«76 Шаг. Обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности».
(План нации «100 конкретных шагов»)
Под таким названием на базе школы-лицея №7 имени Н.А.Марабаева прошел областной семинар-практикум для учителей, организованный Мангистауским областным центром учебно-методического и дополнительного образования. Цель семинара – развитие информационно-образовательной среды областной системы общего образования как пространства для реализации личности педагога.
C наступлением эпохи глобализации системы образования большинство развитых стран мира находятся в состоянии непрерывной модернизации и реформирования. По темпу внедрения инноваций в области образования Казахстан находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно и ускоряется с каждым годом – в стране поставлены амбициозные цели по улучшению качества образования.
Тема, предложенная участникам к рассмотрению – как никогда актуальна. Современному обществу нужны не только грамотные молодые люди, а прежде всего, умеющие работать, преподнести себя, выстраивать отношения и общаться в коллективе.
– Этому надо учить, поэтому наш педагогический коллектив старается внедрять в практику различные новые методы активизации умственного потенциала учащихся. И на данном семинаре мы поделимся своим опытом с коллегами, – сказала директор школы-лицея №7 Кажет Бекжанова, открывая работу семинара.
Школа встретила гостей-коллег со всей области музыкальным приветствием, в котором приняли участие юные дарования, известные за пределами города, области и республики.
Программа семинара была очень разнообразной. Интегрированный урок-фрейм-панораму дали учитель русского языка Ш. Агаджанова и учитель информатики М. Курманбаева по теме «Глагол и его особые формы» в 7 Б классе.
Стоит отметить, что знания учителей о различных приемах и техниках развития критического мышления и умение применять их на различных этапах урока на сегодняшний день очень актуальны.
– Поясню, что термин «критическое мышление» у всех на слуху. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то заведомо хорошее, некий навык, который позволит нам успешно справляться с требованиями нашего сетевого века, поможет глубже понять то, что мы изучаем и делаем. К примеру, урок-обобщение с применением одного из приемов – способа вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия (критическое мышление – «Денотатный граф») оказался очень насыщенным и плодотворным, который показал не только высокий уровень знаний по русскому языку, но и умение учащихся применять информационные технологии и критически мыслить, – отметила Кажет Бекжанова.
Интересно прошел урок учителя начальных классов Р. Гукасари на тему «Проверяемая гласная в корне слова» в 4 классе. На стандартном уроке русского языка учитель применил приемы критического мышления, которые дали отличный результат.
Необычно, насыщенно прошел урок на тему «Образ народного героя Махамбета Утемисова – акына и воина в романе А.Алимжанова «Стрела Махамбета», который синхронно провели в 7 «Г» классе учитель русского языка М. Майкеева и учитель казахского языка А. Есболаева. Был применен прием критического мышления (анализ и синтез материала), по новой, недавно введенной теме в школьную программу по русской литературе. Учащиеся инсценировали эпизод из романа, где раскрывался образ Жангирхана как деспота и Махамбета как народного защитника.
Учитель казахского языка А. Койшибаева и учитель английского языка Л. Зайцева удивили всех на уроке по теме «Мұражай-мәнгілік, мәдени мұра. Мuseum – is our Past Present and Future». Используя разноуровневые групповые задания (подбор эпиграфа, съемки видеоролика в школьном музее, составление постера), причем на двух языках, учителя добились хороших результатов.
Также на высоте прошел интегрированный урок казахского и английского языков, данный учителями М. Жуматовой и А. Кувановой на тему «Алматы метросы». Учителя показали формы работы по программе семи модулей: использование информационных компьютерных технологий на уроке для создания диалога, диалогового обучения, разноуровневые задания.
Сравнительно недавно введенный в программу предмет «Самопознание» прочно завоевал расписание в школьных предметах казахстанских школьников. «Волшебная сила добра» – под таким названием учитель самопознания Г. Альманбетова провела урок, который получился живым: учащиеся просмотрели видео, спели песню о добре, сделали выводы, нарисовав постеры. Он не оставил равнодушным и гостей. После урока педагоги за круглым столом поделились своими мнениями, заполнили анкеты.
Завершили работу семинара учитель казахского языка С. Копбергенова и учитель русского языка Г. Ахметова коучингом (это профессиональное партнерство с клиентом, ориентированное на творческое создание и реализацию особых, значимых для его жизни изменений в личной и/или профессиональной сфере) на тему «Забота о родителях», растрогав до слез гостей искренностью и мастерством.
Напомним, что сегодня в соответствии с требованием времени каждый гражданин должен стремиться к владению государственным языком, русским языком – языком межнационального общения и английским языком. Для реализации этой идеи разработаны стратегия развития полиязычного образования, пакет нормативных документов, планируется подготовка педагогических кадров для системы полиязычного образования, а также разработаны модели по обучению казахскому и русскому языкам, аналогичные международной системе обучения английскому языку. Это позволит сформировать единую методологию обучения языкам.
В рамках реализации культурного проекта «Триединство языков» стоит задача повысить роль государственного языка как фактора укрепления государственности Казахстана, сохранить высокий уровень знания русского языка, а также создать условия для успешного овладения английским языком. Именно эти методики и были показаны педагогами школы-лицея №7.
Семинар, по мнению участников, прошел на высоком профессиональном уровне. Уроки и мероприятия, проведенные педагогами школы-лицея №7, получили высокую оценку коллег. Тепло отозвалась о работе участников тренер уровневых курсов г.Актау при АО НЦПК «Өрлеу» по Мангистауской области Г. Джаналиева.
– Семинар достиг своей цели и еще раз подтвердил, что современный учитель, благодаря своему желанию постоянно обучаться и идти в ногу со временем, способен повышать свой профессиональный рост в условиях актуальности полиязычия, – подчеркнула Г. Джаналиева.
По мнению почти сорока представителей педколлективов области семинары такого уровня дают большие возможности для обмена опытом и профессионального роста учителя.
Неслучайно эпиграфом к семинару стали слова великого Абая: «Одни свойства человека рождаются с ним, другие создаются в результате труда».
– Да, только упорный труд настоящего учителя взрастит блестящие ростки, – отметила представитель городского координационного центра учебно-методического и дополнительного образования Р. Кунасова.