В Алматы гости города, в том числе иностранцы, часто посещают Музей народных музыкальных инструментов имени Ыкыласа. Здесь можно увидеть инструменты, на которых играли прославленные музыканты – Курмангазы, Дина, Акан сери и Биржан сал, Махамбет Отемисулы, Нургиса Тлендиев, Ахмет Жубанов и другие. Для домбры в музее отведено два больших зала.
С уникальными экспонатами посетителей знакомит хранитель музейного фонда Жансая Кожахан. По ее словам, в музее хранится более 200 экземпляров домбры, каждая из которых имеет свою историю, свою ценность. К более ценным экспонатам относятся инструменты, выставленные в мемориальном зале.
– Домбра и казах – как двойня. Священная домбра донесла до наших дней нашу духовную культуру. О том, как появилась и развивалась домбра, есть много легенд. Вы знаете легенду о хромом кулане, которая связана с ханом Жошы. В последнее время при археологических раскопках находят инструменты, похожие на домбру, а также ее изображения на камне, и это говорит о ее древности. В Монголии найдена домбра, возраст которой определен в 1 500 лет. Похожий на домбру инструмент в Восточно-Казахстанской области нашел археолог и историк Зейнолла Самашев. Эта находка отнесена к сакской эпохе, – рассказывает Жансая Кожахан.
Большинство ценных экспонатов выставлены в мемориальном зале. Здесь хранятся инструменты, на которых играли известные певцы и композиторы. Все они отличаются своим собственным звучанием и внешним видом.
Как сообщила Жансая Кожахан, домбра делится на два вида, по географическим особенностям. В Северном и Центральном Казахстане, в Семиречье распространена домбра в виде совка. Такая домбра была у прославленного Акана сери и у Биржан сала. Она используется для аккомпанемента и исполнения шертпе-кюев.
А домбра с округлым корпусом больше встречается на западе и юге Казахстана. В частности, у Махамбета Отемисулы и Сейтека Оразалыулы были инструменты с округлым корпусом. Некоторые мастера изготавливают такую домбру, наподобие туркменской, целиком вместе с грифом. Такая домбра предназначена, в основном, для исполнения динамичных токпе-кюев.
– Раньше наши предки для изготовления струн использовали козьи кишки. В настоящее время такие струны не всем доступны. Кроме того, они быстро истлевают. Сейчас часто используются капроновые и шелковые струны. Если говорить о звучании, то струны из кишок дают очень мелодичный звук. Домбра может быть и сборной. Но некоторые умелые мастера делают ее из одного куска дерева, – пояснила Жансая Кожахан.
Каждая домбра, из выставленных в музее, попала сюда своим путем. Например, в прошлом году в музей передали домбру Акана сери, которую Сакен сери Жунусов взял у потомков подруги Акана – Актокты. Копию домбры Курмангазы Сагырбайулы, домбру его ученика Ергали Есжанова передал музею известный кюйши Едиге Набиев. Домбра Дины Нурпеисовой была передана в Атырауский историко-краеведческий музей в 1980 году.
Кроме того, посетителей поражает копия одного из самых древних экспонатов. В поселении кочевников вблизи города Саратов найдены фрагменты музыкального инструмента, похожего и на домбру, и на кобыз. Находку относят к ХІІІ – ХV векам нашей эры.
Струнные инструменты других народов, выставленные в музее, говорят о преемственности и связях между культурами. Даже в африканской стране Марокко есть инструмент, похожий на домбру. И название похожее – гамбри.
– Если брать родственные народы, то у них музыкальные инструменты очень похожи. Турецкий саз похож на домбру формой. Только технология изготовления другая. У узбеков и каракалпаков есть дутар. Кыргызский комуз также похож на казахскую домбру. Туркмены на свой инструмент натягивают металлические струны, а узбеки, как и мы, из шелка, – отметила Жансая Кожаханкызы.
В музей народных музыкальных инструментов часто приходят иностранцы. Они интересуются не только домброй, но и другими казахскими национальными музыкальными инструментами.