В Мангистауском колледже искусств интересное, незабываемое знакомство - из России с мастер-классом приехали народный артист России, профессор Российской академии музыки имени Гнесиных Александр Цыганков вместе с супругой, заслуженной артисткой России, лауреатом Всероссийских конкурсов Инной Шевченко. В актовом зале на встречу с дорогими гостями собрались не только студенты и преподаватели самого колледжа, но и музыканты из городов Атырау, Уральск, Актобе и Кызылорда.
Гость из России на встрече со студентами рассказал о себе, своем творчестве, о наиболее значимых событиях жизни, рассказал с чего все начиналось, о музыке, о домре.
- Я родился в Омске, но так получилось, что в детстве по семейным обстоятельствам пять лет прожил в Оренбурге, у дедушки, который был директором Оренбургского топографического техникума. Мой дедушка топограф по профессии, в свободное время играл на мандолине. Я хорошо помню, что играл он известные, популярные тогда мелодии, среди которых – «Уральская плясовая» и «Тустеп». Наблюдая за дедушкой, я потихоньку учился играть. Заметив, что у меня хорошо получается, он повел меня в местный Дворец пионеров, где был оркестр. Я начал играть в этом оркестре и даже выступал как юный солист, а в дуэте с аккордеонистом из того же Дворца пионеров мы ездили играть по летним пионерским лагерям. Потом мы переехали из Оренбурга снова в Омск, но там не было класса мандолины ни в одной музыкальной школе. Зато там я впервые увидел домру и удивился этому инструменту, стал спрашивать, и учителя мне показали домру, рассказали о каждой из трех струн этого инструмента. Позже мне стало известно, что есть казахский народный инструмент - домбра. Домра и домбра похожи названиями, но они разные. Домра же привлекла меня сходством с мандолиной: медиатор, гриф, струны – ведь все это было мне уже знакомо, вспоминает А. Цыганков.
Сплав яркой природной одаренности, трудолюбия, высокой музыкальной образованности и эрудиции позволил Александру Андреевичу создать уникальный исполнительский стиль. Еще будучи студентом первого курса ГМПИ (ныне – РАМ) имени Гнесиных был удостоен звания лауреата первого Всероссийского конкурса исполнителей на народных инструментах в Москве и серебряной медали на Международном конкурсе IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Болгария, 1968). С 1971 до настоящего времени Александр Андреевич является солистом и артистом Государственного академического русского народного оркестра имени Н. П. Осипова. В этом прославленном коллективе А.Цыганков смог реализовать свой исполнительский и композиторский потенциал, создавая произведения, ставшие классикой струнной музыки: «Поэма памяти Шостаковича», «Интродукция и Чардаш», «Белолица-круглолица», «Частушки» и другие, давшие качественно новое направление исполнительству на домре.
Первый авторский сборник А. Цыганкова вышел в издательстве «Советский композитор» в 1979 году, второй – в 1982, третий – в 1992. Произведения, вошедшие в эти сборники, пользуются неизменным успехом у отечественных и зарубежных исполнителей. О популярности концертного репертуара, созданного А. Цыганковым, говорит тот факт, что ни одна конкурсная или концертная программа домриста любого уровня не обходится без произведений этого автора.
Большую роль в исполнительском творчестве А. Цыганкова играет ансамблевое музицирование. В 1979 году руководимый им ансамбль солистов оркестра имени Н. П. Осипова завоевал первую премию на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных инструментах в Ленинграде.
Итогом сотрудничества с популярным трио под руководством А.В.Беляева становится создание сюиты «Мелодии старого города», а также ряда аранжировок народной музыки, написанной в импровизационном стиле. Эти сочинения вошли в нотное издание «Мелодии прошлых лет», выпущенное издательством «Музыка».
В 1989 году А.Цыганков создает ансамбль солистов «Русский фестиваль», с триумфом выступавший в Голландии, Испании, Турции, США. Зарубежные звукозаписывающие фирмы «KochInternational» и «Fidelio» выпустили три компакт-диска этого коллектива. А.Цыганков является одним из инициаторов проведения международного фестиваля «Струны России» (Ярославль, 1991, 1993).
Немалую часть творческой жизни Алексанра Цыганкова занимает просветительская и педагогическая деятельность. Он проводил мастер-классы в США - на курсах балалаечно-домровой ассоциации Америки в 1992 и 1994 годах; в Японии - на базе токийского балалаечного оркестра в 1996 году; в Норвегии - с участниками норвежского оркестра русских народных инструментов. Плодотворную педагогическую работу в форме мастер-классов А.Цыганков ведет с учащимися российских учебных заведений. Практически в рамках каждой гастрольной поездки музыкант находит время встретиться с молодыми исполнителями и поделиться секретами своего мастерства. И этот визит в Актау не стал исключением, мастер-классы с учащимися Мангистауского колледжа искусств продлились три дня. Завершился визит А. Цыганкова концертом в Мангистауской областной филармонии, где талантливые ребята из колледжа искусств виртуозно играли на домбре, и, конечно же, сам маэстро А. Цыганков вместе со своей супругой исполнили произведения «Па-де-спань», «Частушки», «Русские рапсодии», «Романтический каприс», «Концерт для балалайки», «Сонаты для домры и фортепиано» и многие другие, которые ласкали слух самой взыскательной публики. Зрители получили огромное удовольствие, наслаждпясь прекрасным звучанием домры и фортепиано. Гости вечера «купались» в аплодисментах. Бурными овациями и возгласами "браво" щедро были одарены все номера концерта. Вечер стал настоящим праздником для истинных ценителей искусства и музыки.
Сегодня трудно представить домру без имени А. Цыганкова. Ведь именно он, своей деятельностью, как исполнительской, так и композиторской, заразил огромное количество юных душ любовью к домре. Кто однажды побывал на концерте маэстро – навсегда остается его поклонником.
- Мы специально пригласили Александра и Инну для проведения занятий с нашими студентами. В течение трех дней они проводили мастер-классы, на которых будущих музыкантов А. Цыганков обучал виртуозной игре на русском народном струнном инструменте, родственном казахской домбре - домре. Мы стараемся часто проводить такие мастер-классы, приглашать гостей, известных своим мастерством и беззаветной любовью к музыке, рожденной душой народа. Александр Андреевич – солнечный человек, словно наполненный грустью и радостью, нежностью и мягким напором, льющимся из полностью подвластного ему старинного инструмента. Многие, кому посчастливилось общаться с ним, вероятно, замечали, что во время беседы атмосфера вокруг буквально наполняется светом, который окутывает собеседника незримыми лучами, - говорит директор Мангистауского колледжа Аманбек Сундетов.