На площадке СЦК Мангистауской области состоялся брифинг с участием ректора КГУТИ им.Ш.Есенова Адильбека Ботабекова. Тема встречи – выборы ректоров государственных вузов. На должность ректора КГУТИ им. Ш.Есенова претендуют семь человек, среди них и А. Ботабеков. Имя нового ректора КГУТИ им. Ш.Есенова будет известно в середине марта 2017 года, а пока на брифинге с участием действующего ректора прозвучало много вопросов от журналистов.
– Ранее ректоры государственных высших учебных заведений назначались единоличным решением министра образования и науки РК, по новым требованиям назначение ректоров осуществляется путем открытого конкурса. Участник конкурса предоставляет соответствующие документы и дополнительную информацию о себе: образование, стаж работы, уровень профессиональной подготовки. Претенденты на участие в конкурсе, помимо установленных документов представляют также программу дальнейшего развития вуза, которая рассматривается на заседании наблюдательного совета вуза в течение двадцати пяти дней. По итогам собеседования и обсуждения представленных программ республиканская конкурсная комиссия принимает решение рекомендовать к назначению на вакантную должность ректора того или иного кандидата, – рассказал Адильбек Ботабеков.
Как он пояснил далее, в последнем квартале 2016 года ректоры были назначены в пяти государственных вузах РК, а в первом квартале 2017 года был объявлен конкурс на должность ректора еще в шести государственных вузах: Таразском государственном университете имени М. Х. Дулати, Таразском государственном педагогическом институте, Северо-Казахстанском государственном университете имени М.Козыбаева, Карагандинском государственном университете имени Е.А. Букетова, Актюбинском региональном государственном университете имени К. Жубанова и Каспийском государственном университете технологий и инжиринга имени Ш. Есенова.
Конкурс на замещение должности ректора КУГИ им. Ш.Есенова был объявлен 17 января 2017 года, шестого февраля был последний день приема заявок и документов. На рассмотрение комиссии поступили документы от семи претендентов.
– Когда я проходил конкурс в 2013 году, на должность ректора претендовало всего четыре человека. Тогда назначение ректоров проходило по старой процедуре. В этом году рассматриваются семь кандидатур. Есть кандидаты из Алматинской, Южно-Казахстанской и Мангистауской области. Это свидетельствует о высоком престиже нашего учебного заведения. Подтверждением этому является и большой приток студентов: в 2016 году количество поступивших на 65 % больше чем в 2015 году. Для этого нами была проделана огромная работа, совместно с проректорами, деканами университета мы побывали во всех городах и районах области, встречались и беседовали с учителями, родителями, школьниками. Интересовались, каким специальностям ученики хотели бы обучаться. Мы внимательно выслушали все интересные предложения и замечания, и стараемся их учесть, – отметил Адильбек Ботабеков.
На вопрос, какие изменения в работу внесены за время руководства университетом, Адильбек Ботабеков ответил:
– Работа преподавателей ведется по четырем направлениям: преподавание, учебно-методическая, научно-исследовательская, организационно-методическая. В 2013 году, когда я пришел на должность ректора, нагрузка на педагогов составляла 978 часов, а в этом году количество сокращено в два раза – до 500 часов. Какая польза от этого? Я это сделал для того, чтобы преподаватели больше занимались научно-исследовательской работой, более качественно готовились к занятиям. Но на фоне сокращения количества часов в университете была повышена зарплата педагогов – до 66 %. Также на собрании заведующих кафедрами я предлагал организовать работу так, чтобы преподаватели, более склонные к исследовательской деятельности, подготовке учебно-методических пособий, именно этим и занимались. Мы знаем, что не всем удается эта кропотливая работа, но тот, кто увлеченно и плодотворно может ее выполнять, мог бы не преподавать, а заниматься исследованиями. Конечно с сохранением прежней заработной платы. Но это предложение коллеги отклонили, отметив, что обязанности и нагрузки должны быть одинаковыми. Что ж, я не могу вмешиваться в работу заведующих кафедрами, в их компетенции распределение часов между преподавателями, – сказал ректор.
На вопросы журналистов, насколько студенты владеют тремя языками, и есть ли подготовленные кадры, которые могут преподавать на английском языке, ректор ответил:
– В Мангистауской области особенность такая, что основная масса студентов обучается на казахском языке. Для студентов казахскоязычных групп мы проводим курсы русского языка, для магистрантов и преподавателей – курсы английского языка. На курсы английского языка за последние два года из бюджета университета выделено порядка 25 миллионов тенге. По окончании курсов слушатели сдают экзамен на получение международных сертификатов TOEFL и IELTS. Порядка 70 наших преподавателей и 150 магистрантов владеют английским языком. Конечно, сказать, что все педагоги готовы преподавать на английском языке, мы не можем. В этом учебном году 35 наших преподавателей на базе двух вузов проходили курсы повышения квалификации.
– Известно, что вы объединили несколько специальностей в одну. Но есть какая-то часть русскоязычных студентов, которые не понимают предметы на казахском языке. Они ходят на занятия, однако ничего не понимают. Для чего же объединены группы?
– Да, действительно у нас есть малочисленные группы, в которых всего 3-4 человека. Когда студенты поступают на первый курс, мы не можем отказывать им в обучении, поскольку еще и сами не знаем, как и по какой специальности будет формироваться группа. Но в конце августа во время приема документов мы оповещаем всех, что по той или иной специальности, например, поступил лишь один-два человека, и предлагаем перейти на другую специальность, их у нас 37, либо поступить в другой вуз. Кроме того, факт, что в конце первого семестра, после первой сессии некоторые студенты меняют выбранную специальность – обычная практика. Также в вузе функционируют полиязычные группы. В них 50% времени занятия проводятся на одном языке, 20% – на другом и 30% – на английском языке. Так что у каждого студента есть выбор – остаться в этих группах либо перевестись в другие, в которых занятия ведутся либо на казахском, либо на русском языке, либо поступить в другой вуз, – ответил ректор.
– Почему после того, как вы стали ректором университета им. Ш. Есенова, по поводу ваших решений не угасает полемика? Почему в 2013 году, когда вы пришли на должность ректора, вами было уволено восемьдесят преподавателей? Если это решение было законным, почему потом их обратно приняли на работу? Также с ноября прошлого года вами введена пеня, если студент своевременно не производит оплату учебы. Такого ни в одном из вузов республики нет. Как прокомментируете жалобы коллектива по поводу нарушения вами прав сотрудников, того, что они собрали подписи и намерены обратиться с письмом к Премьер-Министру?
– Во-первых, восемьдесят человек, которые не прошли конкурс, это не только преподаватели нашего вуза, но и других вузов. Но обо всем по порядку. Как уже было сказано, я стал ректором в конце марта 2013 года, а до этого, в декабре 2012 года комиссия из Министерства образования и науки РК лишила вуз лицензии за несоответствие качества образования. Уже в апреле нами вновь была приглашена комиссия, которой мы представили работу за 2-3 месяца и попросили возобновить действие лицензии. Понятно, что когда я пришел на должность ректора, никого из преподавателей не знал, не знал, у кого какой стаж и профессионализм, поэтому была создана конкурсная комиссия, в состав которой вошли деканы факультетов, преподаватели, которые не первый год работают. Они, учитывая требования конкурса, сами отбирали преподавателей, у меня как у ректора таких полномочий нет. По правилам, если на кафедре работают 20 человек, то у десяти должна быть ученая степень. Комиссия определяла и давала рекомендации, с кем подписывать контракт, а с кем нет. В отношении сотрудников, которых комиссия не рекомендовала, я должен был подписать приказ об увольнении. Такой приказ коснулся не восьмидесяти, а сорока одного человека. Но на протяжении всех четырех лет почему-то говорится про восемьдесят человек! У меня есть все эти документы, могу показать. Также мною было проведено собрание, на котором я пояснил, что хотел бы узнать, кто как работает, так как я недавно приступил к работе и не знаю. Предложил посмотреть, как сотрудники проводят занятия, преподают. В ответ получил отказ, сотрудники категорично заявили, что так работать не будут. Я никого не увольнял, а буквально за два-три дня ситуация обострилась. В акимате было большое собрание, на котором присутствовал сам аким области Алик Айдарбаев и представители прокуратуры. Тогда я сказал, что возьму этих педагогов, у которых нет ученых степеней под свою ответственность.
Насчет жалоб от преподавателей и обращения с письмом к Премьер-Министру хочу сказать, что обвинения в свой адрес считаю беспочвенными и связываю их с конкурсом на должность главы университета. Уверен, что эти действия кем-то хорошо спланированы.
В 2013 году мною был проведен анализ оплаты за учебу. Выяснилось, что многие студенты ее не произвели. Как известно, в 2014 году четыре наших бухгалтера были осуждены за мошенничество. Главный бухгалтер была осуждена на восемь лет, остальные на шесть и пять лет. С 2011 года они украли из бюджета университета 666 млн. тенге. Когда я встретился со студентами и спросил, почему оплата не производится, мне пояснили, что согласно договору, оплата производится два раза по 50% – до 1 сентября и до 15 января. Но у большинства нет возможности оплатить сразу такую сумму. Тогда я предложил стоимость обучения поделить на 10 месяцев и платить уже понемногу ежемесячно. При этом за неуплату я предложил ввести пеню. Ни одного студента не было исключено. А штрафные пени были отменены, – резюмировал Адильбек Ботабеков.
PS: Газета «ОМ» будет следить за ситуацией с выбором ректора главного вуза нашей области.