обучившись за границей, его ребенок получит хорошее, конкурентоспособное высшее образование. Это своего рода эпидемия, стремительно, распространяющаяся по всему миру, – проинформировал глава ведомства. – Если посмотреть статистику, то за последние пять лет количество студентов, обучающихся за границей, выросло в 4,5 раза и достигло 5 млн. человек. Казахстан должен воспользоваться этой нарастающей тенденцией. Тем более, что у нас есть все перспективы для расширения присутствия в наших вузах иностранных граждан, так им нужны такие специальности, как морское дело, инженерия, медицина, то есть то, что казахстанские вузы могут предоставить на должном уровне, – пояснил Ерлан Сагадиев.
Вузы РК: на пути к свободе
Ерлан Сагадиев напомнил членам ученых советов вузов Мангистауской области о том, что Министерство образования и науки Республики Казахстан подготовило законопроект, расширяющий академическую, управленческую и финансовую свободу вузов. Правительство РК и депутатский корпус одобрили законопроект.
– В Послании Главы государства четко обозначено, что академическая свобода вузов дает им право разрабатывать свои образовательные программы. Работа в этом направлении началась в рамках реализации 78 шага Плана нации «100 конкретных шагов» по расширению не только академической, но и управленческой, а также финансовой самостоятельности высших учебных заведений путем трансляции опыта Назарбаев Университета и перехода вузов в некоммерческие общества. Академическая свобода предусматривает право каждого казахстанского вуза на разработку собственных образовательных программ, поэтому МОН РК им свои программы уже навязывать не будет, – заверил Ерлан Кенжегалиевич, обратив внимание присутствующих на то, что теперь вверенное ему ведомство совместно с Министерством труда и социальной защитой населения разработало профессиональные стандарты и ожидаемые компетенции обучающихся, то есть, какими компетенциями должен обладать выпускник вуза. И соответственно будет требовать выполнения этих ожиданий.
Далее, как отметил глава образовательного ведомства, МОН РК вместе с Национальной палатой предпринимателей (НПП) составит реестр (ранжир) образовательных программ. К примеру, первая такая программа по IT-технологиям в Казахстане уже подготовлена и в феврале текущего года уже будет опубликована. Пошагово это будет выглядеть следующим образом: первое – НПП проведет опрос среди работодателей (200 крупных компаний страны) с целью получения ответа на вопрос: выпускников каких вузов Казахстана они хотели бы видеть в своей компании на позициях IT-специалистов? Напомним, что на сегодняшний день в нашей стране 71 вуз готовит студентов по IT-специальности, но работодатели, как это не печально констатировать, знают и слышали только о 12 вузах. Второе – отслеживается трудоустройство вчерашних выпускников вуза через ГЦВП (государственный центр выплаты пенсий), а также зарплата IT -специалистов. Третье – проводится опрос среди самих выпускников. Четвертое – заслушиваются презентации программ деканов факультетов и заведующих кафедр, готовящих кадры по данной специальности. А затем уже, как отметил министр, делается реестр от лучшей программы до худшей.
Академическая свобода вузов: ясно поставленная цель даст оптимальный результат
В ходе работы круглого стола директор департамента высшего и послевузовского образования МОН РК Гульзат Кубенова в своем выступлении детально остановилась на расширении академической свободы вузов. Как известно, академическая свобода вузов позволит им разрабатывать свои собственные программы. Но, чтобы разрабатывать образовательные программы, необходимо наличие лицензии по той ил иной специальности.
– Согласно действующему классификатору специальностей на сегодняшний день в вузах РК насчитывается более 600 специальностей. На введение специальности в классификатор, а затем получение лицензии уходит уйма времени. Исходя из этого, МОН РК в новом законопроекте предложило пересмотреть действующий классификатор и привести его в соответствие с международной стандартной классификацией образования ЮНЕСКО. В этом случае классификатор будет строиться не по специальностям, а по направлениям подготовки, то есть налицо укрупнение, – подчеркнула Гульзат Кубенова.
Таким образом, существующие на сегодняшний день 600 специальностей (соответственно 600 лицензий) МОН РК предлагает объединить в 10 научных областей и 28 направлений подготовки. Поэтому вузу достаточно будет иметь соответствующую лицензию по направлению подготовки, а уже внутри этого направления он будет по требованиям рынка и желанию работодателей разрабатывать самые различные образовательные программы. Все это позволит вузам своевременно и гибко реагировать на запросы рынка труда и обеспечить своим выпускникам трудоустройство. Но сразу же возникает трудность: к сожалению, рынок труда привык работать по-старому, поэтому работодателю в первое время после введения нового классификатора по направлениям подготовки будет сложно в нем ориентироваться, чтобы подобрать себе нужные кадры, так как работодатель привык к дипломам, в которых отражена конкретная специальность, а не направление подготовки. Поэтому МОН РК помимо нового классификатора разработало таблицу соответствия действующего по специальностям и нового классификатора по направлениям подготовки. Эта таблица на переходном этапе к новому классификатору окажет неоценимую помощь работодателям.
– Новшеством также является то, что, разрабатывая образовательную программу, можно сразу предлагать ее в двух направлениях: студент может дальше углубленно изучать свою специальность, либо он по желанию сможет освоить дополнительные образовательные кредиты по другой специальности. К примеру, учитель решил дополнительно овладеть IT - компетенциями. Для упорядочения образовательных программ будет введен реестр образовательных программ, в котором будут зарегистрированы как действующие, так и создаваемые новые программы, а также и инновационные, не имеющие аналогов. А уже на основе этого реестра, размещенного на портале, выпускники, родители, то есть все желающие смогут увидеть, что конкретно предлагает им тот или иной казахстанский вуз. А Национальная палата предпринимателей будет проводить в дальнейшем рейтинг образовательных программ, – проинформировала Гульзат Кубенова.
В ходе встречи, отвечая на вопросы, министр образования и науки Ерлан Сагадиев пояснил, что не обязательно каждому вузу разрабатывать свои программы. Эти программы можно взять у других вузов, чьи программы вошли в десятку лучших программ Казахстана.
– В новом законопроекте отмечается, что разрабатываемые программы будут строиться на основе общего ГОСО (государственного общеобязательного стандарта образования), определяющего основные положения. То есть идет отказ от типовых учебных планов, а значит, и типовых учебных программ. Это, в свою очередь, значительно облегчает вузам право выбора и определения необходимых результатов обучения вместе с работодателями. За основу вузы будут брать профессиональные стандарты, которые разрабатываются НПП, – подчеркнул министр.
Таким образом, по новому законопроекту лицензирование будет осуществляться по направлениям подготовки, а уже, исходя из этого, будут пересмотрены квалификационные требования, в которых будут предусмотрены наличие уставного капитала, требования к остепененности преподавательского состава и т.д.
Все это бесспорно повышает ответственность вуза не только за качество образовательной программы, но и ответственность его за подготовку кадров, что, в свою очередь, обеспечит их выпускникам востребованность и конкурентоспособность.
О финансовой свободе вузов
В новом законе предусматривается финансовая свобода вузов. По словам министра образования и науки РК Ерлана Сагадиева, в стране последние три года отсутствует практика финансирования из республиканского бюджета строительства студенческих общежитий, новых учебных корпусов, столовых. Эти средства переправлены на увеличение количества грантов по востребованным специальностям бакалавриата и магистратуры, поэтому из системы высшего образования выделенные финансовые средства никуда не уходят, а распределяются между вузами.
– В рамках нового законопроекта МОН РК отдает на откуп самим вузам вопросы оплаты труда профессорско-преподавательского состава, реализацию инвестиционных программ. Вузы имеют возможность зарабатывать на иностранных студентах. Внутренне освобождение от нормативов распределения финансовых средств позволит вузам экономить и накапливать собственные ресурсы, быть независимыми и стабильными, – подчеркнул Ерлан Кенжегалиевич.
Об управленческой свободе вузов
По новому законопроекту все государственные вузы переходят в некоммерческие акционерные общества. МОН РК предложило обеспечить переход государственных вузов из республиканских государственных предприятий на праве ведения хозяйственной деятельности в некоммерческие акционерные общества путем прямой трансформации и с правом осуществлять отдельные виды предпринимательской деятельности.
Обозначены все 14 видов деятельности вузов Казахстана при реализации своих программ, начиная с начального образования, завершая послевузовским, включая обучение на военной кафедре, создание спортивных клубов и секций, инновационных структур, бизнес-инкубаторов, открытие за рубежом своих филиалов.
Закрепляя новые расширенные полномочия вуза, новый законопроект предлагает передать от МОН РК, как уполномоченного органа, 16 компетенций вузам, в числе которых право найма на работу преподавателей , определение требований проведения конкурса на замещение должностей ППС, правила предоставления академических отпусков и т.д. Автоматически наблюдательные советы станут советами директоров вуза и соответственно его полномочия будут расширены и будут включать в себя еще и составление штатного расписания, назначение проректоров, деканов, реализацию инвестиционных программ и многое другое.
Все эти меры, как заверил министр образования и науки Республики Казахстан Ерлан Сагадиев, повысят не только конкурентоспособность вузов, но и привлекательность их как внутри страны, так и за рубежом.
– Все эти нововведения одобрены на сегодняшний день в ходе долгих обсуждений депутатским корпусом и в ближайшее время закон будет принят, – подчеркнула Гульзат Кубенова.