Психологи, родители и студенты рассказали, как необходимо поддерживать выпускников накануне сдачи Единого национального тестирования.
По информации управления образования Мангистауской области, в 2015 году школы региона выпустят 4190 учащихся, 2833 из них отправятся на сдачу Единого национального тестирования, остальные будут сдавать экзамены в школе. В течение всего учебного года педагоги и родители прикладывают максимум усилий, чтобы дети успешно сдали экзамены, особое внимание уделяется претендентам на сдачу ЕНТ. Разумеется, администрация учебных заведений заинтересована в высоких баллах выпускников, поскольку каждый год на основании анализа результатов составляется рейтинг лучших школ, и оказаться в его хвосте не хочет никто. Ради высоких общешкольных показателей на ЕНТ отправляют даже тех, кто не планирует поступать в национальные вузы, а уже зачислены в учебные заведения других государств. По наставлению отделов образования всячески отсеиваются те, кто, по мнению педагогов, тестирование провалит. Но особую тревогу вызывает то, что на детей все это оказывает колоссальное давление.
Опытный психолог областной школы-интерната для одаренных детей Тлектес Маскарова рассказала, как правильно подготовить учащихся к сдаче ЕНТ и убедительно попросила взрослых не давить на детей.
– Этот экзамен, как вы знаете, является этапом вхождения выпускников во взрослую жизнь, он, помимо всего прочего, показывает уровень личных притязаний молодых людей, их способности, – рассказывает Т. Маскарова. – ЕНТ – это стресс для всех участников общеобразовательного процесса, поэтому работа психологической службы школы должна охватывать широкий спектр нюансов и затрагивать не только самих учащихся, но педагогов и родителями. Работа должна основываться на нескольких этапах, главным из которых является психологическая диагностика способностей учащихся. С теми, кто не может определиться с предметом по выбору необходимо заранее вести индивидуальную работу. Важны также тренинги личного роста. Не менее значимой является работа школьной психологической службы совместно с учителями-предметниками, которая включает в себя подготовку детей к работе с тестовыми материалами. Диагностика тревожности детей призвана изучить, на каком уровне находятся психические процессы ребенка. В ходе нее выясняется объем знаний ребенка, степень развития памяти, внимания, восприятия и так далее. В случае, если перечисленные навыки развиты плохо, их нужно «подтягивать» посредством развивающих занятий, обучать детей навыкам саморегуляции. Вести эту работу следует с пятого класса.
Как поясняет психолог, учащийся, готовый к сдаче ЕНТ – это позитивный и активный подросток. Он работоспособен, умеет планировать свое время, извлекать пользу из здоровой критики взрослых, и, главное – адекватно реагировать на предстоящие экзамены. Родителям Тлектес Маскарова рекомендует ориентироваться на возможности ребенка. Вопрос о том, будет ли их чадо принимать участие в ЕНТ, они должны решить, когда ребенок учится в девятом классе. С другой стороны, психолог не отрицает, что успешная сдача экзаменов показывает, насколько подросток готов ко взрослой жизни социально и психологически. На ответственном этапе его школьного пути – в одиннадцатом классе родителям следует особенно внимательно отслеживать самочувствие ребенка, контролировать его режим дня.
– Психическое здоровье ребенка закладывается именно в семье. Первой и самой распространенной ошибкой родителей является суждение о том, что ребенок уже взрослый. Однако внешняя «взрослость» ребенка не говорит о его внутренней зрелости, наоборот, ему нужна поддержка родителей, особенно в самые ответственные минуты жизни. Нужно понимать, что юношам и девушкам 16-17 лет свойственны эйфорические чувства, поэтому в это время нужно учить их трезво смотреть на вещи. При этом учащийся еще до сдачи экзамена должен понимать, что независимо от результата, родители любят его, а количество набранных баллов не решает его судьбу. То есть необходимо снизить порог тревожности. Неудачу на ЕНТ с ребенком обсуждать не стоит, как и не следует его упрекать. Наоборот, ребенку нужно дать понять, что для вас он в любом случае самый лучший и любимый.
К словам психолога присоединяется отец одного из выпускников средней школы № 21 города Актау Калыбай Аталык. Он подчеркивает, что давление на ребенка, особенно всестороннее, не просто уменьшает его шансы на успешную сдачу экзаменов, оно может привести к возникновению глубоких душевных ран, и, что еще страшнее, к суициду.
– Помните, добрые слова ласкают душу человека. «Ты самый любимый», «Ты очень многое можешь», «Расскажи мне, что с тобой», «Я горжусь тобой» – вот что важно слышать ребенку в любом возрасте, – говорит К. Аталык. – Наша задача поддержать и успокоить детей. Они от природы наделены огромным запасом возможностей, которые раскрываются, когда ребенок чувствует опору, знает, что его любят.
В подтверждение этих слов выступают и нынешние студенты, которые успешно прошли тестирование. Студентка первого курса КГУТИ им. Ш. Есенова Асель Бозанова на ЕНТ набрала 98 баллов – неплохой результат. Девушка рассказала, что уверенность, с которой она шла на экзамен, внушили ей мама и папа. «Родители поддерживали меня и всегда были рядом, и у меня все получилось», – говорит Асель.