Проблема нехватки учительских кадров стала насущной не только для школ, но и для вузов нашего региона. Выход из этой ситуации пока не просматривается, специалисты системы образования немало обеспокоены тем, что выпускники школ не выбирают профессию учителя. Так, может быть, стоит разработать специальную программу действий и условий для того, чтобы абитуриент был более мотивирован к выбору профессии учителя, и решить проблему подготовки грамотных и высокопрофессиональных кадров в интересах региона. Этот вопрос и стал темой обсуждения в ходе диалога между учителями школ региона и профессорско-преподавательским составом КГУТИ имени Ш. Есенова, который состоялся в головном вузе области.
По словам руководителя областного управления образования Зейнеп Тастемировой, в общеобразовательных учебных заведениях области особенно остро ощущается дефицит учителей-предметников – математиков, физиков, биологов, русоведов. В высших учебных заведениях, считает она, необходимо на должном уровне осуществлять подготовку будущих специалистов образования, грамотных, способных работать в информационном поле, разбирающихся в новейшей технологии. При этом она не преминула вскользь упомянуть, что нередко в газетных объявлениях проскальзывает нежелание ряда предприятий трудоустраивать у себя выпускников головного вуза региона, что ставит под сомнение его репутацию. В ответ первый руководитель нашего вуза заверил, что сегодня в Каспийском государственном университете имени Шахмардана Есенова ситуация совершенно иная. – Те характеристики, что давали ранее нашему вузу, – все осталось в прошлом, в истории. Ныне учебный процесс, организация работы, старания и уровень наших преподавателей – качественно другие, соответственно и выпускники нашего университета конкурентоспособны вполне. Предвзятые разговоры в кулуарах, среди родителей – это, скорее, отголосок прошлых неудач. Если в южной столице республики высшие учебные заведения имеют уже исторически сложившиеся вековые традиции, устоявшийся профессорско-преподавательский состав, потенциал, то не забывайте, что нам, как самостоятельному вузу, всего 22 года. Мы развиваемся, приумножаем достижения отечественного и зарубежного опыта в сфере высшего профессионального образования и науки, двигаемся вперед на основе новейших образовательных технологий, внедряем передовые методики обучения с применением современных технических средств, активно занимаемся научными исследованиями по приоритетным направлениям. В 2015 году по восьми специальностям мы отправили своих студентов для участия в различных олимпиадах в разные города нашей республики. На семи из них наши ребята подтвердили звания сильнейших, став победителями и призерами. Это очень высокие результаты. Ректор КГУ ТИ имени Ш. Есенова Адильбек Ботабеков готов решительно отстаивать честь вуза. Он не преминул заметить, что ежегодно в течение целого семестра либо учебного года студенты вуза направляются на обучение в страны зарубежья, в частности, в Болгарию, где обучение ведется на русском языке. Для усиления кафедры иностранных языков в университет приглашаются специалисты, в частности, из Великобритании.Проблема вуза, по мнению ректора, заключатся в том, что выпускники, с отличием окончившие школы, не желают идти в региональный вуз по специальностям педагогического профиля, выбирают вузы Астаны, Алматы. Приходится, как утверждают преподаватели университета, лепить будущего педагога из того, что остается. А это выпускники, едва набравшие 50 и чуть более баллов, школьный багаж знаний оставляет желать лучшего, сетуют они. Именно школы, по мнению педагогов вуза, должны быть заинтересованы в будущих своих кадрах, пестовать их еще со школьной скамьи, заинтересовать, ориентировать детей на осознанный выбор профессии учителя.
– Наша задача сегодня заключается в том, чтобы привлечь выпускников школ, причем, сильных, имеющих по результатам ЕНТ высокие баллы. Не секрет, что слабый выпускник школы с низкими показателями по ЕНТ – это слабый студент в вузе, после окончания вуза – слабый учитель в школе. Обвиняя друг друга в том, что школа слабо обучает детей, а в вузе слабо готовят будущих учителей, проблему не решить. Пора выбраться из этого замкнутого круга, – сокрушается Адильбек Ботабеков.
С руководителем вуза солидарны и преподаватели университета. Перебрасывая мосты к школе нового времени, недальновидно было бы забыть все то, что оправдало себя в школе старой, где было много положительного, в частности, подготовка будущей смены. В качестве образцового примера работы с учащимися, которых учитель ориентирует на профессию учителя, была взята практика математика акшукурской средней школы имени Маршала Абдихалыкова Онайбая Абрахманова, который готовит своих последователей – будущих учителей математики – с ранних лет. Сколько сегодня математиков, известных в регионе предметников, которых он выпестовал, своим именем, любимой профессией обязаны ему! Такую практику – работу с учащимися углубленно и индивидуально, прививая им интерес к предмету, – нужно учителям школ взять на вооружение, считает Акмарал Отарова, зав. кафедрой казахского языка и литературы . То же самое и с ЕНТ: уже с 9-10 классов школы должны готовить детей к национальному тестированию. В 11 классе, когда выпускник стоит уже на пороге школы, подготовка дается очень тяжело и, в первую очередь, в психологическом плане, справедливо отмечает преподаватель вуза.
В большинстве случаев на выбор будущей профессии детей зачастую влияют родители. Причем, выбор останавливают на тех профессиях, которые, на их взгляд, более престижны и высокооплачиваемы. Сегодня профессия учителя, малооплачиваемая, ушедшая на задний план, уже не в моде. О выборе будущей профессии дети должны задуматься не на пороге школе, а еще в восьмом, девятом классах, советуют коллеги из КГУ ТИ им. Ш. Есенова.
С каждым годом справляться с так называемыми «временными трудностями», плавно перетекающими в разряд системных, при подборе кадров становится все труднее. Выпускники вузов с педагогической специальностью не очень охотно идут на работу в организации образования, молодежь не желает работать за мизерную зарплату, их не обеспечивают жильем. Учителя уходят, в том числе и на пенсию; молодые специалисты в школу не желают идти, но оглянитесь вокруг: на улицах стало заметно больше, чем в прошлые годы, молодых мам с колясками! Кто будет учить этих детей через шесть-семь лет? Если в республике, как прогнозируют статисты, до 2021 года будет продолжаться спад демографических показателей, то в Мангистауской области тенденция наблюдается обратная. Если в 2015 году окончили школы 4 тысячи 188 выпускников, то по подсчетам ректора университета, взявшего за основу четыре года, один цикл учебы в бакалавриате, – то в следующем году количество выпускников школ по сравнению с прошлым годом увеличится на 17%. Через год – на 38%. В 2018 году выпускников общеобразовательных учреждений области будет больше в сравнении с 2015 годом на 54%. А еще через четыре года – на 70%! Так, значит, уже сегодня нужно бить в колокола!
С 2011 года проблему дефицита педагогических кадров в республике пытаются решить с помощью госпрограммы «С дипломом в село». В нашем регионе в новом учебном году в школы принято более 150 молодых специалистов, окончивших педвузы по грантам акима области, из них 16 вернулись непосредственно в родные школы. Тем не менее, вакансии учителей-предметников – математиков, физиков, биологов, русоведов, особенно в казахских классах – до сих пор остаются открытыми. А значит, к системной проблеме и подход должен быть системным и комплексным, в том числе с решением вопроса увеличения грантов местного значения.
Необходимо, считает ректор, выработать национальную программу на долгосрочной основе в региональном масштабе, в которой будут активно задействованы три звена: местные власти, школы, вуз. Увеличение грантов акима по педагогическим специальностям, предвузовский процесс профориентации учащихся в школах, подготовка в вузе будущих кадров образования, владеющих инновационной методикой, – вот составляющие этих звеньев. Кроме того, считает ректор университета, необходимо проработать вопрос о выделении Министерством образования и науки РК в целевом порядке квоты на государственные образовательные гранты по педагогическим специальностям для нашего университета. Все эти меры, уверенно заявляет он, значительно укрепят педагогические кадры области.
– Мы хотим работать точечно, зная потребности каждой школы нашего региона, в каких кадрах каждая из них нуждается. Мы хотим формировать своих будущих студентов из учащихся своих школ, зная, что столько-то выпускников школ региона – будущих учителей – в следующем году поступит к нам, быть уверенными в том, что к нам идут целеустремленные и творческие юноши и девушки, – озвучил мнение всего профессорско-педагогического коллектива А. Ботабеков.
При этом вуз не только готов обучать студентов по педагогическим специальностям, но и обеспечить своих выпускников – молодых учителей – общежитием. Парадоксально, но это факт: школы, которые должны быть заинтересованы в кадрах, нередко отказывают в допуске к практике студентам университета.
Еще одно предложение, прозвучавшее в ходе встречи, заслуживает внимания. Это – возродить добрую традицию обмена опытом работы лучших педагогов, учителей-предметников, школ, добившихся лучших результатов по ЕНТ. Руководитель областного управления образования З. Тастемирова заверила коллег, что сегодня внедряется практика шефства учреждений образования, добившихся достижений по ЕНТ над школами, результаты которых по национальному тестированию оставляет желать лучшего.
Глава ведомства также заверила преподавателей вуза, что на уровне руководства области будет поднят вопрос об увеличении грантов главы региона для выпускников школ по специальностям, в которых школы особо нуждаются.
В своих выступлениях участники круглого стола вопросу повышения престижа учителя придавали особое значение. Но, согласитесь, престиж одним профессионализмом на голом энтузиазме учителей вряд ли можно поднять. Большинство молодых педагогов не имеют собственного жилья, а на одну учительскую зарплату решить квартирный вопрос вряд ли представится возможным. В той же школе М. Абдыкаликова 10 молодых специалистов, получивших в свое время путевку в школу по программе «С дипломом – в село», все еще не имеют жилья. На подъемные же молодых специалистов не приобрести и половины земельного участка. Дорогущая ипотека с космическими процентными ставками учителю не по карману. Почему бы не возродить практику предоставления молодым кадрам, в которых нуждается школа, беспроцентной ссуды? Нужно не только поднимать имидж учителя, но и решать социальную сторону проблемы. И пока на республиканском уровне не будут решены вопросы социальной защищенности работников образования, учитель – главное звено, основа системы образования, будет оставаться не в чести.
Хочется надеяться, что диалог, начавшийся за круглым столом между учительским сообществом региона и высшим звеном сферы образования, выльется в плодотворное сотрудничество. И начало тому – подписанный сторонами Меморандум о взаимосотрудничестве.