Сегодня во многих школах Казахстана учителя работают по многоуровневой программе, разработанной республиканским центром педагогического мастерства и Назарбаев Интеллектуальной школой совместно с сотрудниками факультета образования Кембриджского университета. Работают по этой программе и учителя ряда школ нашей области, в частности, уже третий год практикуют в учебном процессе новую методологию и педагоги СШ №14 областного центра.
Эта программа включает в себя инновационные методы обучения, развития критического мышления у детей, использования критической оценки и оценки результатов обучения. При этом главный приоритет ее – развитие каждого ребенка и тех способностей, которые заложены в нем. В Великобритании эта методология дала хорошие результаты, и казахстанские ученые взяли ее за основу работы в школах нашей республики.
Шестнадцать педагогов четырнадцатой школы, три из которых – учителя начальных классов, в своей практике основываются идеями кембриджской программы, внедренной в общеобразовательные учебные заведения республики с 2012 года. По мнению педагогов школы, она как нельзя лучше отвечает потребностям и требованиям, которая предъявляет учителям современная школа.
Применяет в своей педагогической деятельности новые методы Кембриджской программы и учительница начальных классов Гульзия Алпысбаевна Ериманова, за плечами которой тридцатитрехлетний стаж и богатейший опыт работы в школе. В свое время она проходила курсы повышения квалификации в областном центре педагогического мастерства, где также, как и в ОЦ республиканского филиала АО «НЦПК» «Өрлеу» учителя школ региона проходят специализацию по этой многоуровневой программе.
1 «Е» класс, который учительница приняла в этом году, –экспериментальный. Учебный процесс в классе Гульзии Алпысбаевны ведется с учетом характера и способностей каждого ребенка, особенностей восприятия им нового материала.Ведь они, малыши, такие разные по складу характера – кто-то усваивает новый материал легко, кому-то нужно объяснить все доходчиво, разложить, как говорится, по полочкам, а до кого-то доходит материал туговато. И чтобы создать для детей комфортные условия и вовлечь их всех в учебный процесс, педагог использует разные формы работы – индивидуальную, групповую.
– Время от времени мы ставим парты вместе, чтобы дети могли обобщить и оценить ответы своих одноклассников. В отличие от существующей с советских времен оценки сегодня используем суммативную систему оценки знаний учащихся. Оцениваю не только я одна, но и, как уже отмечала, класс, и сам отвечающий. Если оценка у всех совпадает, мы берем ее за основу и заносим в журнал. Если не совпадает, то оценка, разумеется, не ставится, и мы даем ребенку шанс подготовиться лучше. В учебный процесс активно вовлекается каждый ребенок, – рассказывает Гульзия Алпысбаевна. По словам учительницы, 98% успеваемости детей в классе (по итогам четверти) – это результат применения методов новой программы. Разумеется, при этом нельзя скидывать со счетов огромный труд самого учителя и работу с детьми родителей. Дети стали намного смелее, уверенней отвечают на уроках, раскрепощены, научились высказывать свои суждения, мнения. И лишь 2% первоклассников все еще не раскрылись до конца, над ними следует еще поработать.
Радует учительницу и тот факт, что ответы на вопросы международной олимпиады, в которой приняли участие ее первоклассники в режиме он-лайн, были оценены очень высоко, и многие из них заняли призовые места.
– Главная особенность этой программы, откуда я беру самое лучшее для большего усвоения детьми учебного материала, варьируя с традиционным обучением, заключается в том, что она дает возможность учащимся работать единой командой, сообща, формируя навыки коллективного суждения и умения высказывать личное суждение, – поясняет Гульзия Алпысбаевна.– Для меня важен каждый ребенок, поскольку каждый из них – личность. Ведь это очень важно, чтобы дети не только получили прочную базу знаний, но и позже, в процессе всей дальнейшей учебы в школе, а после и в жизни могли успешно использовать их.
Кстати, подопечных Гульзии Алпысбаевны, как и ее коллеги Татьяны Ивановны Маринцевой можно поздравить с первой их серьезной победой. Они буквально на днях успешно освоили первую в их жизни школьную книгу – Букварь– и самостоятельно провели свое первое школьное праздничное мероприятие – прощание с Букварем, ставшим им добрым другом, отрывшим путь в увлекательный мир знаний. Причем, справились они вполне успешно, порадовав и родителей, и учителей своими первыми познаниями в области географии и истории страны, знанием основ фонетики и орфоэпии, азов русской грамматики, умением самостоятельно читать, писать, считать. А по завершении праздника малыши получили из рук своих учительниц грамоты за успешное освоение букваря. Это – первая их школьная победа, но, уверена, на протяжении всех лет учебы в школе в жизни каждого из них будут еще куда более серьезные и значительные награды.
Впереди их ждут интересные события, много прекрасного и увлекательного, что будет происходить в школе, и, как выразила уверенность директор учебного заведения Людмила Идаятовна Мендыгалиева, им предстоит также успешно овладеть миром знаний, как успешно освоили они свою первую школьную книгу – Букварь. И первые шаги в этом направлении первоклашки уже сделали.