«…Нам предстоит большая работа по улучшению качества всех звеньев национального образования.
В среднем образовании надо подтягивать общеобразовательные школы к уровню преподавания в Назарбаев Интеллектуальных школах.
Выпускники школ должны знать казахский, русский и английский языки. Результатом обучения школьников должно стать овладение
ими навыками критического мышления, самостоятельного поиска и глубокого анализа информации».
(Из Послания Президента РК народу Казахстана).
Сегодня Правительством РК разрабатывается поэтапный план мероприятий по переходу на новую модель обучения – обновленное содержание среднего образования, и уже оговорено конкретное время начала внедрения государственного образовательного стандарта, регламентирующего основные нормы к составу, структуре содержания для каждого из уровней школьного образования. Это 2015 – 2016 учебный год. Так что времени осталось немного. Работают над обновленной программой сотрудники Автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы (АОО «НИШ») и ученые Национальной академии образования имени И. Алтынсарина. Проект новой модели, но пока начального образования, уже готов, и работники МОН РК выезжают в регионы для его обсуждения с представителями сферы образования на местах. Обсудили проект нового государственного общеобязательного стандарта и у нас, в Актау, куда прибыла группа специалистов – сотрудников АОО «НИШ» во главе с Бакыт Оразалиновной Алибаевой.
Почему мы переходим на пятилетнее начальное образование в Казахстане?
Встреча с делегацией, прибывшей из Астаны, собрала руководителей отделов образования городов и районов области, методистов учебно-методических центров, руководителей учебных заведений. Если раньше МОН РК говорилось о 12-летнем образовании, к которому планировалось перейти с 2015 года и завершить полный переход на него к 2020 году, то теперь речь на встрече шла о внедрении обновленного содержания среднего образования. Обучение по обновленной программе по всем предметам начнется в начальных классах, как уже отмечалось выше, со следующего учебного года. Однако, как сообщили гости из Астаны, теперь учебе в начальных классах по новой программе отводится не четыре года, как это было раньше, а целых пять лет. Пяти-, а порой и шестилетнее начальное обучение практикуется во многих странах мира. Продление учебной программы еще на год связано с тем, говорят старший менеджер филиала АОО «НИШ» «Центр образовательных программ» Жанабай Серикбаевич и его коллеги, что во внимание, в первую очередь, берутся психологические и физиологические особенности ребенка. Как известно, ребенок переживает несколько этапов переходного периода. В первый раз, когда он переступает порог школы. На адаптацию в школе после домашних условий проходит год. Затем, четыре года обучаясь у одного и того же учителя, привыкнув к нему, ребенок тяжело переживает переход в средние классы, и этот очередной стресс (предподростковый кризис) приходится на 10-12 лет. Меняются стереотипы, учителя, предметы, кабинеты. Весь этот калейдоскоп стремительно меняющихся событий не может не отразиться на психологии ребенка. Известные педагоги-психологи, ученые предупреждают, что необходимо выстроить содержание, методы и формы работы с младшими школьниками с учетом психолого-физиологических особенностей переходных, то есть кризисных периодов в развитии детей. Игнорирование может привести к серьезным последствиям – вплоть до невроза. Вторят им и врачи, утверждая, что школьная дезадаптация служит источником различных заболеваний. Если возрастной кризис надо прожить, то образовательный кризис, обусловленный резкой сменой условий обучения в начальной и средней школах, можно и нужно смягчить. Именно с этой целью – избежать совпадения возрастного и образовательного кризисов – предусмотрен переход на пятилетнее начальное образование.
В чем заключаются особенности системного обновленного начального образования?
Помните, как пишут в своей книге Гордон Драйден и Джанет Вос «Революция образования» о проблеме, присущей многим странам в области образования? «Мир так быстро меняется, а системы образования так косны и инертны, будто попав в ловушку времени, продолжают обслуживать прошлую эпоху, которая давно закончилась». Прямое попадание в яблочко. О необходимости перехода от концепции функциональной подготовки к концепции развития личности каждый раз напоминает и Глава нашего государства. По словам выступавших с докладами гостей из Астаны, специалисты в обновленном содержании обучения упор делали, во-первых, на создание принципиально новой модели начального образования, которая ориентирована на результат. Во-вторых, нужно создать условия для реализации концепции «Обучение в течение всей жизни». И третий аспект – это продление, о чем мы уже говорили, продолжительности обучения в начальной школе с учетом психолого-физиологических особенностей переходных периодов в развитии детей, а не простое добавление одного года обучения для снижения нагрузки детей.
Чем отличается государственный общеобязательный стандарт от традиционных методик?
Если школы сегодня работают по знаниецентрической модели образования, то новая модель образования ориентирует на результат, иными словами, ученик должен уметь применять в реальной жизни полученные знания и навыки – все, чему обучался в школе. Известный педагог-психолог Выгодский недаром напоминает: «школа не готовит к жизни, школа – есть сама жизнь». Нужно, чтобы ученик, переходя из класса в класс, совершенствовал свои навыки. Во-вторых, если ценности в нынешнем образованииразворачиваются в контексте вопроса «чему учить в школе?», то с переходом на новую модель обучения этот вопрос будет звучать так:«для чего учиться в школе?».
Сегодня, в эпоху глобализации, одних лишь знаний недостаточно. Выпускник должен уметь творчески применять свои знания, навыки после школы.В качестве примера можно сослаться на Финляндию: по результатам международной системы оценки качества знаний учащихся и функциональной грамотности, умения решать жизненные проблемы в той или иной ситуации, это государство не уступает пальму первенства. Наша же страна, сетует г-н Абуов, к сожалению, занимает не самые верхние позиции в этом рейтинге.
Так какого ученика нам нужно воспитать?
В мировой образовательной практике уже давно отошли от парадигмы «образование на всю жизнь», перейдя на «образование в течение всей жизни». К выпускникам школ предъявляются новые требования, упор делается на духовно-нравственный аспект, функциональную грамотность и конкурентоспособность, творческий подход к решению учебных и жизненных ситуаций. А для этого нужно ориентировать весь
образовательный процесс школы на качественную подготовку детей к требованиям жизни в ХХI веке, говорят специалисты.
Одним словом, школа должна воспитать и обучить ученика – любознательного, инициативного, способного мыслить критически и умеющего решать проблемы, принимать верные решения, работать в команде в любой языковой среде, адаптироваться к новым условиям, обладающего лидерскими качествами, предпринимательскими навыками, умеющего грамотно и четко излагать мысли как устно, так и письменно. Ученика, который может применить полученные в школе знания и навыки к жизненным обстоятельствам. Кроме того, он должен уметь искать и находить информацию и обучаться на протяжении всей своей жизни. Вот таков образ ученика XXI века – созидательного участника жизни общества, будущего гражданина мира и то же время, как уже отмечалось выше, горячего патриота своей страны, который впоследствии сможет достойно представить родной Казахстан на мировой арене.В этом направлениидолжны работать все школы, этот постулат заложен в каждом предмете, независимо от того – гуманитарного профиля этот предмет или точные науки.
Какие нововведения в новой программе?
Как рассказали Жанабай Абуов и старший менеджер департамента оценки качества образования АОО «НИШ» Мира Бисенбаева, вводится интегрированный предмет «Язык и литература». Предмет «Введение в науку» является своего рода введением в естественные науки.
Такие предметы, как «ИЗО», «Музыка» и «Технология» объединены в один новый предмет «Искусство». Введен еще один новый предмет «ИКТ» (информационно-коммуникационные технологии). Все эти предметы будут готовить ученика начальной школы к учебе в старших классах – своего рода введение в более сложные предметы, такие, как, «Биология», «Анатомия», «География», «История», «Химия» и т.д. Например, предметы «Введение в науку», «Познание мира» имеют несколько разделов и подразделов – «Человек», «Навыки исследования», «Выдающиеся исторические личности и деятели культуры», «Мыслительные навыки», «Знание и понимание истории». Все они построены с учетом принципа «от простого к сложному», помогая изучать теорию через практику. По завершению начальной школы у учащихся, говорят специалисты, будут сформированы учебная самостоятельность, навыки общения и сотрудничества, первоначальные знания по предметным областям и навыки исследовательской деятельности.
В средних классах обучение также длится пять лет, и даются основные навыки. В старших классах дети учатся два года, и программа предполагает профилизацию обучения по двум основным направлениям: естественно-математическому, общественно-гуманитарному. Это профильное, целенаправленное обучение, более приближенное к специальностям, которые они выбирают после окончания школы. Например, в «Назарбаев Интеллектуальных школах» в учебную программу входят три (с углубленным изучением) обязательных предмета – литература, математика и английский язык. Предмет «Казахстан в современном мире» обязательно ведется на казахском языке даже в русских классах. Введены еще три стандартных предмета. Еще два предмета, также углубленные, ученик вправе выбрать по своему усмотрению, по которым он будет сдавать экзамены. Двенадцатый класс – это своего рода подготовительные курсы на базе вузов.
Будет введена критериальная система оценивания, которая кардинально отличается от традиционной. Критерии оценки заранее раздаются и ученикам, и родителям, и они, по словам Миры Бисенбаевой, понятны и тем, и другим. Уровни достижения каждого критерия будут определяться в разрезе тем и разделов учебной программы в соответствии с целью обучения, и они заранее известны ученикам. То есть, ученик сам оценивает себя, знает свои пробелы в изученных темах и навыках. Учитель, в отличие от нынешней системы преподавания, не дает ученику готовых знаний. Он координирует ученика, направляет его добывать самому знания. Критериальная система оценивания учителю позволит определять уровень подготовки каждого учащегося на каждом этапе учебного процесса; учащимся – прогнозировать и знать собственный результат обучения; родителям – получать объективные доказательства уровня обученности своего ребенка.
Ну, и последнее – соответствие уровня педагогических кадров.
Качество реализации системного обновления образования зависит от готовности педагогических кадров к работе в новых условиях. В связи с этим повышение профессионального уровня педагогических кадров планируется осуществлять в двух направлениях. Это, во-первых, поддержка учителей начальных школ РК путем подготовки их к работе в условиях системного обновления среднего образования через ресурсные центры Интеллектуальных школ.
Во-вторых, совершенствование работы педагогических вузов с целью подготовки нового поколения педагогических кадров. Впереди предстоит еще большая работа по улучшению всех звеньев национального образования.
Но для учителей в вопросе перехода на 12-летнее образование еще много неясностей. Возможно, точки над «и» будут расставлены на Коллегии Министерства образования и науки РК, которая пройдет в Астане 31января с участием главы республиканского ведомства, заместителей акимов областей, курирующих сферу образования и руководителей региональных региональных управлений образования.