Школьные психологи, как выяснилось, тоже не прочь «сесть за парты», иными словами – выступить в роли учащихся. На первом областном фестивале, организованном общественным фондом «Луара» для 53 школьных психологов и социальных педагогов из Актау, Жанаозена, а также Мангистауского, Мунайлинского и Тупкараганского районов области, их научили, как избежать эмоционального «выгорания».
Организаторы фестиваля назвали его «Смысл жизни» неслучайно. Психологи и соцпедагоги, приглашённые на фестиваль, работают с подростками из группы риска, имеющими суицидальные наклонности, с детьми из неблагополучных семей, поэтому фестивалю присвоили такое необычное название.
– Обычно работа психологов не выходит за пределы школьного кабинета, но с помощью фестиваля мы решили расширить географические рамки и устроить для участников эмоциональную разгрузку, – сообщила директор общественного фонда «Луара» Лаура Асырова. – На конкретном примере мы покажем, как можно вести коррекционную работу с детьми из вышеуказанных категорий, применяя творческие методы и посредством спортивных состязаний. Для этого на фестивале работает несколько станций. Также будут организованы психологические тренинги для всех участников. Мероприятие проводится в рамках государственного социального заказа при поддержке областных управления образования и центра учебно-методического и дополнительного образования, – подчеркнула Л. Асырова.
В данном направлении специалисты фонда работают второй год. Ранее представители организации инициировали проведение тренингов для психологов с целью выявления «трудных» подростков. В ближайшее время, с сентября по декабрь, пройдет еще ряд аналогичных встреч. Так, в каждом районе области запланированы консультации с родителями детей, требующих повышенного внимания. Кроме того, будет организован областной слет молодежи, международная научно-практическая конференция с привлечением психологов из других регионов страны – всего более 10 мероприятий. На эти цели выделено 2 млн. тенге.
По мнению экспертов, проводящих работу с психологами и согласно проведенным ими опросам, большая часть таких специалистов (психологов и соцпедагогов), независимо от возраста и стажа, к концу учебного года ощущают признаки невроза, апатию. Более опытные подвержены пессимизму, а более молодые подчас даже чувствуют негатив по отношению к своей работе и ученикам. Педагог в таком состоянии сам, по сути, становится фактором риска для развивающейся личности ученика и его здоровья. В школах России, учитывая этот фактор, специальные центры нацелены на рост профессиональной компетентности таких педагогов и профилактику серьезной психолого-педагогической проблемы – синдрома эмоционального выгорания. У нас таковую работу до последнего времени никто не вел и причинами возникновения симптомов эмоционального выгорания не занимался. Большое упущение – по-другому не назовешь. Ведь психологи, выполняя порученную им работу, в силу большого объема работы «самоизолируются» от внешнего мира.
– Высок риск выгорания у тех педагогов, которые не имеют профессиональных горизонтов – ни ближних, ни дальних, к которым можно стремиться, – считает Нагима Тауниязова, психолог средней школы №6. – У каждого они свои: открытый урок или аттестация, участие в школьном конкурсе педагогического мастерства или городском фестивале, публикация в методическом журнале или внедрение творческой программы в учебный процесс – через неделю, весной, в следующем году, через два года. Самое главное – определить для выполнения вполне реальный срок, а не требовать от себя невыполнимых целей, что еще больше усугубит проблему. А что касается фестиваля, могу сказать следующее – польза фестиваля очевидна. Мы привыкли сами организовывать мероприятия, а теперь организовали для нас. Каждый из нас ощутил серьезную эмоциональную разгрузку, – отметила она.
В школах Екатеринбурга, например, работают творческие лаборатории для психологов. У нас, пока нет других вариантов, подспорьем стал вот такой фестиваль. Его участники, впрочем, как и организаторы, надеются, что он станет ежегодным.
Вообще, надо отметить, фонд «Луара» создан с целью укрепления института семьи и семейно-брачных отношений. Руководство фонда еще шесть лет назад обратило внимание на это важное направление: создание и сохранение здоровых семей, построение гармоничных семейных отношений. Поскольку в нашем обществе к тому времени накопилось немало социальных проблем, связанных с институтом семьи, это направление они также включили в список своей работы. За эти годы фонд проводил лекции для молодежи, семейные курсы для молодых семей, семейные консультации, не прекращает работу с детьми, имеющими ограниченные возможности. Областной фестиваль художественно-прикладного творчества «Передай добро по кругу» проводимый для этой категории детей собирает все больше участников. Если в 2008 году участников было около тридцати, то в этом – более двухсот пятидесяти.
– Мы сталкиваемся с потрясающим «побочным» эффектом участия детей в нашем фестивале – это успешная социокультурная реабилитация, – говорит Лаура Асырова. – Приобщаясь к искусству, работая над новыми картинами и поделками, развивая навыки общения с другими подростками, они получают психоэмоциональную терапию. Их успехи заметны и в физическом плане, и на психическом уровне. Их педагоги радуют нас сообщениями о том, что у детей исчезают психологические зажимы, развивается слух. О том, как рады родители, замечающие все это, и говорить не приходится, – резюмирует она.
К слову, сейчас фонд продолжает областную акцию «День семьи» и оказывает бесплатные психолого-педагогические консультации родителям и их детям. Получить таковую можно, позвонив по телефону: + 77026636682.