Утвержденная Главой государства 21 год назад и поэтапно развивающаяся до сегодняшнего дня международная программа «Болашак», с момента внедрения в 2008 году программы «Научные стажировки», предоставила возможность казахстанским научным и педагогическим работникам пройти научные стажировки за рубежом в лучших университетах, занимающих ведущие позиции в мировых рейтингах.
К примеру, по данной программе в 2013 году 18 преподавателей Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова прошли стажировки в зарубежных вузах. О том, как проходила стажировка, мы побеседовали с кандидатом исторических наук, доцентом кафедры «История Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин» КГУТИ имени Ш.Есенова Эльвирой АБЛАНОВОЙ.
– Эльвира Амангельдиевна, расскажите, пожалуйста, где и когда проходила ваша научная стажировка?
– С первого апреля по тридцатое июня 2013 года по международной программе «Болашак» мне посчастливилось пройти научную стажировку на кафедре Центральной Азии и Кавказа факультета востоковедения Санкт-Петербургского государственного университета под руководством видного ученого-востоковеда, доктора исторических наук, профессора Турсуна Султанова.
– Какую цель вы ставили для себя в ходе стажировки?
– Цель стажировки – фундаментальное изучение истории Мангистау в новое время, то есть в XVIII – начале XX вв. на основе архивных источников и дореволюционных исследований. А для достижения поставленной задачи была проведена конкретная поисковая работа в г.Санкт-Петербурге в Российском государственном историческом архиве, в Российском государственном архиве военно-морского флота, в Русском Географическом Обществе, в Санкт-Петербургском филиале архива Российской Академии наук, в архиве среднеазиатского фонда музея антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера), в Российской национальной библиотеке, в библиотеке Российской Академии наук, в научной библиотеке имени М.Горького Санкт-Петербургского государственного университета.
– И какие новые страницы истории Мангистау открыты в результате такой плодотворной работы?
– Запланированный план-график стажировки полностью выполнен. По исследуемой теме изучены материалы, которые условно разделены нами на несколько групп – архивные исторические источники; рукописные материалы; дореволюционные печатные издания; информация газетных фондов. Собранные в ходе научной стажировки ценнейшие архивные источники по истории Мангистау XVIII - начале XX вв. дали нам полную информацию о расселении казахов рода адай Младшего жуза на полуострове Мангышлак в новое время. Также выявлены источники времени правления султана Пирали, под властью которого в 1770-1804 годах находились туркмены и казахи рода адай Младшего жуза. На основе новых рукописных документов раскрыты взаимоотношения мангышлакских туркмен с казахами Младшего жуза, а также влияние колониальной политики Российской империи на сферу духовной жизни казахов Мангистау. Очень интересны и информативны архивные источники первых официальных переписей Российской империи – таблицы, не обработанные черновые цифровые данные о населении, материалы о природном росте и увеличении пришлых народов и кочевников.
– Без сомнения собранный вами материал представляет собой новое слово в историографии Казахстана, так как считают историки, несмотря на значение полуострова, в истории народов Прикаспия и на наличие первоклассных источников, до сих пор отсутствует исчерпывающее монографическое исследование о Мангышлаке. Ваше исследование, уверены ученые, восполнит этот пробел в историографии, чем и определяются его актуальность и научная значимость. В связи с этим, как обстоят дела с публикацией научных материалов по данной теме и каковы ваши дальнейшие планы научно-исследовательской работы?
– Собранный в ходе стажировки материал позволил мне принять участие в работе прошедшей 24-26 апреля в городе Санкт-Петербург XXVII международной конференции по источниковедению и историографии стран Азии и Африки под названием: «Локальное наследие и глобальная перспектива», в ходе которой выступила с докладом на тему: «Источниковедческая роль материалов «Туркестанского сборника» в изучении этногеографической истории мангистауского народа во второй половине XIX века». Что касается планов на будущее, конечно же, мечтаю защитить в России докторскую диссертацию по исследуемой теме, а сейчас работаю над монографией.
– В отзыве вашего научного руководителя Т.Султанова подчеркивается, что вы в ходе научной стажировки проявили себя «как зрелый историк, в полной мере владеющий современной научной методикой и технологией, равно как навыками работы над архивным фондом». Скажите, пожалуйста, а как вы пришли в историческую науку? Чем был обусловлен выбор вашей профессии? Это была случайность или закономерность?
– Чем был обусловлен выбор моей профессии? Я бы ответила так: я из тех 50 процентов историков, которые мечтали стать юристами. В 1987 году после окончания средней школы № 2 в селе Шетпе я поступала на юридический факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова. Сдала все экзамены, дошла до конкурса, где меня попросили предоставить направление от партийной организации или рекомендацию от областного партийного комитета. За две недели я не успела предоставить ни то, ни другое. Поэтому пришлось вернуться обратно в Казахстан и поехать в город Алма-Ату поступать на юридический факультет Казахского государственного университета имени Кирова ( ныне КазНУ имени Аль-Фараби). Но и здесь все было непросто, так как тогда для поступления в КазГУ на юрфак был необходим двухлетний трудовой стаж, которого у меня не было. И у меня не оставалось выбора, кроме исторического факультета. В то время на исторический факультет поступить было нелегко: на одно место претендовало 37 абитуриентов. В надежде потом перевестись на юрфак, я все-таки стала студенткой истфака, по окончании которого в 1992 году преподавала историю Казахстана и социально-гуманитарные дисциплины в Актауском филиале политехнического института имени В.И.Ленина. Поступив в 1994 году на очное отделение аспирантуры КазНУ имени Аль-Фараби, успешно защитила в 1999 году диссертацию «Казахи: динамика социально-демографических процессов (на основе переписей 1959-1970 гг.)» под руководством профессора К.Каражана и доцента А.Калышева. После защиты диссертации вернулась в Актау и работала заведующей кафедрой социально-гуманитарных дисиплин в филиале Карагандинского университета имени Е.Букетова. В 2003 году вышла в свет моя монография «Социальное-демографическое развитие казахов во второй половине XIX века». С 2011 года преподаю в КГУТИ имени Ш.Есенова. А юридическое образование, о котором мечтала с детства, я все же получила, окончив в 2005 году юридический факультет в КазНУ имени Аль-Фараби. Но к этому времени с историей меня свела уже судьба.
– Спасибо вам большое! Завершая нашу беседу, разрешите процитировать вашего научного руководителя, известного ученого, доктора исторических наук Турсуна Султанова: «Не могу не отметить целеустремленность, трудолюбие и преданность науке Эльвиры Амангельдиевны Аблановой, то, без чего не бывает настоящего ученого. Надеюсь, что её путь в науке будет длинным и успешным». Успехов вам и новых открытий!