В минувшую среду в Мангистауской области с рабочим визитом находился министр образования и науки РК Ерлан Сагадиев. В Каспийском Государственном Университете Технологий и Инжиниринга им. Ш.Есенова министр встретился с педагогическими кадрами средних общеобразовательных школ, дошкольных организаций, колледжей и т.д. На встрече присутствовали заместитель акима области Бану Нургазиева, ректор КГУТ И имени Ш. Есенова Адильбек Ботабеков, заместители акимов городов и районов области, представители областного управления образования, руководители и преподаватели школ, дошкольных организаций, колледжей. Ерлан Сагадиев рассказал об изменениях, которые ожидаются в сфере образования в ближайшее время.
- Мы ставим своей задачей помочь педагогам улучшить условия преподавания, поднять престиж благородной профессии учителя. Как министр образования и как родитель, я прекрасно понимаю и ценю нелегкий труд каждого учителя. Мы будем регулярно доводить информацию по всем волнующим темам: как механизмы обновления системы образования, содержание учебных программ, повышение квалификации, издание учебников, новые методики преподавания казахского языка, подготовка преподавателей английского языка, подготовка преподавателей по разным предметам на английском языке, ЕНТ, интегрирование предметов, переход на пятидневную учебную неделю, предоставление финансовой самостоятельности школам, - сказал Ерлан Сагадиев.
- Почему необходимо обновление содержания учебных программ?
- Для того, чтобы сегодняшний ученик, а завтрашний специалист нашей страны был успешным и конкурентоспособным в условиях XXI века, он должен быть востребован на рынке труда. То, чему мы обучаем детей, будь то навыки чтения и письма, математическая, финансовая, культурная или гражданская грамотность, знания в сфере информационно-коммуникационных технологий – все это позволяет решать только лишь повседневные задачи. Для решения более сложных задач, помимо классического образования, у детей необходимо развивать критическое, творческое мышление, умение общаться и прививать навыки работы в команде. Необходимо развивать у детей любознательность, инициативность, настойчивость, лидерские качества, социальную и культурную осведомленность. Все это, наряду с классическими знаниями, включено в обновленное содержание школьного образования. Проделана огромная работа по разработке и апробации таких учебных программ. Мы занимались этим более пяти лет. Программы успешно прошли апробацию в 30 пилотных школах. Это обычные школы, включая городские, сельские, малокомплектные. Везде наблюдался положительный результат обучения по адаптированной программе. Получили хорошие отзывы и одобрение как от учителей, так и от родителей учеников этих школ. Стоит отметить, что развитые страны на обновленное содержание школьного образования стали переходить еще в 80-х гг. XX века.
- Что даст пятидневная учебная неделя?
- Вместе с внедрением обновленного содержания будет поэтапно осуществляться переход на пятидневную учебную неделю. Ученикам и учителям будет дополнительно
предоставлено 34 выходных дня (суббота). Мы хорошо понимаем, что при этом надо приложить максимальные усилия для недопущения удлинения учебного года. Над корректировкой учебных планов работает группа методологов и преподавателей. Первоклассники нового учебного года завершат его не позднее 30 мая 2017 года. По мере перехода на пятидневную учебную неделю вся начальная школа будет завершать учебный год к этому сроку, а ученики основной школы и старших классов – не позднее 10 июня.
- Поясните переход на 12-летнюю модель обучения.
- Алгоритм внедрения, на самом деле, очень прост. Вводится нулевой класс для детей пяти и шестилетнего возраста, предшкольная подготовка. Таким образом, 12 класса как такового не будет. Схема 12-летнего образования вводится по принципу 0 класс + 11 классов. Эту схему планируется внедрить в сентябре 2019 года. Родители имеют право выбора – отдать ребенка в нулевой класс в пять или в шесть лет. Соответственно, в первом классе будут учиться дети как шести, так и семи лет, в зависимости от готовности детей и желания родителей.
- Какова новая методика преподавания казахского языка в школах с русским языком обучения?
- С каждым годом ситуация с казахским языком улучшается. Более 70 % школьников обучается в школах с казахским языком обучения. В 2016 году 72 % выпускников школ сдавали ЕНТ на казахском языке. Свыше сорока тысяч детей – представители неказахских национальностей – учатся в казахских школах. К сожалению, несмотря на то, что в школах с русским языком обучения дети учат казахский язык 11 лет, в своей повседневной жизни они его не применяют. Понятно, что проблема в методике преподавания. Мы поставили задачу это изменить. Для этого по поручению министерства образования и науки ведущие ученые и эксперты института языкознания имени А. Байтурсынова, Республиканского координационно-методического центра развития языков имени Ш. Шаяхметова, АОО «Назарбаев Интеллектуальная Школа», Международного университета информационных технологий, Казахского национального педагогического университета имени Абая совместно разрабатывают новую методику и новые учебники для ускоренного обучения русскоязычных детей общению на казахском языке. В обязательном порядке новыми учебниками будут обеспечены все школы страны. К концу 2016 года новая методика «Казахский язык для всех» будет готова. С 2017 года начнется ее внедрение в школах с русским языком обучения. Учебники, электронные приложения будут разработаны на основе наиболее употребляемых слов и словосочетаний.
* Расскажите о современной методике преподавания английского языка.
* По аналогии с новой методикой преподавания казахского языка будет внедрена современная методика преподавания английского языка. Данная методика уже внедрена в обновленное содержание начального образования и будет преподаваться в 1 классе с 1 сентября 2016 года. Учебники по новой методике уже готовы, и учителя английского языка прошли обучение.
В 2017 году планируется внедрить данную методику во втором, пятом, седьмом классах. Соответственно учителя английского языка пройдут повышение квалификации. Министерство образования и науки ежегодно выделяет более десяти тысяч мест для
подготовки учителей английского языка и учителей, которые будут преподавать разные предметы на английском языке.
Обучение учителей современной методике преподавания английского языка начнется уже осенью 2016 года. И будет проводиться в течение трех лет. Языковое повышение квалификации будет проходить от 1 до 5 месяцев, в зависимости от уровня владения языком. За учителем сохраняется заработная плата и оплачивается его проживание и командировочные расходы. Языковые центры будут открыты во всех областных центрах Казахстана.
* А как будет проходить преподавания предметов на английском языке в десятом и одинадцатом классах с 2019 года?
* В Казахстане подавляющее большинство родителей (81%) хотят, чтобы их ребенок знал английский язык. Но только 34 % родителей отдают своих детей на языковые курсы, 27 % не имеют для этого возможности. Единственную надежду они связывают со школой. По поручению Главы государства к 2020 году все технические и медицинские специальности ВУЗов перейдут на английский язык обучения.
С 2019 года в десятом и одиннадцатом классах начнется подготовка детей к поступлению в казахстанские вузы, где обучение по техническим и медицинским специальностям будет вестись на английском языке (по принципу Назарбаев Университет, Kimep, КБТУ). До 2019 года мы будем заниматься исключительно подготовкой кадров. Внедрение преподавания четырех предметов на английском языке будет осуществляться поэтапно – по мере готовности и учителей, и самих школьников.
С 2016 по 2019 годы будет вестись подготовка учителей – предметников и учителей английского языка для десятых и одиннадцатых классов. Преподавание предметов не изменится: в школах с казахским языком обучения – обучение будет продолжено на казахском языке, с русским языком обучения – на русском. С 2019 года преподавание четырех предметов на английском языке будет внедрено только в десятом и одиннадцатом классах. С первого по девятый классы система преподавания не изменится.
Как известно, в девятом классе завершается основное среднее образование, которое ребенок получит на языке обучения. После девятого класса дети выбирают одно из трех направлений дальнейшего обучения: поступление в колледж, выбор общественно-гуманитарного или естественно-математического направления в старшей школе. На сегодняшний день так и происходит обучение. Единственное, что вводится с 2019 года для учащихся, выбравших общественно-гуманитарное направление в школах, – это преподавание двух предметов на английском языке только два часа в неделю. Для учащихся, выбравших естественно-математическое направление, преподавание двух предметов из четырех ( физики, химии, биологии и информатики) будет проходить на английском языке.
- Что даст внедрение единого учебника?
- Единый базовый учебник позволит: сэкономить бюджетные средства, так как права принадлежат государству, увеличить скорость доставки учебников на места, постоянно
улучшать содержание учебников, обеспечить онлайн поддержку дополнительными цифровыми ресурсами. Внедрение единых базовых учебников начнется с 2016-2017 учебного года.
Министр образования и науки РК также отметил, что теперь успеваемость, оценки детей родители могут отследить по электронному дневнику. Также преподаватели будут использовать электронный журнал и учебные видеоматериалы. Видеоматериалы позволят сделать образовательный процесс наглядным и запоминающимся, повысить интерес школьников к обучению. Сегодня большинство школ используют учебные видеоматериалы и интерактивные задания, разработанные в Казахстане и зарубежом, к примеру Білімland. Результаты, по мнению использующих эти методы учителей, очень положительные. Ерлан Сагадиев утверждает что, видеоматериалы не заменят учителя, а станут его помощником.
Также министр образования сказал, что уже началась доставка учебников в регионы. По его словам, 35 процентов книг или находятся в пути, или уже доставлены в пункты назначения. - К примеру, в Алматы школы уже на 80 процентов обеспечены учебниками. Акиматы должны следить, чтобы заказы на доставку были своевременными и учебники уже начали поставлять. 15 августа доставка учебников заканчивается. Проблем не должно быть, книги напечатаны, я сам это проверял, - отметил Ерлан Сагадиев.
- Все права на учебники принадлежат государству, - добавил он. - В следующем году акимат будет иметь право печатать учебники в регионе, потому что у него будет CD-диск с электронной версией того или иного учебника. Мы будем постоянно работать над совершенствованием учебных пособий. По мере накопления изменений - улучшать их. Наша задача - создать лучшие учебники на пространстве СНГ, - сказал министр образования.
В завершении встречи педагоги задали интересующие вопросы министру образования и науки РК Ерлану Сагадиеву и получили на них ответы.