Подходит к концу очередной учебный год. Впереди – самая ответственная пора - сдача ЕНТ у старшеклассников, экзаменационные сессии у студентов, получение дипломов у выпускников колледжей и вузов страны. Сейчас, вспоминая, как начинался этот учебный год, не перестаешь удивляться тому, до чего же иногда непредсказуемой бывает наша система образования и как ее постоянно «штормит» от громких коррупционных скандалов в министерстве образования и науки до свежих идей новоиспеченных министров, остающихся в основном на уровне деклараций. И, наверное, только ленивый не говорит о том, что система образования в нашей стране – это благоприятная среда для развития взяточничества, а диплом казахстанского вуза – это лицензия на поиски работы.
У выпускников мангистауских школ впереди нелегкий выбор: надо определиться со специальностью и вузом. Ни для кого не секрет, что более или менее успешные выпускники нашей области уезжают за пределы региона и республики. О том, почему так происходит, как решить проблемы в системе вузовского образования, мы побеседовали с первым руководителем регионального вуза. Предлагаем нашим читателям эксклюзивное интервью с ректором Каспийского государственного университета технологий и инжиниринга имени Ш.Есенова Адилбеком Ботабековым.
- Адилбек Кожабекович, на Ваш взгляд, почему казахстанское общество не видит, к сожалению, ощутимых результатов от реформ в сфере образования?
- Развитие нашей страны в соответствии со Стратегией «Казахстан-2050» предполагает быстрое, форсированное индустриально-инновационное развитие экономики республики, создание зеленой экономики, наукоемких производств, поэтому Казахстану необходимы специалисты новой формации, с качественно другим уровнем подготовки. Реформирование образовательной системы нашей страны проводится в соответствии с Государственной программой развития образования на 2011-2020 годы. Государство активно поддерживает реализацию программ в вузах, нацеленных на ускорение вхождения системы образования Казахстана в мировое образовательное пространство и привлечение в страну лучших современных образовательных технологий, на основе которых закладывается база для создания вузов, отвечающих требованиям времени, например, приглашение зарубежных ученых; программа академической мобильности обучающихся.
Думаю, что в сфере образования нельзя ожидать сиюминутных результатов, конкретные результаты проводимых в настоящее время реформ мы ощутим в ближайшие десять лет. Посмотрите на результаты президентской программы «Болашак» – сколько студентов, магистрантов, докторантов, а теперь и работников, преподавателей смогли пройти обучение и стажировки в лучших зарубежных вузах. Только в нашем университете в прошлом учебном году 18 преподавателей прошли стажировку в зарубежных вузах, а в этом - по международной программе «Болашак» 5 преподавателей проходят стажировку в штате Колорадо, 3 преподавателя – в Нидерландах, 1 преподаватель – в Германии, 1 преподаватель поступил в магистратуру Великобритании. Кроме них, по 10 студентов ежегодно проходят обучение в зарубежных вузах.
- Как известно, сфера образования должна опережать хотя бы на шаг развитие экономики страны. В этой связи, считаете ли Вы, что госзаказ (выделяемые абитуриентам гранты) соответствуют реалиям нашего времени и запросам казахстанского рынка?
- Государственный образовательный заказ на подготовку специалистов формируется в соответствии с приоритетами индустриально-инновационного развития страны, отраслевой и региональной потребностью в кадрах, в том числе с учетом потребностей региональных вузов и научных организаций в научно-педагогических кадрах. Анализ количества выделяемых образовательных грантов за последние годы показывает, что их большая часть приходится на технические и педагогические специальности, что, несомненно, отражает потребность современного социально-экономического развития страны. Однако из-за отсутствия открытой информации по обоснованию потребности в тех или специальностях, уверенно утверждать, что образовательные гранты выделяются в соответствии с реалиями времени, не могу.
- Как Вы думаете, чего не хватает вузам Казахстана и, в частности, вузу под Вашим руководством, чтобы создать грамотный научный костяк и научные школы с мировым именем?
- Не хватает доброй воли руководителей научных организаций и предприятий, решительности преподавателей и осознанного подхода всех сторон к решению научных и производственных задач с позиций интересов государства. Требуется решение ряда проблем, не позволяющих нормально реализовать научную деятельность в университете: отсутствие современного научного оборудования и научной школы, которая могла бы решать прикладные научно-исследовательские задачи региона. В настоящее время мы создаем специальные научно-исследовательские лаборатории. Но даже при этом серьезная научная работа не может проводиться на кафедрах, где преподаватели в основном заняты учебной деятельностью – она должна осуществляться в научно-образовательной среде. Поэтому сейчас нами прорабатывается вопрос создания в нашей области научно-образовательного консорциума – равноправного объединения на основе договора о совместной хозяйственной и научной деятельности, в котором КГУТИ имени Ш. Есенова, научные организации и предприятия, занятые в сфере производства, объединяют интеллектуальные, финансовые и иные ресурсы для проведения научных исследований и подготовки специалистов. Это выгодно всем участникам консорциума: университет организовывает учебный процесс на базе реальных научных структур и производства, а научные организации и предприятия получат молодую интеллектуальную подпитку. Только создав такой консорциум, мы можем говорить о полноценной научной работе и воспитании научных кадров.
- По поручению Президента РК программы обучения в вузах должны быть ориентированы на востребованные в экономике специальности. Предусматривается ли в связи с этим в КГУТИ им. Ш. Есенова пересмотр, а возможно, и избавление от устаревших и невостребованных дисциплин?
- В настоящее время в университете ведется большая работа с предприятиями региона, так как именно они являются заказчиками и потребителями наших выпускников. И главная наша задача – соответствовать их требованиям и пожеланиям, поэтому мы переходим на формирование модульных образовательных программ, где каждый модуль нацелен на определённые компетенции. Вот именно отсюда и будут рождаться дисциплины, предметы или, как говорят на Западе, курсы. Мы решительно избавляемся от устаревших и уже не востребованных дисциплин, но при этом не увлекаемся созданием множества новых дисциплин. Все должно быть подчинено главной цели – созданию такой образовательной программы, при которой студент освоит те компетенции, которых от него ждет его будущий работодатель. Мы уходим от той «порочной» практики, когда порою дисциплины создавались не потому, что они необходимы студенту, а по желанию кого-то из преподавателей, да и просто, потому что есть этот преподаватель и он ведет эту дисциплину. Этот процесс не простой, болезненный, порою разгораются сильные споры, выдвигаются новые идеи и подходы. В конечном итоге, надеемся, родятся учебные планы нового уровня. Но это только первый этап. Сам по себе учебный план или образовательная программа – это половина дела. Главное впереди – качественное улучшение учебного процесса. Качество преподавания – вот, что сегодня для нас главное!
- Вы по специальности – строитель, защищали свою диссертацию на стыке технических и физико-математических наук. Что повлияло на выбор профессии строителя?
- На выбор оказала влияние моя сестра, посоветовавшая мне обратить внимание на профессию строителя. Она неустанно повторяла, что это нужная и востребованная во все времена профессия: пока человечество будет жить, оно будет нуждаться в жилье, а кто, как не строители, обеспечат им людей. Так что с 9 класса я начал готовиться к поступлению, занимался по дополнительным учебникам, которые, будучи студенткой, высылала мне сестра. Признаюсь до 3 курса мне, окончившему казахскую школу, было очень непросто учиться в вузе на русском языке, но, как говорится, дорогу осилит идущий, и окончил я Московский инженерно-строительный институт с красным дипломом со средним баллом 5,0. Затем досрочно до окончания аспирантуры Центрального научно-исследовательского института строительных конструкций имени В.Кучеренко за 2,5 года защитил в Москве кандидатскую диссертацию. Когда начал преподавать в Алматы, то очень удивился тому, что в Казахстане, где 22% территории является сейсмоопасной зоной, для будущих строителей не преподаются дисциплины по сейсмостойкости. Поэтому разработал учебные программы по дисциплинам «Основы сейсмостойкого строительства», «Надежность и оптимизация железобетонных конструкций» для специальности «Промышленное и гражданское строительство». Сейчас, оглядываясь назад, я понимаю, что выбор профессии был правильный. Строитель - профессия вечная. По моим стопам пошел сын, он тоже по специальности – строитель.
- Адилбек Кожабекович, помните ассоциации, возникшие у Вас год назад, при назначении ректором КГУТИ имени Ш.Есенова?
- Дело в том, что, будучи ректором Казахской академии транспорта и коммуникаций имени М.Тынышпаева, я два раза приезжал в Актауский колледж КазАТК и был знаком с природно-климатическими условиями региона, видел, как развивается областной центр. Ассоциации были следующие – западный регион и далеко ехать. Когда же приехал год назад, то увидел впечатляющие перемены в облике города на берегу седого Каспия, а еще меня поразило почтительное отношение населения Мангистау к своим корням, самобытной истории и культуре родного края, и, как следствие, вытекающая отсюда некая чистота человеческих взаимоотношений, что является редкостью в таком мегаполисе как Алматы.
- С какими проблемами Вам пришлось столкнуться на новой должности и с чего пришлось начинать на новом месте год назад?
- Пришлось столкнуться с огромными пробелами и недостатками в уровне подготовки специалистов, в оформлении учебной документации, делопроизводстве. Огромное количество студентов, как выяснилось, дошло до выпускного курса, имея задолженности за 1-3 курсы. Получается, студентов переводили с курса на курс, не обращая внимания на задолженности!? Подавляющего количества экзаменационных ведомостей не удается найти до сих пор. К примеру, на факультете нефти и газа с наличием экзаменационных ведомостей дисциплин вообще большая проблема. Когда создали комиссию по рассмотрению данного вопроса, то принесли два (!) мешка ведомостей, непонятно, где до этого времени находившихся. Сейчас выдачу дубликатов дипломов подписываю только при наличии сверочной ведомости, и сталкиваюсь с тем, что нет практически ни одного приложения к диплому - транскрипта – без искажений. И, к сожалению, из-за плохого, мягко говоря, состояния документооборота и документообеспечения сейчас мы испытываем большие трудности при подготовке материалов за последние годы к очередной государственной аттестации, которую ждем в мае.
- Получается, перед Вами возникли два вопроса из русской классической литературы: кто виноват? и что делать?
- Над первым вопросом, честно говоря, и времени долго размышлять не было. Здесь, думаю, и так все понятно: видимо, из-за отсутствия должного контроля со стороны руководства университета отдельные работники злоупотребляли своим служебным положением, и, скорее всего, не безвозмездно, раз то, что я изложил выше, имело место быть в стенах вуза. По обнаруженным недостаткам отдельные материалы были переданы в прокуратуру, по которым возбуждены уголовные дела и ведется следствие. А начинать пришлось, в первую очередь, с создания большого пакета инструктивных документов и различных регламентов. Это - не моя прихоть, не мои какие-то выдуманные требования: это - нормативные документы (постановления Правительства, приказы Министерства образования РК). Вот на основании этих документов, утвержденных форм и образцов должны работать все подразделения вуза. Здесь же, когда я начал ознакомление с документацией, то столкнулся с тем, что они составлены не по требованиям. То есть получается, что сотрудники учебного управления просто не знали о существовании таких нормативных документов и практически работали, составляя горы документации, вхолостую. Поэтому пришлось начинать с этого, внося коррективы даже в составление рабочих программ дисциплин и силлабусов (учебные программы для студентов). Первая моя задача как руководителя была довести до каждого сотрудника так называемые правила игры, чтобы они понимали, что от них требуется, и что они должны делать согласно должностным инструкциям и нормативным документам. А уже затем взялись за разработку механизмов путей решения вопросов.
- Ваш портрет казахстанского преподавателя вуза?
- Профессионал, прекрасно владеющий новыми технологиями и достижениями науки. Преподаватель должен владеть современными методами обучения, уметь применять их в учебном процессе. Самым важным качеством для преподавателя является его умение научить студентов добывать знания и применять их в своей деятельности.
В этом учебном году мы начали практику проведения в школах города Актау преподавателями педагогических специальностей мастер-классов по школьным предметам, а преподавателями производственных специальностей – научно-аналитических обзорных лекций перед производственными и научными коллективами предприятий и научных организаций области о новых перспективных технологиях и достижениях науки. Создана учебно-методическая постоянно действующая комиссия, которая в течение года посещает занятия профессорско-преподавательского состава с целью повышения качества преподавания и оказания методической помощи.
- Отрадно констатировать тот факт, что с Вашим приходом на пост руководителя КГУТИ имени Ш. Есенова усилена финансовая мотивация профессорско-преподавательского состава. Считаете ли Вы, что это позволит прийти в вузы лучшим из лучших?
- Да, считаю, что улучшение благосостояния преподавателей является одним из важных составляющих повышения статуса педагога. С начала текущего учебного года мы дважды повысили заработную плату работников университета, в том числе преподавателей: в начале учебного года на 20-25% и с 1 февраля 2014 года в связи с девальвацией тенге – еще на 20%, то есть за последние полгода зарплата выросла в 1,5 раза. Кроме того, с начала учебного года преподавателям впервые в истории университета три раза, а женщинам еще дополнительно в честь праздника 8 марта, была выплачена четвертая премия в размере должностного оклада. С целью повышения мотивации труда работников университета в 2013-14 учебном году впервые введен социальный пакет для работников, которым предусмотрены премии в связи с юбилейными датами; премии, выплачиваемые руководителю (тренеру) студента по результатам предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, соревнований; материальная помощь работникам, создавшим семью или при рождении в семье ребенка, а также работникам, испытывающим финансовые затруднения в силу различных обстоятельств; вознаграждения, направленные на стимулирование методической и научной деятельности преподавателей; премии по итогам учебного года; адресная социальная поддержка работников по оплате стоимости посещения ребенком детского сада; социальная поддержка работника, имеющего неполную семью или члена семьи-инвалида I группы, неспособного к труду; компенсация расходов на санаторно-курортное лечение и многое другое.
Помимо этого, в текущем учебном году годовая педагогическая нагрузка преподавателей уменьшена с 850 до 450 часов. Все эти мероприятия направлены на создание преподавателям благоприятных условий для работы в нашем университете, для реализации своих творческих, научных идей и, конечно, как руководитель, надеюсь, что это позволит нам сконцентрировать у себя, прежде всего, сильный профессорско-преподавательский состав.
Еще одним очень важным шагом этого учебного года является решение, направленное на усиление кадрового потенциала профессорско-преподавательского состава. В целях стимулирования поступления преподавателей в докторантуру принято решение оказать материальную поддержку докторантам на период их обучения в докторантуре по направлению университета путем выплаты ежемесячной компенсации в размере разницы получаемой им зарплаты перед поступлением в докторантуру (с учетом индексации в последующие годы) и стипендией докторанта.
- Министр образования и науки А.Саринжипов, выступая на заседании Правительства РК, сказал: «Технологии меняются каждые три года, каждые пять лет они полностью заменяются. В этой связи мы должны учить детей специальностям, которые еще не открыты..». А какие новые специальности открыли бы Вы у себя в вузе? Сколько на сегодняшний день специальностей, факультетов, кафедр в КГУТИ им. Ш.Есенова?
- В настоящее время в университете на базе пяти факультетов и 23 кафедр обучается около пяти тысяч студентов по 43 программам бакалавриата и более двухсот человек по 18 магистерским программам. Особое внимание уделяется подготовке специалистов по техническим наукам – для нефтегазовой, морской отрасли и специальностям направления «Образование», то есть по необходимым для нашего региона специальностям. Нельзя забывать, что Актау – это еще и мощный транспортно-логистический центр, поэтому актуальным становится открытие специальностей логистического направления, а учитывая климатические особенности региона (ветер, солнце, море) – актуальным также представляется подготовка специалистов по возобновляемым источникам энергии. Сейчас университет готовит материалы для получения лицензии по подготовке востребованных для нашего региона специалистов-религиоведов. В этом году впервые в истории университета было проведено распределение выпускников. Приятно отметить, что данное мероприятие активно поддержали работодатели – в университет были заранее направлены запросы на специалистов. Анализ этих запросов показал, что в регионе, например, ощущается острая нехватка педагогов с русским языком обучения.
Мы не гонимся за количеством специальностей, тем более за так называемыми «модными» специальностями. Для нас важным является, прежде всего, качество подготовки и, естественно, наличие спроса на этих специалистов.
- На сегодняшний день в КГУТИ имени Ш. Есенова полностью введена кредитная система образования? Можно ли в данном случае говорить о соответствии формы содержанию, и на самом ли деле студент стал активным участником учебного процесса?
- В этом направлении предпринимается много усилий. Однако мы должны понимать, что то, что создавалось и развивалось в Европе и Америке десятилетиями, не может быть воплощено сразу в нашу реальность. Действительно, сейчас студент принимает участие в организации учебного процесса. Этой весной мы планируем провести реальную запись студентов на дисциплины, обеспечить выборность не только элективных дисциплин (курсов по выбору), но и преподавателей. Не скрою, процесс этот является не простым, в какой-то степени и болезненным, прежде всего, для преподавателя. Его полная реализация возможна в течение нескольких учебных лет.
Для мониторинга удовлетворенности студентов и магистрантов организацией учебного процесса, а также учета их пожеланий в университете регулярно проводится анкетирование, результаты которого дают возможность проанализировать ситуацию, внести определённые коррективы в организацию учебного процесса в университете.
В настоящее время обучающимся бакалавриата и магистратуры предложено по их выбору прохождение обучения в течение одного академического периода (семестра) в ведущих университетах Европы или США в рамках реализации программы академической мобильности.
- Рейтинг и престижность любого вуза определяются востребованностью его выпускников. Что КГУТИ имени Ш.Есенова в этом плане собирается предпринять нового для повышения своего рейтинга?
- Да, конечно, при выборе специальности и вуза абитуриенты и их родители, в первую очередь, руководствуются качеством образования, престижем вуза и гарантией трудоустройства. И, как известно, не все работодатели готовы принять на работу кандидатов без опыта, так как их не всегда устраивает качество подготовки специалистов, выпускаемых вузами, образовательные программы которых зачастую не отвечают требованиям. Учитывая это, с начала учебного года мы проводим целый комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы потенциальный работодатель заранее имел представление о кандидате на трудоустройство: тема дипломной работы выпускника проходит согласование с предприятием, а студент для прохождения преддипломной практики направляется на данное предприятие. По результатам прохождения практики предприятие дает отзыв с указанием намерения о принятии выпускника на работу. Помимо этого, дипломная работа рецензируется ведущими специалистами этого предприятия и ее защиту студент проводит на данном предприятии перед специалистами-производственниками. Это, с одной стороны, поможет избежать формальных защит, а, с другой стороны, работодатель может воочию увидеть первые результаты выпускника. К примеру, руководство ТОО «КазАзот» отнеслось очень серьезно к организации преддипломной практики для наших студентов. Я глубоко убежден в том, что если наши выпускники не будут все трудоустроены, мы не будем видеть результатов своей работы, и все то, что мы планируем, озвучиваем, будет просто сотрясением воздуха. Выпускник должен быть востребован, как специалист, и трудоустроен. Это наша основная цель, исходя из которой, университет должен выстраивать свою деятельность.
- Вы серьезно полагаете, что это реально в нашем региональном вузе?
- У руководителя вуза должно быть видение развития университета. В нашем регионе, в связи с его природно-климатическими условиями мы должны развивать три генеральных направления - подготовка специалистов нефтегазовой отрасли, морского дела и педагогов. С начала учебного года сначала на заседаниях ректората и ученого совета вуза, а затем на встречах с профессорско-преподавательским составом, на конференции Мангистауского областного филиала партии «Нур Отан» в присутствии его председателя, акима области А.С.Айдарбаева, мы стали открыто объявлять о своем видении развития университета и об обнаруженных недостатках, и подготавливали преподавателей университета к тому, что главная задача - качество подготовки наших выпускников. А для достижения данной цели содержание дисциплин, образовательных программ и многое другое надо согласовывать с работодателями, вести с ними прямой диалог и суметь убедить их в том, что это - наше общее дело. Нам удалось преодолеть пассивность преподавателей в этом плане, и сейчас уже защита дипломных работ проходит на базе производства, если это технические специальности и перед коллективом учителей, если это педагогические специальности. Я стал просить у наших партнеров–производственников отзывы на дипломные работы выпускников. Этой зимой, когда проходила защита дипломных работ заочников, получающих второе высшее образование, некоторые организации в вежливо-корректной форме, чтобы не обидеть нас, дали отрицательные отзывы. Пока, к сожалению, на мой взгляд, люди не привыкли принципиально выражать свое несогласие. Это, видимо, наша ментальность и всеобщая безответственность. Мы воспринимаем наших выпускников как некие аморфные создания: от их качества подготовки нам ни жарко, ни холодно, не осознавая того, что будущие специалисты являются движущей силой развития экономики. Завтра некачественная подготовка, отсутствие знаний будет тормозить развитие страны в целом. А ведь это наша страна, наша земля, наша экономика. Поэтому будем активнее работать в этом плане: начинать менять сознание и отношение к данному немаловажному вопросу.
На выпускном курсе у очников я провел в этом году ректорский мониторинг, чтобы увидеть реальную картину подготовки наших выпускников и знать, какие пробелы в знаниях у них имеются, чтобы затем до выпуска эти пробелы восполнить. Я удивился тому, что преподаватели меня не поняли и начали беспокоиться, запугивая студентов тем, что ректор действует незаконно и хочет отменить результаты успеваемости студентов за все четыре года учебы. В свою очередь, студенты стали писать мне на блог. А при проведении мониторинга я обнаружил шпаргалки у студентов, подготовленные самими преподавателями. О какой реальной картине и срезе знаний может идти речь в данном случае? Поэтому приходится работать и над этим вопросом и со студентами, и с преподавателями.
- Ставку на что Вы делаете на сегодняшний день для того, чтобы получить конечный результат – качественного выпускника и каких новых веяний и свежих идей ждать региону от КГУТИ имени Ш. Есенова под Вашим руководством?
- Качественный выпускник не формируется в одночасье. Это результат целого комплекса мероприятий. И над этим должен работать слаженный коллектив. Моя задача – мобилизовать коллектив. Когда мы усилим научно-педагогический кадровый потенциал, мотивацию ППС и студентов, укрепим материально-техническую базу, когда заложим в учебный процесс серьезный воспитательный аспект, а я глубоко убежден в том, что воспитательная составляющая имеет решающее значение в становлении специалиста и имиджа вуза, подтянем свою методическую базу и каждый год будем качественно улучшать определенное направление своей работы, то только тогда можно надеяться на определенные реальные результаты.
Следует отметить, что нас в этих вопросах решительно поддерживает аким Мангистауской области А.С.Айдарбаев. Наглядной демонстрацией этих слов являются, во-первых, его активная поддержка плана строительства Центра инжиниринга на базе нашего университета; во-вторых, выражение готовности в решении жилищных вопросов ученых, которых университет намерен пригласить из других городов.
Самой важной для себя, как ректора университета, считаю подготовку востребованных рынком труда мангистауского региона молодых кадров. Доведение до получения реальных результатов тех начинаний, которые были нами инициированы в этом учебном году, думаю, позволит университету внести достойный вклад в развитие экономики области.
Считаю более целесообразной констатацию достигнутых результатов, чем обсуждение будущих планов. Поэтому позвольте пожелать всем успехов в достижении целей, отвечающих интересам населения региона и страны.
- Спасибо Вам большое за интересную беседу.