«Обновление стандартов школьного обучения для развития функциональной грамотности».
(План нации «100 конкретных шагов»).
На повестке круглого стола, проведенного в областном центре партийцами Мангистауского обкома КНПК, были рассмотрены проблемы образования. И одними из них, по мнению коммунистов, являются проблемы качества образования и нехватка квалифицированных педагогических кадров.
На мероприятие были приглашены представители областных управлений внутренней политики, образования, координационных центров управления образования, руководители вузов, директора и учителя средних школ города Актау и Мунайлинского района, представители филиала АО «НЦПК «Орлеу» (института повышения квалификации педработников), ряда неправительственных объединений, СМИ. Активное участие в обсуждении наболевших проблем образования приняли и родители учащихся. Конференц-зал гостиницы «Актау», где проходил круглый стол, с трудом вместил участников мероприятия.
Заседание круглого стола открыла первый секретарь обкома КНПК
Р. Махамбетова. В своем выступлении Роза Карымсаковна сделала акцент на болевых точках системы образования в целом и призвала участников к конструктивному диалогу в обсуждении вопроса, вынесенного на повестку дня, а так же к поиску путей решения проблем образования. Нужно поднимать престиж профессии учителя.
Выступившая следом начальник отдела управления образования А.Ж. Туржанова озвучила статистические данные итогов ЕНТ как в регионе, так и пореспублике в целом, отметила положительные сдвиги в системе образования страны. Вместе с тем она обратила внимание собравшихся на имеющиеся недостатки в системе образования и, в первую очередь, на несовершенство современных учебников. Так, к примеру, экспериментальный учебник «Our discovery island» использовался всего один учебный год: учебное пособие из-за несовершенства проработки его авторами было изъято из учебного процесса. Выступавшими были указаны и другие учебники, содержание материалов в которых не соответствовало темам, возрастным особенностям учащихся, а в некоторых смысл используемых слов негативно сказывался на психику детей (к примеру, слова монстры, чудовище). В то время как привлекательная иллюстрация и соответствующее установленной базовой программе образования содержание материалов очень положительно способствуют совершенствованию познавательных действий и мышлению, развитию интеллекта детей, отмечалось выступавшими.
Так, например, методист Мунайлинского районного отдела образования К.Т. Мирова в качестве удачно разработанного для учащихся учебника, в котором количество тем совпадает с количеством часов, указанных в календарных учебных планах, а содержание материалов – очень доступных, насыщенных и системных, без орфографических ошибок – соответствует возрастным особенностям учащихся, привела учебник «English 1», авторами которого являются Т.Д Кузнецова и K.С.Бобровская. Единственным недостатком является лишь то, констатировала она, что на изучение этого предмета отводится один час в неделю и, соответственно, времени на усвоение учащимися тем по лексике и грамматике не хватает.
Очень активное участие в обсуждении приняли и родители, которые, как и многие учителя средних школ, высказали свое отрицательное мнение по поводу перехода школ на двенадцатилетнюю систему обучения школ республики, многие из которых не обеспечены литературой даже на 50%. Многие школы из-за нехватки учебно-образовательных заведений работают в три смены, не хватает квалифицированных учителей-педагогов. При такой ситуации нет смысла внедрять несовершенные реформы. От вводимых не всегда целесообразных нововведений, наши дети, загруженные обучением еще с детского сада, умнее и здровее не станут, а потому необходимо рассмотреть вопрос о целесообразности введения такой системы обучения, категорично заявили мамы и папы детей.
Подводя итоги работы круглого стола, собравшиеся пришли к единому мнению:
Нужно создать единую школу или совет авторов-разработчиков учебников, используя опыт педагогов с многочисленным стажем и практикой. Действующие учебники, загруженные не всегда нужным материалом, имеющие противоречивые факты и информации разных авторов, содержащие ошибки заменять более усовершеннствованными, отвечающим требованиям дня.
Базовый учебник должен быть один и создан на длительный учебный срок. Но как показывает практика, к базовым учебникам зачастую идут дополнительные учебные пособия. Основные приоритеты – повышение качества обучения всех учащихся, систематическая объективная промежуточная и итоговая оценка их знаний – должны быть важнейшим критерием оценки профессионализма учителей. Именно на это направление – повышение качества образовательного процесса – необходимо сделать акцент работникам сферы образования.
Упростить деятельность учителя, большую часть времени которого отнимает бумажная волокита¸ освободив его от бумаготворчества.
На фоне урбанизации сегодня происходит духовная деградация молодежи, предпочитающая патриотизму, нравственно-духовным качествам Интернет, который манипулирует сознанием подрастающего поколения, культивирует насилие, жестокость, безнравственность, нетерпимость. Нужно возрождать духовную нравственность, пропагандировать подлинные ценности национальной культуры.