«Мы должны продолжать модернизацию сфер образования, согласно ранее принятым программам».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
Сегодня в современном образовании провозглашен принцип вариативности, который дает возможность педагогическим коллективам учебных заведений выбирать и конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские. Именно об этом говорилось на региональном семинаре на тему «О ходе экспериментальной работы по апробации Общеобразовательной учебной программы и применению инновационных технологий», организованном республиканским центром «Дошкольное детство» Министерства образования и науки Республики Казахстан.
В настоящее время в Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса. Происходит модернизация образовательной системы – предлагаются иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет.
В этих условиях учителю и воспитателю необходимо ориентироваться в широком спектре современных инновационных технологий, идей, школ, направлений, не тратить время на открытие уже известного, а использовать весь арсенал педагогического опыта. Сегодня быть педагогически грамотным специалистом нельзя без изучения всего обширного спектра образовательных технологий.
Цель апробации− определение основных подходов к содержанию обновлённой учебной программы и применению инновационных технологий для повышения качества дошкольного образования.
В этом направлении идет и прогресс образования: разработка различных вариантов его содержания, использование возможностей современной дидактики в повышении эффективности образовательных структур; научная разработка и практическое обоснование новых идей и технологий. При этом важна организация своего рода диалога различных педагогических систем и технологий обучения, апробирование в практике новых форм - дополнительных и альтернативных государственной системе образования, использование в современных условиях целостных педагогических систем прошлого.
В работе семинара приняли участие директор республиканского центра «Дошкольное детство» МОН РК Бижан Игенбаева, специалисты управлений образования Атырауской, Актюбинской, Мангистауской, Западно-Казахстанской областей, курирующие дошкольное образование, методисты районных/городских отделов образования, директора и педагоги экспериментальных площадок дошкольных организаций. Всего 58 педагогов.
В ходе работы семинара участники обсудили вопросы по апробации общеобразовательной учебной программы, обменялись мнениями по применению инновационных методов и технологий.
Бижан Игенбаева рассказала о состояние экспериментальной работы по апробации обновленной общеобразовательной учебной программы дошкольного воспитания и обучения. Она отметила, что сегодня наряду с традиционными методами педагогики в последнее время выходят и инновационные методы, поскольку современное образование ориентируется на личностный характер обучения.
– Цель инновационных технологий – формирование активной, творческой личности будущего специалиста, способного самостоятельно строить и корректировать свою учебно-познавательную деятельность. Современный процесс разработки и освоения инноваций предусматривает поэтапную деятельность педагогов-новаторов. Современные дошкольные учреждения образования и школы многого требуют от воспитателя и учителя – и глубокой научной подготовки, и высокого мастерства, и безусловной педагогической грамотности и компетентности, – подчеркнула она.
В ходе семинара также выступили с докладами и поделились опытом своей работы: директор Мангистауского областного центра дошкольного воспитания и обучения Айгуль Токбаева; о применении инновационных методов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста рассказала методист детского сада «Райхан» Атырауской области Эльмира Избасарова; Сагима Сериккалиева, заведующая ясли-сада «Байтерек» села Подстепное, Западно-Казахстанской области, ознакомила участников семинара с инновационными подходами в реализации экспериментальных работ.
Участникам семинара методист ясли-сада №11 «Каусар» города Актау Жадыра Шафкаровна представила видеофильм «Новые возможности дошкольного образования с использованием инновационных технологий». А психолог ясли-сала №31 №\»Еркемай» г. Актау Мария Фирсина поделилась опытом внедрения проектной деятельности в детском саду.
Далее в рамках семинара все участники посетили ряд дошкольных организаций города и ознакомились с работой ясли-садов №11 «Каусар», №26 «Карлыгаш», №28 «Балдаурен», №31 «Еркемай», №43 «Батыр», где работают по экспериментальным методикам с использованием инновационных технологий.