«Необходимо планомерно приступать к постепенному переходу ведущих университетов
к академической и управленческой автономии».
(из Послания Президента РК народу Казахстана)
Казахстан интегрируется в европейское образовательное пространство, основой которого является автономия вузов, о которой сегодня так много говорят в нашей стране. Второго сентября текущего года на открытии IV сессии Парламента пятого созыва Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев акцентировал еще раз внимание Парламента и Правительства РК на том, чтобы правильно трактовать понятие «автономия вузов». Что такое автономия вузов, своевременна ли она, мы решили выяснить у ректора Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова Адилбека БОТАБЕКОВА.
– Адилбек Кожабекович, как вы понимаете автономию вузов, своевременна ли она, совместима ли она с казахстанской ментальностью, и на что бы Вы как руководитель регионального вуза, в первую очередь, обратили бы внимание в трактовке данного понятия?
– Думаю, что в первую очередь необходимо законодательно определиться с понятием «автономия вуза»: независимость или свобода касательно воли или действий руководства вуза – уровень свободы для принятия важных решений; состояние автономии – самоуправление или право на самоуправление; самоуправляющее сообщество – модель координирования и планирования бюджета вуза?
Я, как руководитель с определенным стажем ректорства, не могу сегодня утверждать, что у ректора нет возможности принимать самостоятельные решения или, наоборот, слишком велика степень свободы. Все относительно!
Автономия – да, но … в некоторой степени, по законодательно определенным правилам и нормам. Все дело в объемах свободы и ответственности!
Под автономией зачастую подразумевается концепция академического управления вузом: светское или разделенное управление.
Светское управление – схема управления вузом, опирающаяся на академические традиции вузовского (преподавательского) сообщества. Очевидна предпочтительность концепции светского управления, несмотря на то, что государственные органы управления (центральные или местные) стараются иметь больший уровень контроля над высшим образованием.
Концепция разделенного управления – это когда власть, управление и процесс принятия решения являются разделенными задачами и обязательствами, которые различными путями распределяются между участниками схемы управления вузом. Тут дело остается за «малым» – четкое определение степени влияния и ответственности участников управления при выборе стратегии развития государственного вуза и путей достижения целей.
Обычно под автономией вуза подразумевается управление вузом через попечительские советы, состоящие из представителей уполномоченного государственного органа (Министерство образования и науки РК), местного исполнительного органа (акимат региона), политических организаций и бизнеса. И здесь возникает немало вопросов.
Кто является председателем попечительского совета, как он избирается? Каковы его полномочия, как он часто контактирует с ректором (президентом) вуза; является ли он: специалистом по управлению вузом; «тренером» или коллегой? Степень его влияния на процесс принятия решения попечительским советом или ректором? Сможет ли он найти равновесие между взглядами и мнениями, допускает (или стимулирует) ли председатель разногласия (распри)? Каков механизм выхода из критических ситуаций?
Какова культура и уровень компетенции членов попечительского совета для управления вузом? Выработана ли коллективная культура – взаимно сформированный образец норм, ценностей, опыта и убеждений, которые руководят поведением отдельных лиц и групп? Как регулируются вопросы, как принимаются решения? У кого имеется власть и влияние? Какую роль играют члены попечительского совета в спорах? Каков уровень амбиций представителей власти, политических организаций или бизнеса?
Поэтому предстоит очень большая работа для нахождения самого оптимального варианта обеспечения автономии вузов. Требуются тщательные общественные обсуждения и государственная воля для достижения необходимого консенсуса в данном вопросе.
Мне, как ректору вуза, представляется важным для обеспечения положительного развития вуза наличие согласия между членами попечительского совета и ректора вуза в том, что они должны придерживаться параллельных путей в стратегическом лидерстве и реализации политики развития вуза.