Сенсорное развитие – одна из значимых задач целостного педагогического процесса в системе дошкольного воспитания и образования. Сенсорное развитие лежит в основе умственного, физического, эстетического развития ребенка. Цель его состоит в формировании сенсорных эталонов и способностей, позволяющих маленькому человеку всесторонне воспринимать окружающий мир. Именно над развитием сенсорики у детей и работает воспитатель ясли сада №43 «Батыр» Айгуль Асабаева.
Что такое сенсорика? Наверное, не каждый сразу сможет ответить на этот вопрос. Однако, каждый родитель, сам того не подозревая, в той или иной степени, занимается сенсорным развитием своего чада. Это, как объясняют специалисты, постоянные попытки детей потрогать все своими ручками, попробовать на вкус. Таким образом, они познают мир.
Программа сенсорного воспитания, включающая в себя приобретение опыта и знаний об окружающих предметах, их формах, запахах и цветах внедрена в образовательный процесс ясли сада №43 «Батыр» г.Актау.
– Ребенок приобретает первоначальные знания о жизни через органы чувств, объясняют специалисты. Основная задача сенсорного воспитания малышей – это восприятие окружающего мира через слух, обоняние, зрение, осязание и других органов чувств, – рассказывает Айгуль Асабаева.
По мнению воспитателя, в современных условиях, когда сфера обучающего воздействия значительно расширяется, проблема сенсорного воспитания приобретает особую остроту.
– Актуальность заключается в том, что значение сенсорного развития ребенка для его будущей жизни выдвигает перед теорией и практикой дошкольного воспитания задачу разработки и использования наиболее эффективных средств и методов сенсорного воспитания в детском саду. Однако в последнее время все больше внимания уделяется интеллектуальному развитию ребенка, процессу сенсорного развития внимания уделяется явно недостаточно. Хотя, известно, познание человеком окружающего мира начинается с ощущения (отражение отдельных свойств предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств). Развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика – основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Формирование многих способностей, например музыкальных, изобразительных, также связано с развитием ощущений и восприятий. Поэтому я в своей работе уделяю значительно больше времени сенсорному развитию дошкольников, – рассказывает воспитатель.
Сегодня специалисты уделяют особое внимание обучению малышей основам сенсорики. В детских садах предусмотрен курс занятий сенсорного воспитания детей дошкольного возраста.
– Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многообразнее становятся сведения об окружающем мире. В маленьком возрасте ребенок, как губка впитывает всю информацию. Следовательно, в этом периоде необходимо положительно повлиять на процесс формирования органов чувств малыша, – поясняет воспитатель.
На уроках сенсорного развития Айгуль Асабаева учит детей различать и называть цвета, свойства и признаки предметов, сравнивать предметы по цвету или размеру.
– Можно сказать, что сенсорикой мы занимаемся с ребятами постоянно. Разностороннее сенсорное развитие дошкольников отмечается как на наших занятиях, так и в играх. Играя, происходит также процесс развития мелкой моторики рук, что тоже немаловажно для общего формирования малышей. Например, дети с удовольствием складывают и раскладывают пирамиды, собирают конструкторы, кубики, – отметила Айгуль Асабаева.
Воспитатель убеждена, что сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности в будущем.
– Сенсорное воспитание составляет фундамент общего умственного развития ребенка, необходимого для успешного обучения в детском саду, в школе, и для многих видов труда, – заключила воспитатель детского сада №43 Айгуль Асабаева.