Четыре важных вопроса для Премьер-Министра
[ 2016 ] 16 август, 00:23 | Обратите внимание
Потенциал использовать по назначению
Как известно, на сегодняшний день международный аэропорт Актау загружен всего лишь на 30% от проектной мощности. Потенциал у воздушной гавани очень большой и нужно использовать его по назначению, считает аким области. Напомним, что Актау – самый современный аэропорт в Казахстане после Астаны и Алматы. Недавно воздушная гавань прошла проверку от ОСАГО на соответствие всем международным стандартам. В прошлом году актауский аэропорт обслужил более 800 тысяч пассажиров, хотя пропускная возможность нашей воздушной гавани в разы выше, так как после реконструкции появились терминалы, которые в год могут обслуживать 2 млн. пассажиров. В аэропорту обслуживаются казахстанские и иностранные авиакомпании, которые выполняют полеты по 8 внутренним и 16 международным направлениям. Из Актау через Москву, Стамбул, Баку и Киев можно попасть в любую точку мира. Транзит пассажиров всего Казахстана возможен благодаря региональным авиакомпаниям, которые собирают пассажиров из городов с более мелким пассажирским потенциалом (Атырау, Шымкент, Кызылорда, Актобе, Уральск) в аэропорту Актау, откуда они следуют через вышеназванные 4 крупные аэропорты далее по всему миру. В настоящее время аэропорт проводит маркетинговые работы по открытию новых направлений в стыковые аэропорты мира в целях реализации транзитного потенциала области.
– Вы, Карим Кажимканович, дали поручение соответствующему министерству пойти нам навстречу, и использовать все возможности для открытия новых рейсов. Я очень надеюсь, что этот вопрос не останется без внимания и будет дальше решаться, – выразил надежду аким области.
Строительство транспортных артерий
Следующий, не менее важный вопрос, затронутый акимом области на встрече с Премьер-Министром, касался строительства автомобильной дороги до порта Курык. Как отметил Алик Серикович, на данный момент уже построена качественная автодорога, соответствующая всем стандартам, от Актау до села Курык. Однако непосредственно до самого, пока еще строящегося, порта, первая очередь которого начнет функционировать уже в декабре 2016 года, заасфальтированной дороги нет. Общая протяженность бездорожья составляет 23 км.
– На сегодняшний день акимат области совместно с национальной компанией «Казахстан темир жолы» начали работу в данном направлении. Из местного бюджета выделяем средства необходимые для ускоренного продвижения строительства. Однако полностью профинансировать строительство данной автодороги из областного бюджета мы не имеем возможности. Таких средств нет. Надеемся на государственную поддержку, – сказал Алик Айдарбаев.
Наладить железнодорожное сообщение
Третий вопрос, поднятый акимом области, – строительство железнодорожного сообщения в порту Баутино. Стоит отметить, что для более эффективной транспортировки казахстанских грузов к Каспийскому морю и снятия чрезмерной нагрузки с порта Актау предусматривается строительство новых железных дорог в Мангистауской области, к примеру, Мангышлак – Баутино. Как отметил аким области, уже заказано и разработано техническое обоснование проекта. Оно прошло положительную государственную экспертизу.
– Это говорит о том, что данное направление тоже востребовано. Целью строительства железнодорожной линии Мангышлак – Баутино является: транспортное обслуживание грузового порта Баутино, промбазы, обслуживание морских нефтегазовых операций на шельфе Каспийского моря и перевозка углеводородов с казахстанских месторождений на суше на экспорт через порт Баутино и нефти, добытой на море, на сушу для переработки и закачки в трубопроводы. Для обеспечения морского строительства и эксплуатации морских нефтяных месторождений в этом районе будет в будущем построен целый ряд объектов наземной инфраструктуры, включая морской нефтеналивной терминал, базы снабжения, пристань приема бурового шлама, здания и сооружения. Подчеркну, что возможности порта Баутино активно задействованы в проекте расширения Тенгизского месторождения, ну, и, конечно же, в дальнейших фазах развития месторождения Кашаган, таких проектах как «Каламкас-море». Я уверен, что заинтересованность национальной компании «Казахстан темир жолы» в этом строительстве должна быть, поскольку сегодня в Казахстане есть заводы по выпуску рельс, которые можно использовать при сооружении данной железнодорожной линии, – пояснил аким области.
Медлить нельзя
Аким области сообщил Премьер-Министру о том, что строительство судостроительной верфи в Курыке под угрозой срыва по вине инвесторов, которые выдвинули ряд условий для реализации проекта. Напомним, что итальянская энергетическая компания «Eni» предложила двум международным консультационно-инжиниринговым организациям «Royal Haskoning DHV» и «Witteveen+Bos» заняться разработкой проекта нового судостроительного/судоремонтного завода. Подготовка проектно-сметной документации строительства судоверфи завершена. Проект одобрен государственной экспертизой. По графику строительство планировали начать до конца года, но инвестор выдвинул новые условия, сообщил аким области.
– Компания «Eni», принимающая участие в проекте разработки нефтяного морского месторождения Исатай, поставила условия, что пока не будет доказана рентабельность данного месторождения, строить судоверфь они не начнут. Но, как все понимают, в условиях долгосрочного снижения конъюнктуры на мировом нефтяном рынке ждать улучшения показателей проекта «Исатай» придется очень долго. Проектно-сметная документация действительна лишь в течение трех лет и через 2,5 года устареет. Медлить нельзя, – подчеркнул Алик Айдарбаев.
Как известно, необходимость строительства судостроительного/судоремонтного предприятия на Каспийском побережье обусловлена ростом морских перевозок из Казахстана и дефицитом собственных мощностей по ремонту судов. Сейчас в Казахстане зарегистрировано около трехсот работающих судов различного назначения и типов. В период развития второй очереди месторождения Кашаган, а также других месторождений на шельфе Каспия, эта цифра достигнет 550. Поэтому актуальность и востребованность проекта судоверфи очевидны. Более того, проект соответствует государственной политике в области форсированного индустриально-инновационного развития, он также включен в государственные и отраслевые программы по развитию транспортной инфраструктуры и нефтегазового сектора, а главное перекликается с задачами, поставленными Главой государства в Послании народу Казахстана «Нурлы жол – путь в будущее». Аким области отметил, что для того, чтобы реализовать данный проект необходимо привлечь две национальные компании – «Казахстан темир жолы» и «КазМунайГаз».
– Мы должны ориентироваться на будущее, смотреть вперед, ведь после завершения строительства паромного комплекса в порту Курык встанет вопрос сооружения паромов. Мы считаем, что нужно объединить усилия двух национальных компаний и, используя имеющуюся проектно-сметную документацию, приступить к самостоятельной реализации проекта, применяя современные мировые технологии судостроения и судоремонта. Строительство судостроительного завода на территории нашей республики будет означать рождение новой отрасли в Казахстане, создаст мультипликативный эффект для металлургической, трубопрокатной, электротехнической и многих других отраслей. Это позволит создать новые рабочие места. Согласно стратегическому плану развития региона Курык – это точка роста. Строительство завода останавливать нельзя, – подчеркнул аким области.
По итогам совещания Карим Масимов поручил создать рабочую группу во главе с министром по инвестициям и развитию Женисом Касымбеком, обобщить и внести предложения по всем обсужденным в ходе своей рабочей поездки вопросам на рассмотрение правительства.
1373
Мангистау Медиа
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и читателей. Ответственность за достоверность изложенной в статьях и комментариях информации несут авторы.