«Нам принципиально важно переосмыслить наше отношение к своим природным богатствам.
Мы должны научиться правильно ими управлять…».
(Из Стратегии «Казахстан-2050»)
Все мы знаем, что заложить любовь к Родине, к родному краю, природе можно только в младшем возрасте. С годами поменять мировоззрение, изменить представления и взгляды человека на окружающее – необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание дошколят. На протяжении последних лет я совместно со своими воспитанниками изучала проблемы экологии, и сегодня готова поделиться этим опытом.
Ответственность за результат
В наше время, увы, дети редко интересуются природой, плохо чувствуют связь с ней. Это происходит по многим причинам, среди которых – активное проникновение технологий в жизнь людей – дети большую часть времени заняты гаджетами, а родители, из-за повышенной занятости и нехватки времени не всегда могут этому воспрепятствовать. Так, ответственность за экологическое воспитание детей ложится на плечи образовательных учреждений. Большую часть времени воспитанники детских садов находятся под контролем воспитателей. И я, в свою очередь, чувствую ответственность за культивацию в сознании малышей любви к природе. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день. В любом городе можно найти интересные для наблюдений природные объекты: деревья, травы, насекомые, птицы и .т.д. Огромную роль в экологическом образовании дошкольников играет практическая деятельность в природных условиях. Ведь в процессе детского исследования ребенок получает конкретные навыки: учится наблюдать, рассуждать, планировать свою работу, прогнозировать результат, экспериментировать, сравнивать, делать выводы и обобщения, одним словом, развивает познавательные способности. Цели и задачи, которые я поставила для работы со своими воспитанниками, а также методы внедрения экологических компонентов в воспитательный процесс, я описала в своем авторском пособии «Солнце, воздух и вода на планете Земля».
В любимой группе
Самая простая, но действенная методика формирования у детей интереса и ответственного отношения к природе, – систематическое приобщение к уходу за комнатными растениями и животными. В ходе этих практических занятий мы вводим такие понятия, как «значение воды в жизни живых организмов», «пресная вода – источник жизни» акцентируем внимание на том, что в нашем регионе питьевая вода имеет особое значение, поскольку производиться искусственно. Растения в нашей группе подписаны, так что дети, заботясь о них, изучают и названия. В это же время мы рассказываем малышам о том, что солнце – источник света и тепла, формируя понятие о том, что без него жизнь на земле была бы невозможной. Многие из малышей с большой радостью ухаживают за аквариумными рыбками, а также за попугайчиками. Отдельное место в экологическом воспитании занимает работа по календарю наблюдений – за временами года, сутками и природными явлениями. В ходе этой работы проводятся занятия «Наша земля движется вокруг солнца», «Роль солнца в жизни растений», «Водяное царство», «Два камешка» и др.
Следует добавить, что большинство обучающих игр и практических занятий мы проводим на экологическую тематику. К примеру, дети старших групп с удовольствием проводят опыты «В воде есть воздух», «Вода необходима всем!», «Ходит капелька по кругу» и многие другие. Проводя такие занятия, мы не только культивируем у детей интерес к природе и ее законам, но развиваем у них внимание, память, тренируем мелкую моторику рук. Примечательно, что помимо лабораторного оборудования для практических занятий можно использовать разнообразный природный материал.
Прикоснуться к природе
Для детей младшего возраста мы организовываем различного рода экскурсии, – наш последний выезд на озеро Каракол доставил ребятишкам массу положительных эмоций, еще бы, ведь они увидели розовых фламинго! А ежегодные экскурсии к Каспию во время зимовки здесь лебедей стали для нас хорошей традицией. В ходе таких выездов мы рассказываем ребятам о правилах поведения на природе, прививаем бережное отношение ко всему, что их окружает. Для этого мы организовываем так называемый «экологический десант» со старшими дошкольниками, занимаемся уборкой побережья. В ходе выездов мы объясняем, что чистый воздух, море и побережье являются залогом здоровья для человека, а поскольку экологическая ситуация ухудшается, все мы должны объединиться в деле сохранения окружающей среды края. Результату таких инициатив рады не только взрослые – воспитатели и родители, которые рады присоединиться к своим чадам, но и дети, которые понимают, что их маленькие заслуги очень важны.
Немало полезных знаний дети обретают в ходе экскурсий в Мангистауский областной историко-краеведческий музей, где экспозиция отдела природы начинается со знакомства с геоморфологией и географическим положением нашей области.
Потрудились на славу!
Еще одним результативным занятием было озеленение участков детского сада. Данное мероприятие, которое мы назвали «Создание аллеи дружбы», было проведено совместно с родителями. Сохранение зеленых насаждений, а также преумножение «зеленого» фонда является одной из главных задач, которые я ставлю в практической части своей работы.
Каждый ребенок с большим рвением выполнял порученное задание. Должна сказать, было радостно видеть плоды нашего труда, когда на посаженных нами деревьях появились первые почки. Сегодня работа по озеленению территории нашего детского сада активно продолжается, и входит в один из разделов моей программы. Немаловажным фактором является и то, что к участию во всех мероприятиях мы привлекаем детей разных возрастов. Хорошим примером для малышей служат выполненные работы старших дошкольников, и у них с самого детства возникает мотивация сделать что-то полезное, ведь каждый ребенок хочет получить похвалу от своего наставника.
Искренне надеюсь, что любовь к природе не пропадет у наших воспитанников после того, как они переступят школьный порог, а этот крепкий фундамент станет основой для обретения новых знаний на занятиях по познанию мира, самопознания, биологии и т.д. И пусть развивается наш Мангистау с его уникальной природой, сохраним его для будущих поколений!
Лейла НАСИБОВА,
воспитатель первой категории
«Детского сада - дошкольной гимназии №24» города Актау