Следующий – 2015 год пройдет для народов постсоветского пространства под знаком очень важной даты – 70-летия Победы в Великой Отечественной войне. Самая страшная и кровопролитная война XX столетия не обошла стороной ни одну советскую семью – воевали деды, отцы, братья, бабушки, матери, сестры… Воевали дети… Нет рода, у которого бы не было солдатских могил. Фашизм собирал дань миллионами человеческих жизней, и память об этом, казалось бы, навсегда положит конец войнам на земле. Но тревожные события современности свидетельствуют об обратном. И в этом свете особую озабоченность вызывает судьба будущих поколений – как важно, чтобы они помнили подвиг своих дедов, ценили мир и умели его защищать. О том, как идет процесс военно-патриотического воспитания подрастающего поколения, мы расскажем на примере городской школы-гимназии №4 (г. Актау) под руководством директора Валентины Малых.
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА
Как отметила во время интервью изданию заместитель директора по воспитательной работе Наталья Висханова «патриотизм начинается со знания истории». Свои планы по внеклассной работе педагоги школы составили еще в августе, и сделали это так, чтобы охватить все направления: работу всех предметных кафедр, культурные и спортивные мероприятия, лекции, опросы, работу со школьным активом, линейки, конкурсы коллажей, плакатов, рисунков и многое другое – всю годовую работу красной нитью пронизывает главная тематика – память о войне.
– Еще в сентябре мы начали эту работу с линейки, посвященной борьбе с терроризмом – рассказывает Наталья Ивановна, – приурочив ее к одноименному международному дню. Актуальность данной тематики сегодня очевидна, так как весь мир наблюдает возрождение фашизма – завуалированного, трансформированного, но фашизма, я бы сказала неофашизма. Есть и масса других деструктивных течений, а наша задача рассказать об этих угрозах детям, предупредить, подготовить.
Октябрь тоже ознаменовался рядом линеек, внеклассных часов – с видеоматериалами, лекциями. Была поднята тема холокоста, но относительно не только еврейского народа, а любой нации, например, то, что сегодня происходит на Украине, тоже подлежит определенной квалификации в отношении русского народа. Есть страницы горькой памяти и в истории казахского народа, и педагоги делали акцент на том, что ни один народ этого не избежал и не сможет избежать в будущем, если патриотизм, нравственность и память не станут фундаментом воспитания молодежи.
ПАМЯТЬ О ВОЙНЕ
Наиболее интересным проектом стал конкурс коллажей на военную тематику. Детям было дано задание совместно с родителями оформить плакат с использованием семейных реликвий военного времени – фотографий, писем, наград, а главное – рассказов и воспоминаний. Ведь практически в каждой семье есть хоть какая-то память о войне, есть люди ее прошедшие, есть погибшие, трудившиеся в тылу, есть семейные архивы. В конкурсе принимали участие дети с 1 по 7 класс, работу вели классные руководители вместе с родителями. Что из этого вышло, можно было увидеть на развернувшейся в холле гимназии, красочной экспозиции «Память».
Выяснилось, что благодаря конкурсу в некоторых семьях дети к собственному удивлению узнали, что и их бабушки и дедушки воевали или прошли трудовой фронт, что дома есть какой-то архив, и родителям есть что вспомнить и рассказать. Выставка получилась очень живой, трогательной, пронзительной, и некоторые семьи даже обратились с просьбой забрать свои работы домой.
На тему Великой Отечественной войны были проведены классные часы, в некоторых классах их провели сами родители, которые рассказывали реальные истории военного времени – о своих родителях, бабушках, дедушках... И это оказалось более действенно, чем история из учебника. Когда дети слышали рассказ живого человека, родителя их одноклассника – это имело несколько иной по характеру воздействия воспитательный эффект.
Все дальнейшие школьные мероприятия гимназии – 20-летие Независимости РК, 20-летие Ассамблеи народа Казахстана – также были переплетены с темой 70-летия Победы ВОВ.
ЧИТАЕМ И СМОТРИМ
– Очень важно подчеркнуть роль всех народов Казахстана в годы ВОВ, – говорит Наталья Ивановна, – и это вполне удачно можно сочетать и с тематикой национальной независимости и другими праздниками. – Наши кафедры самопознания, литературы, например, тоже готовят мероприятия по ВОВ, начальная школа готовит – о пионерах-героях. Здесь акцент сделан на то, что наши младшие дети расскажут о своих сверстниках того времени, о таких же малолетних ребятах, на долю которых выпали суровые испытания. Чтобы они знали, что ветеран это не просто слово… Что в войну даже их ровесники были героями, погибали и как могли, приближали победу.
Кроме этого, – продолжает Наталья Ивановна, – в школе сделана подборка книг о ВОВ, а так как выяснилось, что в городских книжных магазинах книг на военную тематику практически нет, нам пришлось заказать их почтой. Так вот, соответственно возрасту каждый класс должен прочесть одну или две книги, обсудить, порассуждать. Ну а мы при этом понимаем, что, таким образом, в контексте общего плана мероприятий, пытаемся приучить ребят к чтению. Конечно, будем смотреть фильмы, слайды – есть видеоподборка.
ПАМЯТНИКИ
Это очень важная работа, которую обязательно нужно проводить, – считают педагоги гимназии, потому что события на Украине это результат того, что выросло поколение непомнящих людей, которые позволяют искажать историю. Если человек с детства знает, как было на самом деле, владеет достоверной информацией, – как из школьных учебников, так и от родителей, бабушек, дедушек – он не позволит уже никогда и никому ее искажать. И чтобы у нас по примеру Украины не появились антигерои, а от этого абсолютно никто не застрахован, – не появились люди желающие героизировать не тех личностей, нужно воспитать помнящих людей. Тех, кто будет знать, и гордиться историей своей страны, народа, и не допустит осквернения ее памятников.
– Вообще вот эта проблема – искоренение памятников – имеет большой негативный потенциал, – говорит Наталья Ивановна. – Памятники на то и создаются, чтобы сохранять память о событиях – хороших, плохих – дело второе, так как плохие события тоже нужно помнить, чтобы не повторять ошибок. Так что бороться нужно не с памятниками, а – за правильное трактование истории и ее событий. У нас практикуется анкетирование – как дети понимают патриотизм, что они о нем думают?.. Но мы-то понимаем, прежде, им нужно дать то чем они смогут гордиться, привить эту способность. Как рассказывал один из наших выпускников, во время вручения аттестатов, когда сначала зазвучал гимн Казахстана, а потом была названа школа «…у меня мурашки по коже побежали, я так гордился своей школой!». Это сказал мальчишка, по-сути – ребенок, сказал искренне – что с ним произошло нечто, само собой, ведь его никто не принуждал «испытывать гордость».
Во все времена, считает Наталья Ивановна, дети рождаются совершенно одинаковыми – добрыми, доверчивыми, искренними, отзывчивыми, все зависит от того, какими сделаем их мы: какие ценности заложит семья, как доработает школа, как в дальнейшем они будут чувствовать опору государства.
ВОСПИТАНИЕ – НЕ УСЛУГА
Вообще школа, как социальный институт, всегда заключала в себе две основные функции – обучающую и воспитательную. Однако последняя в наши времена испытывается на прочность. Тон задает рыночная модель, в соответствии с которой во все сферы введено понятие – «предоставление услуг». Воспитание же вряд ли можно и нужно относить к категории услуг, так как это материя духовно-идеологического формата, обосновывающая культурный код всего общества. Но главным воспитателем, безусловно, должна быть семья, поэтому в четвертой гимназии стараются активнее привлекать к школьной жизни ребенка его родителей.
– Мы стараемся задействовать семью, особенно при подготовке и проведении мероприятий – продолжает рассказ заместитель директора по воспитательной работе Наталья Ивановна, – родители должны помогать, участвовать в жизни ребенка, ведь, так важно, чтобы однажды он не сказал: «я так хотел, чтобы ты был рядом». Мы очень хотим, чтобы родители интересовались не только тем, что у ребенка в дневнике, но и что в его душе, чем наполнена его школьная жизнь. Поэтому после школьных бесед и лекций, мы рекомендуем детям рассказывать дома о том, что они узнали в школе, о чем мы говорили, напомнить, какой отмечается праздник. И пусть родители вместе с ними порассуждают: учитель скажет так, мама – иначе. И тогда не будет «непомнящих», «непонимающих» и «нечувствующих».
Работа военно-патриотического воспитания многогранная и крайне ответственная – это педагоги понимают в полной мере, поэтому действуют ненавязчиво, аккуратно и обоснованно. Например, яркой иллюстрацией того, что при внедрении любых деструктивных идеологий и течений ставка делается именно на молодежь – на неокрепшие, ищущие умы – являются реально происходящие события, отражаемые в средствах массовой информации. В тему вспоминаются телевизионные кадры о скинхедах или молодежи, топчущей флаг своей страны, факты вандализма и неуважительного отношения к памятникам и т.д. Эти примеры ярко свидетельствуют о том, как важно еще в школе научить ребенка уважению к стране, флагу, гимну, уважению к старости и детству, к женщине, к матери, ветерану и просто соседу. Внушить мысль, что если назревает необходимость что-то менять, нужно изменять действительность, но не историю.
– Мы выстраиваем процесс обучения параллельно воспитанию, – говорит Наталья Ивановна, – мы их не разделяем, ведь со школы никто воспитательные функции не снимал и мы ведем эту работу системно.
– А главное для нас – педагогов, – вступает в разговор Валентина Александровна, – чтобы наши дети были величайшими патриотами – чуткими, доброжелательными и достойно воплощали идеи государства потом, когда покинут стены школы. – И у нас это получается, есть немало подтверждений: наши бывшие выпускники, общаясь с педагогами, признаются, что куда бы ни забросила их судьба, они обязательно увозят с собой флажок Казахстана. Он всегда стоит на столе – в комнате ли общежития или в рабочем кабинете. И мы точно знаем, что это искренне, и спокойны за своих детей.
ПОДШЕФНЫЕ
Что же касается ветеранов, шефства над ними – с некоторых пор эта работа утрачивает былой размах, и не только в четвертой гимназии, но и во всех школах. Дело в том, что наши дорогие ветераны достигли возраста, когда им уже очень трудно общаться и совсем не хочется ворошить память. Ветеранов ВОВ становится все меньше и в гимназии понимают, что лучшая забота о тех, кто еще жив – предоставить им покой. Совсем без внимания они, конечно, не остаются, но в свое время эта работа велась значительно шире. Также у школы есть подшефный детский сад, куда ребята периодически приходят, чтобы пообщаться со своими младшими друзьями, есть и подшефные семьи.
– Мы учим детей быть чуткими, учим делиться, ведь умение давать – своим или чужим – не важно, способность прийти, подарить, сказать теплые слова – это важно. И конечно, учим ценить заботу государства, например, бесплатные ученики, бесплатная медицина, возможность получить высшее образование и т.д. Об этом нужно говорить, акцентировать внимание, мы – одна из немногих республик, где государство оказывает такую поддержку своим гражданам и это нужно уметь видеть.
НВП
По линии начальной военной подготовки в гимназии также ведется соответствующая работа. В октябре прошел военно-спортивный праздник – 11 классы соревновались в стрельбе, проходили военную подготовку – строевая, стрельба, выпуск боевого листка, надевание противогаза, оказание медицинской помощи. У десятых классовых также прошли спортивные соревнования. В мае такие соревнования организовываются уже более масштабно – с участием воинских частей. Это связано с майскими датами – Днем защитника Отечества и Днем Победы. Дружба с воинскими частями это традиция. Как говорят педагоги, руководство воинских частей никогда не отказывает в просьбе о совместном проведении мероприятий. Обе стороны готовят концертную программу, солдаты показывают строевую подготовку, устраиваются чаепития.
– Наши старшие ребята, – рассказывает Валентина Александровна, даже соревновались с солдатами в стрельбе, и, кстати, выиграли. Мы очень радовались за своих мальчишек, хотя и солдаты, которые приходили – новобранцы, по-сути, тоже еще мальчишки. Потом они приглашали нас к себе в воинскую часть: наши десятиклассники ездили с хоровой студией, дали концерт, посмотрели на жизнь военных изнутри. К нам и моряки приходили – у детей вообще восторг, задавали массу вопросов. Была экскурсия в порт, смотрели корабли. Такое сотрудничество детям очень нравится, им интересно.
Валентина Александровна говорит, что раньше предмету НВП в расписании отводилось два часа в неделю, но с прошлого года часы убавили, теперь у 10 и 11 классов – один час в неделю. Также из программы совсем изъята медицинская часть. При этом любой, кто учился в советской школе, может вспомнить, сколь любимым был именно этот раздел НВП – дети осваивали навыки оказания первой медицинской помощи, могли наложить жгут, шину, остановить кровотечение, знали, как правильно накладывать повязку на ту или иную часть тела, могли пользоваться минимальным набором медицинских препаратов. Это было интересно, а главное это были полезные практические навыки. Так что, считает Валентина Александровна, значение данного предмета приуменьшено необоснованно.
В четвертой гимназии данный предмет преподает дипломированный педагог, офицер Олег Иванович Варнавский, которому есть чему научить ребят, он знает, как сделать процесс интересным, но в связи с тем, что часы сокращены (в совокупности у всех классов получается всего 4 часа в неделю) оборудовать специальный кабинет было бы неоправданно: на фоне острой нехватки аудиторий, выделять отдельный кабинет – всего для четырех часов занятий просто неразумно.
– Конечно, уроки мы проводим, – с долей скепсиса говорит Валентина Александровна, – детям нравится и теория и практика в чем заслуга педагога, но очень хотелось бы поставить дело более профессионально. Например, еще в советские времена для этих целей было оборудовано помещение в школе милиции, куда детей старших классов по графику приводили практически из всех городских школ. Уроки вел Югай Юрий Миронович – известная личность. Там был шикарно оборудованный кабинет со всей необходимой наглядностью. Так вот если бы в городе организовать что-то подобное – городской штаб, класс – специально оформленное помещение, куда мы могли бы приводить детей, и где НВП преподавалось по всем правилам – это было бы хорошим подспорьем в деле военно-патриотического воспитания.