«Я призываю нашу молодежь активно осваивать рабочие специальности. Надо осваивать рабочие профессии.
В своё время я тоже начинал с рабочей спецовки, стоял у горнила доменной печи. Берите пример!
Пройдут годы, но этот жизненный опыт обязательно вам пригодится, какую бы судьбу вы не изберёте».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
В жизни каждого человека наступает время, когда надо ответить на казалось бы простой вопрос – кем быть? и сделать серьезный шаг навстречу своему будущему. Чтобы определиться, школьникам нужно узнать как можно больше о разных профессиях, и хорошо, когда есть возможность присмотреться к разным вариантам, получить хороший совет. Такой шанс старшеклассникам актауской СШ №14 дали представители городского и областного молодежных ресурсных центров. Школьники отправились в актауский международный аэропорт, где смогли поближе ознакомиться с деятельностью этого сложного и нужного для всех предприятия.
– Как известно, Глава государства поручил разработать проект «Бесплатное профессионально-техническое образование для всех», который стартует в 2017 году. В связи с этим мы разработали ряд мероприятий. К примеру, на прошлой неделе мы организовали ознакомительную экскурсию для учеников на актауский битумный завод. Там они открыли для себя много нового и интересного, поговорили с рабочими, задавали вопросы, познакомились с несколькими ведущими специальностями. Сегодня, в продолжение нашей инициативы, мы со старшеклассниками приехали в аэропорт. Надеемся, что и это наше небольшое путешествие будет интересным, а ребята получат представление об организации работы аэропорта, о том, какие специалисты здесь трудятся. Возможно, для кого-то из них определится ориентир для выбора будущей профессии, – говорит главный специалист отдела координации деятельности молодежной неправительственной организации Гульмира Каппасова.
Школьники сначала ознакомились с работой службы перевозок. Здесь проверяется багаж, осуществляется предполетный досмотр пассажиров, ручной клади, багажа, грузов, пассажиры проходят регистрацию и готовятся к посадке в самолет. Инспектор по досмотру имеет право отстранять пассажиров и членов экипажей от полета в случае грубого нарушения ими норм, правил и процедур по авиационной безопасности, отстраняются и лица, уклоняющиеся от прохождения досмотра.
Далее школьники узнали о работе службы авиационной безопасности. Это целый комплекс мероприятий, обеспечивающих защиту гражданской авиации от актов незаконного вмешательства, предусматривающий также дополнительные меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или в чрезвычайных обстоятельствах. В этой службе могут работать подготовленные люди, прошедшие определенную школу жизни, физически крепкие, поэтому сюда принимают тех, кто уже отслужил в армии.
Затем ученики попали в зону действий РГП «Казаэронавигация». Отсюда ведется управление воздушным движением, обеспечивается техническая эксплуатация наземных средств, радиотехнического оборудования и электросвязи. Здесь и находится сердце функционирующего аэропорта – диспетчерская служба, которая работает круглосуточно, диспетчеры несут свою вахту ежесекундно, ежеминутно в четыре смены. Диспетчер составляет суточный план полётов, согласовывает его выполнение с другими службами, со своими коллегами из других аэропортов, постоянно находится на связи с экипажами судов, следит за воздушной обстановкой. Он постоянно отслеживает воздушную обстановку с помощью специального монитора, учитывая метеоусловия, график движения судов и прочее, всегда находится на связи с экипажами судов и со своими коллегами из смежных зон ответственности.
– Самолёт – это слишком быстрый вид транспорта, чтобы диспетчер мог позволить себе медлительность. Например, в неожиданной ситуации он должен быстро рассредоточить самолёты на безопасное расстояние, принять решение о запрете на посадку (или наоборот). К тому же на одного диспетчера может приходиться несколько самолетов одновременно. Поскольку времени на долгое обдумывание обстановки нет, все действия диспетчера строго регламентированы. Работа диспетчера организована так, чтобы исключить ошибки в управлении полётами. В этом ему помогает спецоборудование: мониторы, средства связи, сигнальные табло и прочее. Также он получает информацию от метеослужб, пользуется справочной информацией. Каждый диспетчер знает, что его неверное решение может привести к катастрофе и гибели людей. Высокая ответственность при большом объёме работы, высокая скорость решений – всё это означает повышенное нервное напряжение, – говорит исполнительный директор международного аэропорта Актау Ергазы Жолдасов.
Дальше он ознакомил учеников с деятельностью службы пожаротушения, где им показали, как работает спецтехника, разные приспособления, с помощью которых тушат пожар в случае его возникновения.
– Существует норматив, по которому в случае возникновения пожара нам, работникам пожарной службы, нужно доехать до места происшествия за 3 минуты. Поэтому мы находимся в состоянии постоянной боевой готовности. Работаем в четыре смены, всегда наготове 16 бойцов службы. Тушим пожар специальным инертным газом, для этого имеется все необходимое оборудование, четыре машины спецтехники, – пояснил начальник старшей смены пожарной безопасности аэропорта Султан Халеев.
Школьники живо интересовались всем увиденным, задавали вопросы сотрудникам международного аэропорта. Один из учеников, Канат Аймуратов, поделился впечатлениями:
– С детства мечтал быть пожарным. Сегодня, познакомившись поближе с этой работой, я еще больше загорелся желанием. Мне кажется это хорошо – приходить на помошь и вовремя оказатьсяв нужное время и в нужном месте, и при необходимости спасти людей.
На сегодня в международном аэропорту работают 720 человек по четыре смены. Как сказал Ергазы Жолдасов, ощущается нехватка кадров в службе авиационной безопасности, в аэродромной службе. Но таких специалистов обучают только в России, понятно что есть проблемы, – говорит исполнительный директор международного аэропорта Актау Ергазы Жолдасов.
Возможно, кто-то из ребят и загорится желанием решить эти проблемы, в любом случае знакомство с аэропортом было очень интересным. Сегодня государству нужны специалисты технических профессий, инженеры, автомеханики, автослесари, металлурги, специалисты машиностроения, строители… Что выбрать – каждый решит сам для себя, в основном полагаясь на свои способности и предпочтения. Но важно учитывать и то, будет ли он, востребован на рынке труда по окончании учебного заведения. Думаю, инициатива молодежного ресурсного центра поможет ребятам в принятии правильного решения.