В Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова состоялся круглый стол «Роль взаимодействия образования и производства в подготовке квалифицированных кадров для морской отрасли Казахстана». Кроме того, в ходе работы круглого стола в целях осуществления эффективного сотрудничества в подготовке морских специалистов были подписаны меморандумы о сотрудничестве между КГУТИ имени Ш. Есенова и Союзом транспортников Казахстана «Kazlogistics», а также ТОО «Ескерткыш Кызмет Казахстан».
В работе круглого стола приняли участие представители Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», региональной палаты предпринимателей, РГУ «Морская администрация портов Актау и Баутино» Комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, АО «НК «Актауский международный морской торговый порт», Союза транспортников Казахстана «Kazlogistics», компании «Вагенборг-Казахстан Б.В.», ТОО «НМСК «КазМорТрансФлот», ТОО «Caspian Offshore Construction», ТОО «OMS Shipping», ТОО «Каспиан Мейнпорт Актау», ТОО «KTZ Express Shipping», АО «Казахский институт нефти и газа», ТОО «Ескерткыш Кызмет Казахстан», ТОО «Казахстан Каспиан Оффшор Индастриз», ТОО «НПФ Каспий Дайв Про», ТОО «Sigma Plus VO», вузов РК, осуществляющих подготовку морских кадров.
У специалистов давно сложилось мнение, если дела идут нормально, то предприятия и организации подписывают договоры о сотрудничестве. Если хотя бы у одного из партнеров есть проблемы, то подписываются меморандумы. Все дело в том, что договор законодательно положено соблюдать, а меморандум никого и ни к чему не обязывает.
В Каспийском университете технологий и инжиниринга имени Ш. Есенова собрались морские специалисты и преподаватели вуза, чтобы в ходе заседания круглого стола обсудить роль взаимодействия образования и производства в подготовке квалифицированных кадров для морской отрасли Казахстана.
Маячивший впереди «призрак меморандума», сразу же выявил и проблемы.
Выступающие со стороны университета, агитировали специалистов морской отрасли обратить внимание на их студентов и приглашать их на работу. А представители морских компаний такое предложение не очень устраивало. И не устраивает.
Во вступительном слове ректор КГУТИ имени Ш. Есенова Адилбек Ботабеков обозначил ряд проблем, которые на сегодня не позволяют обеспечить на должном уровне взаимодействие системы образования и производства.
– Во-первых, это отсутствие заказа системе образования на подготовку специалистов с определенными квалификациями со стороны работодателей. Во-вторых, отсутствие профессиональных стандартов, которые должны быть отраслевым заказом системе высшего образования. В-третьих, отсутствие методологии мониторинга и оценки профессиональной компетентности молодых специалистов, необходимых для корректировки стандартов и программ, – пояснил Адилбек Ботабеков.
Далее ректор отметил, что оценка сложившейся ситуации по подготовке кадров для морской отрасли послужила причиной инициирования университетом данного круглого стола.
Уже ни для кого не секрет, что к проблеме создания на Каспии морского флота Казахстана различные государственные органы изначально отнеслись спустя рукава и не согласовали свои действия между собой. Мало закупить корабли, надо набрать экипажи, обеспечить не только безопасность мореплавания, но и законодательную базу. Наши депутаты законодательно закрепили, что капитан корабля, старший помощник и радиоспециалист на судне должны быть гражданами РК. В итоге вышла заковыка. Суда есть, специалистов нет. Пришлось принимать поправки к закону, продлевая на 10 лет возможность нанимать капитанов и старпомов за рубежом.
Но и с младшими корабельными специалистами не все хорошо.
Университет по подготовке морских специалистов есть, а право работать на флоте у выпускников нет. Казахстан находится в «черном списке» международных морских ассоциаций, и не имеет права выдавать своим морским специалистам разрешающие документы.
В итоге даже простыми матросами выпускников есеновского университета, морские компании, работающие в Казахстане, брать не хотят, и это несмотря на все усилия со стороны Каспийского университета.
Есть университет, есть преподаватели, есть тренажерные центры, но… «без бумажки ты букашка». В итоге выпускники есеновского вуза, как сказал один из руководителей компании «Caspian offshore construction» Олег Вахромеев, после окончания учебы куда-то растворяются. Получили морской диплом, но уходят в сухопутные организации.
Желающие работать на море должны пройти переобучение в России, или в других странах, которые имеют право на выдачу соответствующих документов.
У студентов госуниверситета им. Есенова практические занятия занимают 11 недель.
– По международному морскому праву чтобы стать хотя бы вахтовым матросом курсант должен иметь за плечами год практических занятий на корабле. А если курсант стремиться стать помощником капитана, то три года, – пояснияет руководитель «Caspian offshore construction» по подготовке и развитию персонала Олег Вахромеев.
Руководитель отдела развития человеческого капитала региональной палаты предпринимателей Г. Шаймерденова отметила важность объединения усилий производства и образования в подготовке кадров.
С докладом об опыте объединений работодателей в разработке и экспертизе профессиональных стандартов, с конкретными предложениями по их разработке выступил М. Исабеков, эксперт Национальной палаты предпринимателей «Атамекен».
В ходе работы круглого стола выступили: президент АО «НК «Актауский международный морской торговый порт» М. Ялбачев, менеджер компании «Вагенборг-Казахстан Б.В.» Ж. Копбаев, генеральный директор ТОО «Ескерткыш Кызмет Казахстан» Ю. Киор, заместитель генерального директора по производству ТОО «OMS Shipping» С. Головин.
Исполнительный директор по вопросам морского и речного транспорта СТК «Kazlogistics» А. Кожахметов представил на рассмотрение участников круглого стола план по организации плавательной практики студентов морского транспорта.
Выступавшие также отметили актуальность вопроса разработки профессиональных стандартов в деле подготовки квалифицированных кадров для морской отрасли, выразили благодарность руководству университета за проведение круглого стола, а также готовность принимать активное участие в решении обозначенных проблем.
К примеру, университет уже давно мечтает иметь свое учебное морское судно для практических занятий студентов. Купить готовое сложно и дорого. Поэтому руководство есеновского вуза давно предпринимает попытки получить в свое распоряжение один из тех браконьерских кораблей, которые задержали наши пограничники, и которые были конфискованы судом. Но пока эти попытки остаются безрезультатными. Соответственно студенты проходят практику только на тренажерах.
Морские компании брать на практику студентов не очень-то хотят.
По словам морских специалистов обучение одного практиканта в течение года обходится компании в несколько сотен тысяч тенге, а в итоге курсант по окончании обучения уйдет работать в какое-нибудь сухопутное ТОО.
Удручающим для студентов университета звучит и прогноз специалистов казахстанских морских компаний. Как уже было сказано работать на международных направлениях наши студенты не могут в силу международных проблем с документами. А внутренние воды вскоре откажутся от предложений моряков. Единственный проект, который требует морских специалистов – это Кашаган. Но проект уже практически завершен, а новые проекты на Каспии пока не намечаются. И даже опытным специалистам придется искать работу. Как сейчас эту работу ищут моряки танкерного флота. Мангистауская нефть стала транспортироваться по трубопроводу. И необходимость в танкерах на Каспии практически отпала.
Казахстанские моряки может быть и смогут работать на других направлениях (в Черном море, на Балтике и так далее...), но студентам есеновского будет крайне не легко. А если на суше в Астане их «SOS» не услышат, то бороздить моря и океаны им вообще не удастся.
P.S: По итогам работы круглого стола было принято решение о формировании на базе КГУТИ имени Ш. Есенова рабочей группы по разработке профессиональных стандартов, описывающих профессиональные компетенции в морской отрасли в соответствии с уровнями Национальной рамки квалификаций.
В целях осуществления эффективного сотрудничества в подготовке морских специалистов были подписаны Меморандумы о сотрудничестве между КГУТИ имени Ш. Есенова и Союзом транспортников Казахстана «Kazlogistics», а также ТОО «Ескерткыш Кызмет Казахстан».