«И домбра обретала голос… Она низвергла водопад звуков, и каждый пронзал сердце… Домбра объяснила ему самого себя…»
(Абиш Кекилбаев «Баллада забытых лет»)
В областном центре прошел VII республиканский конкурс исполнителей кюев Мурата Ускинбаева.
В течение двух дней на сцене Мангистауской областной филармонии молодые кюйши соревновались в мастерстве исполнения произведений известного мангистауского композитора и кюйши Мурата Ускинбаева.
Проводимый с 2004 года республиканский конкурс кюйши имени Мурата Ускинбаева стал уже традиционным. В этом году конкурс прошел в рамках празднования 25-летия Независимости Республики Казахстан. В нем приняли участие 37 претендентов из восьми регионов нашей страны. Особенно многочисленной была делегация участников из города Алматы.
Исполнительское мастерство оценивало компетентное жюри во главе с заслуженной артисткой Республики Казахстан Розой Айдарбаевой. В состав жюри вошли заслуженный деятель культуры Республики Казахстан, почетный профессор Национальной консерватории имени Курмангазы Сержан Шакрат, заслуженный деятель РК, профессор, декан музыкального факультета Национальной консерватории имени Курмангазы Карима Сахарбаева, искусствовед, исследователь жизни и творчества М.Ускинбаева Жанбыршы Айтберген, заслуженный работник сферы образования РК Аманбек Сундетов, заслуженный деятель РК, художественный руководитель и главный дирижер оркестра национальных инструментов имени Абыла Таракулы Рахат Мадреев, сын Мурата Ускинбаева – Азирбай Ускинбаев, преподаватель Казахского национального университета искусств Жумабек Кадыркулов.
Как признался один из участников конкурса, студент четвертого курса Национальной консерватории имени Курмангазы Бекболат Абдибекулы, выступать перед такими виртуозами и признанными мастерами домбрового искусства, было очень нелегко. Каждый из 37 конкурсантов в обязательном порядке должен был исполнить шесть произведений Мурата Ускинбаева – «Қазақстан», «Өрлеу», «Жеңіс», «Әкені жоктау», «Өрен», «Аттаныс».
Помимо этого конкурсанты должны были продемонстрировать отличную технику игры на домбре, особые приемы исполнения казахских кюев, передававшиеся из поколения в поколение и получившие название мангистауской школы.
Как подчеркнул в интервью нашему изданию преподаватель Казахского национального университета искусств Жумабек Кыдыркулов, если домбрист может исполнить мангистауские кюи, отличающиеся волевым и сильным характером, нарастающей энергетикой, то остальные кюи сыграть будет не сложно.
* На протяжении 12 лет я пристально слежу за участниками ставшего уже традиционным республиканского конкурса кюйши имени Мурата Ускинбаева, за самой организацией конкурса. Отрадно констатировать тот факт, что если на первом, втором и третьем республиканском конкурсах участниками в основном были студенты музыкальных учебных заведений западных и южных регионов нашей страны, то теперь уже который год подряд очень много конкурсантов из центрального, восточного и северного регионов Казахстана. Это свидетельство того, что очень сложная и неповторимая техника исполнения кюев, то есть мангистауская школа домбрового искусства, получила распространение во всем Казахстане. К примеру, сегодня в числе участников конкурса девять конкурсантов из Астаны. Нас радует то, что на таких мероприятиях мы выявляем новые таланты и с гордостью можем сказать, что каждый конкурс – это настоящий праздник для всех ценителей искусства, – отметил Жумабек Кадыркулов.
Вечером третьего декабря в Мангистауской областной филармонии состоялись гала-концерт и торжественная церемония награждения победителей VII республиканского конкурса кюйши имени Мурата Ускинбаева. Обладателем Гран-при стал Танат Саденов (Алматинская область). Первое место жюри присудило двум конкурсантам – Данияру Сагынгалиеву (Мангистауская область) и Ерболату Хайроллаеву (Алматинская область). На втором месте – Айгерим Неталиева и Кайрат Жумагалиев (Алматинская область), а также Райымбек Мухамеджан (Мангистауская область). Третье место завоевали Сундет Аймамбетов, Назерке Базарбава, Нургиса Кудайбергенов, Алмас Жетибаев, Алия Карамуханова.