«Шаг 76. Повышение качества человеческого капитала на основе стандартов стран ОЭСР.
Поэтапное внедрение 12-летнего образования, обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности.
Внедрение подушевого финансирования в старшей школе, создание системы стимулирования успешных школ»
(План нации «100 конкретных шагов»)
Нововведения в системе образования и насущные проблемы педагогов были обсуждены в ходе встречи работников образования региона с вице-министром образования и науки Республики Казахстан Эльмирой Суханбердиевой.
После прозвеневшего в школах области последнего звонка педагоги, встретившись в казахско-турецком лицее с вице-министром образования и науки Республики Казахстан Эльмирой Суханбердиевой,прибывшей в Мангистаускую область с рабочим визитом, смогли задать свои вопросы и получить на них исчерпывающие ответы.
Эльмира Амангельдиевна, пройдя все ступени системы школьного образования от простого учителя, завуча, директора школы, руководителя управления образования до вице-министра образования и науки РК, не понаслышке знает о проблемах в сфере образования.
– Глава государства уделяет огромное внимание сфере образования. Вы прекрасно знаете, что именно в системе образования происходят большие изменения. Сами учителя и родители зачастую устают от этих нововведений. Но время движется вперед, и поэтому система образования не может стоять на месте, – подчеркнула Эльмира Суханбердиева, обращаясь к участникам встречи. – Одним из важных пунктов Плана нации «100 конкретных шагов» является поэтапный переход к 12-летнему обучению, предусматривающий обновление образовательных стандартов. Данное нововведение продиктовано самой жизнью. Перед нами стоит задача кардинального обновления школьного образования на основе передового педагогического опыта. Школа в условиях обновления отличается тем, что учебный процесс характеризуется активной деятельностью самих учащихся. В данном случае учитель выступает организатором познавательной деятельности учащихся, и цели обучения становятся общими для ученика и для учителя, – сказала она.
Как было озвучено в ходе встречи, стандарты обновленного содержания ориентированы на построение модели образования, основанной на результатах, поэтому с учетом опыта Назарбаев Интеллектуальной школы разработаны новые типовые учебные планы и учебные программы среднего образования, которыми предусмотрено введение новых учебных предметов, обеспечение интеграции предметов и расширение преемственности содержания учебных программ на всех уровнях. Особенностью новых государственных стандартов образования является ориентация не на объем изучаемых предметов, а на его глубину. К примеру, с первого класса будет введен новый учебный предмет «Естествознание». С учетом того, что мы живем в эпоху глобальной информатизации, с третьего класса вводится предмет «Информационно-коммуникационные технологии», а уровневое обучение казахскому, английскому, русскому языкам начинается с первого класса. В старших классах планируется сокращение числа обязательных предметов базового и углубленного содержания.
– К примеру, старшеклассник выбрал будущую специальность «Ядерная физика». Тогда зачем ему полностью изучать гуманитарный цикл? Этим мы и ученика мучаем, и себя мучаем. С 2019 года старшеклассники, определившиеся со своей будущей специальностью, будут выбирать те предметы, которые им необходимы. Я считаю, что это правильно, – подчеркнула Эльмира Амангельдиевна.
С 1 сентября 2019 года предмет «История Казахстана» будет преподаваться на казахском языке, а «Всемирная история» – на русском языке. Также в 10-11 классах с 2019 года такие предметы как физика, химия, биология, информатика будут преподаваться на английском языке. Таким образом, к 2020 году завершится переход всех классов на обновленное содержание.
Педагогическая и родительская общественность, думается, была успокоена тем, что школьные дисциплины «Казахский язык» и «Казахская литература» не будут объединены в один предмет. То же самое касается и предметов «Русский язык» и «Русская литература».
Конечно же, много вопросов вызывает у родителей и педагогов, по словам вице-министра образования, система введения трехъязычного обучения.
– Недавно я побывала с рабочей поездкой в школах Алматинской области и встретилась с руководителями 870 школ региона. Директора школ обеспокоены сроками подготовки педагогических кадров, которые будут вести предметы на английском языке. К примеру, как быть малокомплектным школам, где нет учителей физики, а мы ждем от них преподавания на английском языке? Что делать с учителями предпенсионного возраста, которые не изъявят желания учить английский язык? Я думаю, пока руководство школы, педагогический коллектив и родительская общественность не будут готовы к переходу на трехъязычное обучение, школа не сможет перейти, несмотря ни на какие требования и нормативы. Когда школа будет готова, тогда и произойдет безболезненный переход. Поэтому весь этот процесс требует большой организационной, подготовительной и разъяснительной работы. Это работа не одного дня, а многолетняя поэтапная кропотливая работа, – подчеркнула вице-министр образования и науки РК.
Много вопросов возникает у родителей по переходу на 12-летнее обучение.
Как отметила Эльмира Суханбердиева, о переходе на 12-летнее обучение мы говорим более десяти лет. Дети, обучавшиеся по данной по программе в тридцати пилотных школах республики, уже окончили школу и учатся в учебных заведениях по выбранным специальностям.
– Главная трудность предстоящего учебного года в том, что в этом году в первые классы школ республики придут и шестилетние и семилетние дети. А в следующем году будет уже легче, так как в первые классы придут только шестилетние дети, – сказала Э.Суханбердиева.
Вице-министр образования и науки проинформировала также и о других новшествах в системе образования.
К примеру, будет разрешена повторная пересдача не только для выпускников школ, сдающих Единое национальное тестирование (ЕНТ), но и для выпускников колледжей, сдающих комплексное тестирование для поступления в вузы.
– Если выпускник колледжа не пройдет повторную сдачу, то ему предоставляется возможность, чтобы он все же поступил в вуз на основе так называемой ваучерной системы, согласно которой он в течение первого курса университета может сдать комплексное тестирование, – сообщила Э.Суханбердиева.
Напомним, что по результатам комплексного тестирования абитуриентов в 2015 году только 7% выпускников колледжей Мангистауской области смогли преодолеть пороговый уровень и поступить в вузы.
Как сообщила вице-министр образования и науки РК, на всех уровнях дошкольного и школьного образования с целью воспитания чувства патриотизма у подрастающего поколения будет внедряться идея «Мәңгілік ел».
–Для дошкольного, начального, среднего, старшего звена будут разработаны программы с участием лучших учителей Назарбаев Интеллектуальных школ, специалистов институтов повышения квалификации «Өрлеу» и сильнейших учителей общеобразовательных школ республики. Таким образом, полностью идея «Мәңгілік ел» будет внедряться в школьную программу не только через факультативные занятия, классные мероприятия, но и через академические часы, – отметила Эльмира Амангельдиевна.
Также вице-министр образования и науки РК подчеркнула, что актуальным вопросом остается повышение статуса учителя в казахстанском обществе, так как именно учитель является ключевой фигурой системы образования и вершителем детских судеб.