И снова занавес открылся фестиваля
[ 2017 ] 28 август, 16:58 | Культура
Конкурсную программу I Международного театрального фестиваля Прикаспийских государств в воскресное утро подхватила труппа театра «Айна» (Иран), предоставив возможность мангистауским зрителям окунуться в сложный и противоречивый мир человеческих чувств.
Вечером того же дня на сцене драмтеатра развернулась драма-эссе «Зілзала», поставленная хозяевами фестиваля – творческим коллективом Мангистауского областного музыкально-драматического театра имени Нурмухана Жантурина.
Напомню, открытие I Международного театрального фестиваля прикаспийских стран состоялось 24 августа. На открытие фестиваля столь масштабного уровня приехал мэтр отечественного и советского кино Асанали Ашимов, на фильмах которого выросло не одно поколение казахстанцев. Собственно, фестиваль и был посвящен 80-летию легенде театра и кино.
География его участников была представлена творческими коллективами из Азербайджана, Ирана, России, Казахстана. Старт конкурсным постановкам задал Ногайский государственный драмтеатр (Республика Дагестан), привезший на фестиваль спектакль «В ночь лунного затмения», поставленный по трагедии башкирского писателя и драматурга Мустая Карима.
В течение трех дней (с 25 по 28 августа) взыскательное и компетентное жюри, в составе которого работали маститые театральные критики, артисты, известные режиссеры, драматурги и деятели культуры Казахстана, Турции, Ирана, Грузии, Азербайджана, оценивало конкурсные работы участников фестиваля.
Сложная, неординарная постановка-интерпретация артистов Мангистауского областного драматического театра имени Н. Жантурина (эссе «Зілзала» – «Цунами»), в основу которой легли сложный мир чувств героинь из новеллы Стефана Цвейга «Амок» и повести М. Ауэзова «Қаралы сұлу», а также трагические события, произошедшие в Японии в 2011 году, отобразила концептуальность авторского замысла главного режиссера театра Гульсины Миргалиевой, соединившей в своей неординарной работе трагические судьбы трех разных женщин, проживавших в разное время и в разных странах.
Работа жантуринцев не оставила никого в зрительном зале равнодушным. Взыскательное жюри дало постановке актеров театра высокую оценку.
– В процессе всей игры актеров меня не оставляло ощущение, что мы смотрим спектакль, поставленный профессионалами высокого уровня. Впечатлила и профессиональная режиссура. Соединение мифа-притчи, философии Абая, противоречивых чувств героинь разножанровых авторов, трагедия целого народа, катаклизмы природы, изумительная пластика и профессиональная игра артистов – все это делает авторскую работу режиссера высоко продуманной и разнообразной. В целом, мы все, члены жюри, были во власти сценического мастерства и актерского перевоплощения. Не важно, знаешь ли ты язык, на котором говорят артисты, язык танца, чувств. Образная и потрясающая игра актеров вашего театра еще раз доказали, что у таланта нет ограничений. Спектакль произвел на нас огромное впечатление! – признались после, в ходе обсуждения постановок, заместитель генерального директора государственных театров Министерства культуры и туризма Турции Эрдал Кючюккемрчю и генеральный директор центра исследований современного грузинского театра, доктор искусствоведения Лаша Чхартишвили.
Справедливости ради нужно отметить, что очень высоко была оценена также непревзойденная игра актеров Астраханского драмтеатра, поставивших отрывок из романа Л. Толстого «Анна Каренина».
Открытием и режиссерской находкой для мэтров театра и кино стала и школа мастеров иранского театрального искусства. При этом члены жюри выразили удовлетворение тенденциям развития иранского театра, который сегодня переживает эпоху своего возрождения.
Подытоживая работу конкурсантов, председатель жюри, известный в Казахстане драматург, профессор Талгат Теменов отметил потенциальные возможности творческих коллективов, выступивших на фестивале.
– Фестиваль, прежде всего, – открытие новых театров, новых работ, поиск неординарных и смелых путей развития театрального искусства. Это – и площадка для диалога творческих коллективов. Такие мероприятия еще более укрепляют культурные связи и способствуют единению театров разных стран. И в этом плане, я уверен, фестиваль, проходящий в Актау, дал многое не только зрителям, но и самим его участникам, – подчеркнул председатель жюри, не преминув при этом обратить внимание и на слабые стороны конкурсных работ.
Что ж, можно сказать, что фестиваль достиг своей цели, и каждый из его участников, окунувшись в энергетику здоровой творческой конкуренции, увезет с собой частичку тепла фестивальной атмосферы и взаимообогащения. Важен, как признались мне после окончания спектакля коллеги жантуринцев из Ирана и актриса Ногайского государственного драмтеатра заслуженный работник культуры Республики Дагестан Оразбике Кокоева, великолепно сыгравшая роль главной героини – матери троих сыновей – в трагедии «В ночь лунного затмения», обмен опытом, чтобы в дальнейшем удивлять зрителей.
Ну, а нас, мангистауских зрителей, порадовало то, что Мангистауский областной музыкально-драматический театр имени Н. Жантурина, по мнению и оценке коллег по актерскому цеху, можно отнести в ряд органичных творческих коллективов-ансамблей – флагманов театрального искусства республики. И я уверена, актерам театра еще не раз предстоит восхищать нас своей игрой и искусством перевоплощения на сцене.
699
Мангистау Медиа
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и читателей. Ответственность за достоверность изложенной в статьях и комментариях информации несут авторы.