Археологи и историки региона рассказали, как можно применить статью Президента РК к Мангистауской области
На брифинге на площадке РСК историки и краеведы поделились своим мнением о статье Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи».
«Кто-то из великих сказал, что нет народа без истории, также как и нет истории без народа. История – она составная политическая часть любого государства. Это престиж любого государства - изучать историю, знать свои корни, традиции. Я бы сказал, что статья Президента - это новый шаг, новый посыл – это модернизация исторического сознания. Страна развивается быстро и динамично, но, к сожалению, о культурной стороне, об исторической, а тем более о древнеисторической стороне, мы порой забываем. Президент затронул семь пространственно-временных контентов истории. Но самое интересное, что эти контенты имеют место и в нашем регионе, причем здесь они очень значимо представлены, солидно, и даже по своему уникально и не только в рамках Казахстана, но и всей Евразии», - сказал археолог Андрей Астафьев.
Археолог, который долгое время изучал историю края и «перекопал» всю область вдоль и поперек, может часами рассказывать об уникальности Мангистау. Первое, на чем акцентировал внимание Президент в статье – это всадническая культура, в частности приручение лошади, которое впервые произошло здесь, в Великой степи. Но Мангистау отличился особенно – здесь раньше всех, еще задолго до приручения коня, человек приручил овцу. И произошло это в 5-4 тысячелетии до нашей эры.
«Второй посыл в статье – это древняя металлургия. Сейчас мы в ходе наших исследований приходим к выводу, что наши Каратауские месторождения меди, железа, свинца, золота точно так же разрабатывались и в древности. И не исключено, что тогда этот регион был очень мощной сырьевой базой. Пока об этом никто не говорил, поэтому мы на пороге великих открытий. Третий посыл- это звериный стиль. Мы в нашем регионе можем обыграть его по-своему. У нас есть свои уникальные образцы. К примеру, последняя– очень яркая находка в погребальном комплексе «Алтынказган». У нас есть уникальные обкладки седла, выполненные в зверином стиле. Аналогов этим изображениям сейчас в Казахстане нет. Откуда они появились, мы пока не знаем», - отметил А. Астафьев.
Следующий посыл в статье – «Золотой человек». Археолог Андрей Астафьев отмечает, что Мангистау пока не может похвалиться собственным «золотым» человеком. Зато региональный золотой человек здесь есть – это сарматские памятники, скульптуры, выполненные из камня.
«Тюркский мир» – сейчас мы эту тему как раз затрагиваем своими исследованиями. И так складываются обстоятельства, что буквально каждый год мы все ближе и ближе подходим к изучению этой эпохи – поздней античности, раннего Средневековья. Еще одна тема, затронутая Нурсултаном Назарбаевым – это Великий Шелковый путь. Об этой теме мы говорим давно, и это огромный пласт работы, и предстоит еще много исследований. И последнее – это тюльпаны, о которых говорит Президент. Казалось бы, где мы, а где тюльпаны. Но мы как раз таки имеем к этому отношение. У нас, как это ни странно, есть два вида тюльпанов - Согдийский и тюльпан Шренка. Причем последний крайне редко здесь цветет – только в очень влажные периоды. Самая его южная точка- это район некрополя Сисем-Ата», - добавил А. Астафьев.
«Больным» вопросом для нашего региона археолог назвал создание археологического движения среди школьников и студентов. Андрей Астафьев рассказал, что еще в 80-ые годы при музее был создан кружок юных археологов. И сейчас, спустя много лет многие помнят своего преподавателя и очень тепло отзываются о тех временах.
«Этот вопрос правильный, и это должно быть. Мы должны работать со школьниками. Потому что надо сейчас думать, кому это все достанется. Кто продолжит нашу работу. Но в нашем регионе проблема в том, что специалистов нет. В других областях есть целые центры, у которых есть возможность заниматься с детьми, привлекать их. Другое дело, что, если есть стабильное постоянное финансирование проектов, то, само собой, к раскопкам могут быть привлечены дети и студенты. Но у нас финансирования нет», - сказал археолог.
Андрей Астафьев отмечает, что среди школьников и студентов есть те, кому интересно прикоснуться к истории своими руками. Кроме того, для детей – выезд на раскопки, возможность пожить в полевых условиях- это всегда приключение и запоминается надолго.
Айгуль Демеуова, считает, напротив, что условия для создания археологических движений, необходимо создавать самим.
«Когда-то на кафедре истории и философии в университете имени Ш.Есенова была специальность «археология». Она сейчас закрылась. Причин много, но главная – работа должным образом не велась. Эту систему нужно восстанавливать. Необходимо только правильно все организовать, ведь возможностей – море. Этим должны озадачиться и управление образования, и директора школ, и учителя. Можно этот проект предложить бизнесменам – это может быть хороший стартап, или реализовать его через ГЧП. А специалистов, исследователей можно пригласить из других регионов», -отмечает А. Демеуова, доктор философских наук, директор филиала Академии государственного управления по Мангистауской области.