«Поручаю для кардинального сокращения дефицита мест в дошкольных организациях
в течение трех лет дополнительно направить 20 миллиардов тенге.
Акимы должны максимально заняться этой работой и привлечением частного сектора».
(Из Послания Президента страны народу Казахстана)
На современном этапе социально-экономического развития общества образование является приоритетным направлением. Работа по улучшению качества образования, его доступности и эффективности ведется в нашей области, как рассказала в интервью нашему изданию исполняющая обязанности руководителя управления образования Мангистауской области Зейнеп Тастемирова, планомерно, но с усилением темпов, ибо ряд вопросов данной сферы требует скорейшего разрешения. В рамках Послания Президента «Нурлы жол – путь в будущее» поставлен ряд задач, в ходе решения которых к концу года число учебных заведений в регионе будет увеличено.
– Зейнеп Жумагалиевна, главный вопрос, который является сегодня и самым обсуждаемым – это обеспечение дошкольников местами в детских садах. Каковы положительные результаты работы, проводимой в данном направлении?
– Как известно, в области функционирует 209 детских дошкольных организаций – из них 158 государственных и 51 – частных, с общим контингентом 29 030 детей. В целом охват дошкольным воспитанием с учетом предшкольной подготовки составляет 77,9 процентов. Наша область относится к числу регионов с высокими темпами роста населения, как за счет естественного, так и миграционного прироста. На этом фоне потребность в детских садах с каждым годом только увеличивается. Сегодня в очереди на получение мест в детских дошкольных организациях числится более 32 тысяч детей, в том числе 6999 детей в возрасте от 3 до 6 лет. Для реализации общедоступности дошкольного образования, в первую очередь, меры направлены на строительство новых детских садов. В текущем году за счет бюджетных средств ведется строительство детских садов. Однако, силами бюджетных средств обеспечить всех детей местами в детских садах сложно, поэтому отрабатывается механизм государственно-частного партнерства. За счет средств частных компаний планируется строительство четырех детских садов в областном центре, а также в Мунайлинском районе, где данный вопрос стоит особенно остро.
– Не секрет, что рост населения обуславливает потребность в дополнительных местах и в школах?
– Это действительно так. На сегодняшний день в области функционирует 141 общеобразовательная школа, из них 137 – государственные , негосударственных – четыре, с общим контингентом учащихся – 108 289 человек. В 2014 году в эксплуатацию сданы три новые школы: школа-интернат санаторного типа на 375 мест в с. Курык, две средние школы на 2160 мест в городе Жанаозен и Тупкараганском районе. В 2014 году начато строительство средней школы в селе Атамекен Мунайлинского района на 1200 мест. За счет местного бюджета завершено строительство пристройки к средней школе Атамекен и к средней школе Куйкен в Бейнеуском районе.
На сегодняшний день в регионе имеется три школы с трехсменным обучением, которые необходимо разгрузить – это средняя школа имени Е.Умирбаева в городе Форт-Шевченко Тупкараганского района, средняя школа №7 села Атамекен Мунайлинского района, а также средняя школа Атамекен Бейнеуского района. Для решения данной проблемы за счет средств недропользователей начато строительство школы-интерната на 550 мест с общежитием на 120 мест в городе Форт-Шевченко. За счет республиканского бюджета идет строительство средней школы в селе Атамекен Мунайлинского района, разработана проектно-сметная документация для возведения школы на 900 мест в селе Бейнеу.
В рамках исполнения поручения Главы государства по ликвидации аварийных школ, в 2014 году за счет республиканского бюджета начато строительство двух школ на 624 места (это школы в селах Куланды и Жетыбай), которое, как ожидается, будет окончено в 2015 году. Таким образом, аварийные школы в области будут ликвидированы.
Конечно, мы должны позаботиться и о дополнительном образовании учащихся. На сегодняшний день охват детей дополнительными занятиями составляет 65,8 процента от общего количества детей школьного возраста. В области функционирует 15 внешкольных организаций образования, 762 спортивных секции и 92 военно-патриотических клуба с охватом 74 тысяч детей.
– Нашим читателям будет интересно узнать об обновлении материально-технической базы в школах, каковы успехи в этом направлении?
– Большая работа ведется по обеспечению школ предметными кабинетами. Так, обеспечение школ области кабинетами новой модификации выглядит следующим образом: кабинеты физики оборудованы в 75 школах, кабинеты химии – в 81 школе, кабинеты биологии – в 91 школе, а также лингафонно-мультимедийные кабинеты – в 114 школах. На сегодняшний день 128 школ области подключены к сети широкополосного Интернета, в 83 организациях образования внедрена система электронного обучения. Доля школ, оснащенных интерактивными досками составляет 96 процентов. По области на один компьютер приходится 16 учеников. Добавлю, что из средств местного бюджета на сумму 670 млн. тенге в течение трех лет запланировано приобрести 292 укомплектованных компьютерных класса.
Что касается обеспеченности учебниками, могу сказать, что она составляет 100 процентов. В 2015 году на приобретение учебников и учебно-методических комплексов выделено – 583,5 млн. тенге, в 2014 году эта сумма составила 396 млн. тенге.
В целях обеспечения безопасности детей в 218 организациях области, а это 58 процентов, установлены системы видеонаблюдения.Из них 103 – в школах, 91 – в детских садах, а также 18 – в колледжах. В пилотном режиме в семи средних школах установлены турникеты – устройства, предназначенные для ограничения прохода людей в помещение. Практика уже доказала их эффективность.
Вам известно, что в Мангистауской области функционирует 131 общеобразовательная школа, три из которых – школы-интернаты. Из 128 школ в 123-х организовано горячее питание, что составляет 87,3 процентов. Бесплатным и льготным питанием охвачены все учащиеся из категории малообеспеченных семей. Кроме этого, бесплатным питанием обеспечиваются все учащиеся первых классов.
– Зейнеп Жумагалиевна, расскажите, как идет работа по улучшению качества и содержания образования, ведь сегодня практически во всех регионах страны в сфере образования ведется экспериментальная работа.
– Эта работа организована и в нашей области. Так, в трех школах проводится эксперимент трехъязычного обучения, в двух школах – апробирование учебников английского языка издательства «CambridgeUniversityPress» для 1, 4, 6 классов. Апробация учебников английского языка издательства «Pearson» ведется в трех школах (№№4, 6, 9 Мунайлинского района).
Передовой опыт работы АО «Назарбаев Интеллектуальные школы» распространяется через базовые школы – у нас это специализированная физико-математическая школа №11 города Актау и областная школа-интернат для одаренных детей с углубленным изучением различных предметов.
Разумеется, развитие воспитательного потенциала образовательных учреждений зависит от профессионализма, компетентности педагогических и руководящих кадров. В общеобразовательных учреждениях области работает 9025 педагогов (для сравнения в 2014 году было 8 521 специалист, а в 2013 году – 8208). При этом, увы, ощущается нехватка кадров для работы в классах с русским языком обучения. Для повышения качественного состава преподавателей созданы ассоциации учителей-предметников при учебно-методических центрах области. Организовано изучение передового опыта, стажировки в республиканских, международных центрах повышения квалификации.Благодаря этой работе намечаются положительные результаты.
В целях улучшения качества образования, с текущего учебного года запущен проект «Опыт десяти лучших школ», в рамках которого организованы методические площадки по подготовке учащихся к итоговой аттестации и внешней оценке учебных достижений. Помимо этого, совместно с международными образовательными центрами «Edtech.kz», «Білім Медиа групп» и учебным центром «Достык» регулярно проводятся масштабные мероприятия по профориентационной работе.
Также в области создана база данных достижений талантливых детей. В нее входят победители предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных турниров районного, областного и республиканского уровней. Мы, не скрою, очень рады тому, что число призеров республиканских, международных предметных олимпиад и научных проектов с каждым годом только увеличивается. За последние три года 200 учащихся стали призерами различных интеллектуальных состязаний, а область находится в тройке лидеров в общекомандном зачете, и это, мы уверены, только начало.
– Вопрос организации технического и профессионального образования сегодня требует грамотного подхода. Расскажите о работе, проводимой в данном направлении?
– В регионе функционирует 24 колледжа, в том числе 14 государственных. Здесь обучается 25 тысяч студентов, 10 тысяч из них – по государственному заказу. Подготовка кадров в колледжах осуществляется по 115 специальностям. Больше половины – 53 процента от общего числа всех специальностей составляют технические направления. То есть идет тенденция снижения подготовки специалистов для непроизводственной сферы. Перечень специальностей ежегодно пересматривается с учетом потребностей рынка труда в области. К примеру, на протяжении последних лет специалистов для нефтяной сферы подготовлено в избытке, в связи с этим прием в колледжах на специальности для данной отрасли сокращен. Вместо этого введены специальности, востребованные на рынке труда. Такие, как техник по связи, по эксплуатации газовых объектов, наладчик оборудования в производстве строительных материалов, а также специальности в области энергетики и др. В целях повышения конкурентоспособности специалистов во всех колледжах области введено дополнительное изучение английского языка. Наряду с этим, с учетом увеличения участия китайских компаний в экономике региона, в пилотном режиме в трех колледжах области внедрено изучение китайского языка. Созданы необходимые условия для непрерывного и профессионального развития преподавателей. Эту меру мы считаем особенно важной. К примеру, за прошлый год более 400 педагогов и мастеров производственного обучения повысили свою квалификацию на базе Национального центра повышения квалификации «Өрлеу», 24 – прошли стажировку в учебных центрах Сингапура, Германии, Турции и Франции. В экспериментальном режиме в 16 колледжах области по 20 специальностям внедряются элементы дуального обучения.
Что касается профориентационной работы, то сегодня перед администрацией школ стоит задача по ее дальнейшему усилению, а также воспитанию ответственного отношения к выбору профессии. Проводятся развивающие тренинги для старшеклассников, а также консультации для родителей по вопросам выбора профессии совместно с региональным вузом – Каспийским государственном университетом технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова – главным «поставщиком» специалистов для работы на предприятиях региона.
– Благодарим за интервью.