Одна из главных задач, поставленных Президентом Республики Казахстан Нурсултаном Назарбаевым в Послании «Нурлы жол – путь в будущее» – повышение качества образования. Что же делается в этом направлении в Каспийском государственном университете технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова? Какие приоритетные задачи определены перед коллективом для выполнения столь ответственной цели?
Требованиям времени – соответствуем!
Общеизвестно, цели определяют содержание работы. Являясь кузницей инженерных кадров для ведущих отраслей производства в Мангистауской области, университет, созданный в далеком 1976 году как общетехнический факультет Казахского политехнического института имени В.И.Ленина при горно-металлургическом комбинате в г. Шевченко, в настоящее время ведет подготовку по различным специальностям на следующих уровнях обучения – специальностям бакалавриат, магистратура, докторантура. Высокие темпы развития промышленности, экономики региона связаны, в первую очередь, с качественной подготовкой специалистов. Не секрет, наш регион испытывает дефицит в инженерных кадрах в сфере строительства, менеджмента, в специалистах для Мангистауского энергокомбината, битумного завода, морского порта, для будущего судостроительного завода в с. Курык и т.д. В области открыты новые школы, детские сады, где нужны квалифицированные педагоги. Поэтому руководство университета прилагает все усилия для качественной подготовки специалистов. А это напрямую связано с работой преподавателей, с ведением необходимой документации по каждой дисциплине, умением педагога вести занятие на высоком научно-методическом уровне, быть автором научных статей, пособий, разработчиком совместных со студентами научных проектов. Профессорско-преподавательский состав университета работает сегодня в ногу со временем: введен электронный журнал контроля знаний и учебных достижений обучающихся, преподаватели используют современные технологии обучения, оборудованные кабинеты и лаборатории позволяют максимально реализовать цели каждой лекции. За последние два года предприняты, не столь затратные, но очень полезные шаги: университет обеспечил большинство преподавателей личными ноутбуками, практически во всех аудиториях, где проводятся учебные занятия, установлены интерактивные видеопроекторы, модернизированы библиотека и типография, во всех учебных корпусах работает бесплатный Wi-Fi, Интернет и др.
Достижения студентов как показатель качества
Всё это, в первую очередь, отражается на знаниях студентов. Приведем несколько примеров из жизни университета. В прошлом году Ассоциацией «Болашак» совместно с АО «Институт экономических исследований» при поддержке Министерства культуры и спорта Республики Казахстан был объявлен республиканский конкурс «Жас сарапшы-2014» среди студентов выпускных курсов и магистрантов казахстанских вузов по экономическим специальностям. 234 студента из 40 вузов Казахстана представили свои эссе на экономическую тему, среди них была и студентка четвертого курса очной формы обучения по специальности «Государственное и местное управление» нашего университета Айгерим Ашыкбаева. Она подготовила эссе на тему «Проблемы и перспективы развития рынка труда в Казахстане».
По итогам первого тура 30 участников были допущены ко II этапу конкурса, который заключался в выполнении кейс-задания на тему «Повышение качества человеческого капитала в Казахстане в контексте динамичной модернизации глобального сообщества: как вписаться в мировые тренды». По результатам второго тура 10 студентов, среди которых была и Айгерим, прошли в финальный тур и были приглашены на собеседование в столицу. По итогам собеседования конкурсная комиссия присудила I место А.Ашыкбаевой, которая вместе с дипломом победителя получила возможность пройти практику в Институте экономических исследований и Министерстве национальной экономики РК.
Широкому кругу студентов известно имя победителя республиканского конкурса «Студент года» в номинации «Лучший студенческий бизнес-проект», студента 4 курса специальности «Туризм» факультета «Экономика и право» Азамата Шадирова.
Профориентация – важное звено
Особое внимание уделяется и трудоустройству выпускников. Установлены тесные связи с работодателями, составлены договоры на прохождение производственной практики. В 2013-14 учебном году впервые в истории университета проведены заседания комиссии по распределению выпускников на производственные объекты с участием работодателей. Вопрос трудоустройства выпускников включен в повестку дня ученого совета, в работе которого принимают активное участие и представители студенческого парламента. Эта работа продолжается.
Курс – на новые горизонты
Профессорско-преподавательский состав и студенческий парламент – основная сила, реализующая как краткосрочные цели так и стратегию большого коллектива, в жизни которого в последние два года произошли большие изменения. Во-первых, введена пятидневная рабочая неделя, занятия проходят в одну смену, уменьшена педагогическая нагрузка до 600 часов, повышена зарплата. Такие условия дают преподавателям больше возможностей заниматься творческой деятельностью, самообразованием и воспитательной работой со студентами. Необходимо сказать о введении социального пакета для всех членов коллектива, включая студентов. Преподаватели университета успешно проходят курсы повышения квалификации по программе «Болашак» в России, Белоруссии, Азербайджане, Голландии, США. Университет посещают крупные ученые-профессора из известных зарубежных университетов и проводят занятия со студентами и магистрантами.
Но во главу угла поставлена задача обеспечения высокого уровня качества образования. Наблюдается системный подход в организации учебного процесса: вся работа построена на основе нормативных документов. Текущий и итоговый контроль знаний обучающихся ведется в соответствии с требованиями кредитной технологии обучения. Особое внимание уделяется обеспечение учебными пособиями по каждой дисциплине. Сегодня преподаватель, готовясь к лекции и семинару, знает сколько и какие пособия есть в университетской библиотеке по данной теме, какую литературу нужно еще приобрести. С начала нового учебного года преподаватели университета имеют возможность продемонстрировать перед комиссией отдельные этапы учебного занятия, проведенного в аудитории именно в этот день, согласно расписанию. Этим самым педагог показывает выполнение учебной программы, свой научно-методический уровень и использование современных технологий обучения. Таким образом, вся система работы коллектива направлена на конечный результат – повышение качества подготовки выпускников. Несомненно, все нововведения в работе университета требуют больших затрат времени, энергии, серьезных базовых знаний, огромной мотивации, психологического настроя от каждого, кто является проводником «разумного, доброго, вечного».
Итогом плодотворной работы всего коллектива явилось то, что наш университет в 2014 году успешно прошел государственную аттестацию. Руководство университета сумело мобилизовать профессорско-преподавательский коллектив и студенчество на то, чтобы они показали достойный уровень подготовки: все специальности университета, по которым проводилась аттестационная проверка комиссией Министерства образования и науки Республики Казахстан в декабре 2014 года, получили положительную оценку и были аттестованы, как полностью соответствующие требованиям. Так что, в экономику Мангистауского региона придут амбициозные молодые люди со знаниями и умениями, соответствующими самым высоким мировым стандартам.