Шестое. Наш путь в будущее связан с созданием новых возможностей для раскрытия потенциала казахстанцев. Развитая страна в ХХI веке — это активные, образованные и здоровые граждане. Что нам нужно сделать для этого? Во-первых, все развитые страны имеют уникальные качественные образовательные системы. Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.
(из Послания Президента РК народу страны «Казахстанский путь – 2050:
Единая цель, единые интересы, единое будущее»)
Учитель! Какое прекрасное слово.
Оно нашей жизни и свет, и основа.
Сияет для нас путеводной звездой,
И в мир новых знаний ведет
за собой.
(Н.Веденяпина)
По точному замечанию поэта М.Волошина, «каждый рождается дважды», второй раз, когда «сердце горит и трепещет». Мы рождаемся во второй раз, когда переступаем порог безвестности, когда избираем свою профессию, определяющую наш путь в жизни.
Кем быть? Этот вопрос встает рано или поздно перед каждым человеком. Один становится поэтом или музыкантом, другой – физиком, третий – врачом, а я всегда хотел быть учителем.
Вряд ли можно найти название профессии человека, которое звучало бы так же красиво, гордо, проникновенно, тепло и душевно, как слово учитель. В это понятие народ вложил глубокий смысл и большое, разнообразное значение, что вполне соответствует огромным задачам, которые стоят перед теми, кого называют этим словом.
Учитель, педагог, наставник – это не профессия, а скорее призвание. Ведь не каждый может стать гениальным художником, великим музыкантом или актером. Не каждый может стать и настоящим учителем.
«Все начинается с детства», – сказал поэт. Я бы сказал: «Всё начинается со школы. Нет ничего, кроме школы, всё школа – с начала до самого конца», а в школе – учитель. «Учитель – сердце школы», – эти слова принадлежали М.И.Калинину, всесоюзному старосте.
Настоящий учитель запоминается на всю жизнь. Я думаю, в жизни каждого человека был хороший, добрый, настоящий учитель, тот, который способен понять и простить, помочь поверить в свои силы и поддержать, с которым можно поделиться всем. В моей жизни – это мой первый учитель Иван Фёдорович Фёдоров, - который, прошагав тяжелейшими дорогами войны от Волги до Вены, вернулся к себе в родные пенаты и начал учить будущее страны, то есть нас, чтению и письму, а главное – любви ко всему тому, что нас окружает.
Я – учитель русского языка и литературы. Знаю, что это самая прекрасная профессия, но и самая трудная. Я отдаю ей себя всего – иначе не стоило и начинать. Ведь, пожалуй, ни в одной профессии личность человека, его характер, убеждения, нравственное развитие, отношение к людям не имеют такого решающего значения, как в профессии учителя. Мало иметь только учительский диплом. Надо владеть еще величайшим из искусств – искусством любить детей.
Профессия учителя-словесника самая гуманная и благородная. Для меня очень важно, чтобы мои ученики ушли с урока, не только получив определенный объем знаний, но и став хоть чуточку добрее, справедливее, лучше. Не зря же, нас, учителей русского языка и литературы, называли когда – то инженерами человеческих душ.
Именно поэтому я начинаю свой первый урок с новыми учениками словами: «Дорогие ребята, я поведу вас в прекрасный мир, где живут литературные герои, я научу вас любить их и горевать вместе с ними, а для этого вы должны научиться любить себя, ценить себя, и только тогда вы научитесь любить других: близких, родных…»
Была ещё мечта – поступить в театральный институт. Но мечта на то и есть мечта, чтоб не сбыться, но остаться с тобой на всю жизнь. Учёба в институте дала мне шанс играть в «Галёрке» - это студенческая театральная студия. Пригодилось и это, слова учеников: «Абад Куспанович, вам надо было в актёры» - звучат часто как благодарность за счастливые минуты сотворчества.
Ведь учительская работа сродни актерской. На любом уроке присутствует момент перевоплощения. Зрителей в классе – всегда аншлаг.
Вторая страсть, которая осталась на всю жизнь, – это чтение. Читал запоем, все подряд, читал везде: и днем, и ночью, при свете фонарика, при свете самодельной свечки, читаю и сейчас в автобусе (не терять же время!), в поезде. Сейчас, работая всю жизнь с детьми, видя, как мало читают наши ученики, с грустью отмечаю: читать бы и читать нашим детям, но нет, что-то исчезло, что-то мы потеряли.
Время течет и изменяется. Всё то, что совсем недавно казалось нам востребованным и современным, если не предается забвению, то переходит в разряд неактуального. Пожалуй, вечными остаются познание и творчество. А кто же способен к постоянному преобразованию мира, если не дети? Стремление совершать открытия, создавать новое и необычное заложено в них с самого рождения. Именно учитель может поддержать эти творческие порывы и развивать умение удивляться, казалось бы, самым необыкновенным вещам.
Как научить ребенка мир любить,
Как показать, что жизнь крылата?
Попробуй научить детей творить-
И крылья обретут ребята!
Творчество для детей – это способ выразить себя, открыться миру, чтобы удивить, чтобы поняли взрослые. Эти размышления наводят на вопросы, которые не могут остаться без ответа.
Какова миссия современного настоящего учителя? Какой он, учитель современности? Какой я учитель? Учитель – это особая профессия! Она не терпит суеты, поспешности, необдуманных решений. Учительство - нелегкий труд, требующий полной отдачи всего себя, душевных сил, времени, которое неумолимо бежит вперед и выдвигает всё новые и новые требования.
Современный учитель – это, прежде всего, человек, способный умело воплотить в жизнь инновационные технологии. Понимание того, что я - учитель, тот самый учитель, на которого возлагается огромная доля ответственности за будущее детей, требует от меня постоянного движения вперед, к саморазвитию и самосовершенствованию.
Высказывание философа Джона Дьюи определило моё кредо в профессии: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера – мы украдем у наших детей завтра». А имеем ли мы на это право?
Мне нравятся слова: «Учитель - не кто учит, а у кого учатся». Известно, что учитель тоже учится у учеников, а педагогика – процесс взаимный. Каждый день, на своём опыте я убеждаюсь, как важно для успешного общения с детьми такие качества как общительность, доброта и искренность.
Хороший учитель для своих учеников должен быть лучшим другом и помощником, должен знать и уважать интересы своих учеников. Я люблю своих учеников, уважаю их мнение, считаюсь с их интересами и на этих «трёх китах» выстраиваю своё обучение.
Безусловно, очень нелегко передавать свои знания другим. Делать это, как мне кажется, следует ненавязчиво, демократично. Существует неверное суждение, что излишняя доброжелательность портит детей: они утрачивают всякую сдержанность, за доброту платят непослушанием и не боятся наказаний. Я полностью не согласна с таким мнением и считаю, что учитель должен быть добрым и дети будут отвечать ему тем же. Именно тогда каждый урок, каждая встреча учителя и учащихся превратится в праздник. Я очень стараюсь, чтобы дети, которых я учу, тоже любили меня. «Опять любовь!» - возразите вы. И напрасно. Любовь способна творить. Это она учит детей быть добрыми и милосердными, возбуждает живой интерес к знаниям, воспитывает постоянное желание самосовершенствоваться.
Несомненно, я стараюсь быть требовательным к себе: стремлюсь сделать свои уроки интересными.
Миллионы детей мечтают стать бизнесменами, архитекторами, моделями, актёрами и только единицы сидят на уроках своего любимого учителя и представляют себя на его месте, чтобы через много лет встать у доски и так же зажигать огонь в сердцах! Каждый человек, проходя свой жизненный путь, задумывается о выборе своего призвания, своей профессии.
И сейчас, оглядываясь назад, я нисколько не жалею о своём выборе. Я люблю свою профессию за её уникальное свойство: она позволяет нам видеть и любоваться духовным ростом своих учеников, через годы встречаться с ними, ставшими взрослыми, достойными людьми.
Именно, этой профессии – профессии учителя русского языка и литературы – обучаю своих студентов в университете, прививаю им всё то, чтобы они в будущем утвердились в своей профессии, научились любить тех, за кого они будут в ответе, - и это определит их призвание.
Найти свое призвание, утвердиться в нем – это и есть счастье.