В Актау впервые состоялся концерт государственного струнного квартета имени Газизы Жубановой. Выступление в городе у моря было приурочено к 25-летию Независимости Республики Казахстан. Концерт прошел при поддержке акимата Мангистауской области и областного управления культуры.
Свои впечатления о городе Актау, о выступлениях за рубежом и реакции зарубежной публики на казахстанские кюи, о буднях известного отечественного струнного квартета музыканты рассказали на брифинге для представителей СМИ области.
Здесь часто бывала моя мама, журналист международного казахстанско-турецкого журнала, и от нее я много слышал об этом чудесном, древнем крае. Наш визит в Актау состоялся в рамках 25-летия Независимости Казахстана. В течение года все наши концерты будут приурочены к этому знаменательному событию. Мы пропагандируем нашу культуру, в том числе и за рубежом, в нашем репертуаре камерная классическая музыка, современная и классическая народная, написанная в жанре квартета, или в переложении для струнного квартета. Показать нашим слушателям шедевры мировой музыкальной культуры, считаем главной своей миссией, эту музыку должны знать и любить.
– В одном из ваших интервью вы сказали, что квартет – это маленькая семья. Но почему в этой семье нет женщин? По словам Ернара Мынтаева, в жизни квартета девушка была:
– Играла она с нами примерно год, но ушла по своим обстоятельствам. Приходили в квартет и другие, но было очевидно, что женщинам с нами тяжело. Потому что у нас очень напряженный ритм работы, много и надолго уезжаем. Для женщин это сложно, поэтому мы остановились на том, что состав квартета должен быть мужским. И сегодня действительно сложилась семья, мы, как четыре брата, можем и по-мужски поговорить, и работаем легко вместе. Думаю, это большая удача, когда есть такая совместимость характеров, взаимопонимание, а если что-то идет не так, мы как в семье, стараемся искать компромиссы. Ну, и, конечно, основное – это музыка и любовь к ней, которая нас ведет. Спасибо Всевышнему, наш состав устоялся, все, как в шахматах, сложилось так, как должно было сложиться.
– Я начал заниматься музыкой с 6 лет, когда меня родители отдали в музыкальную школу. Они видели у меня определенные способности и, очевидно, не ошиблись. С тех пор я связан с классической музыкой. Были сомнения, поиски нового, другого, но любовь к классической музыке оказалась сильнее. На четвертом курсе консерватории я получил приглашение от Ернара Мынтаева прийти на прослушивание, чтобы попасть в состав квартета. Так меня взяли в команду, и я по-новому влюбился в этот жанр. Конечно, бывали сложности, но Ернар нам всегда говорил: «Терпение и труд все перетрут». Сначала у меня совершенно не было свободного времени. Было много репетиций, я пытался догнать остальных музыкантов. Ну, а потом все словно само собой получилось.
– В 2002 году я пришел в квартет еще школьником, заканчивал школу. Так получилось, что квартету нужна была первая скрипка. Мне предложили прийти на прослушивание, сказали, что есть свободное место. Для меня это было неожиданно, но я подумал тогда, а вдруг получится и пришел на конкурс. Ответ мне обещали дать через месяц, но все ясно стало раньше, а через месяц мы уже поехали на концерт в Москву. Так все и произошло, я даже не заметил, как прошло 14 лет. И вот мы оказались в Актау, где мне очень понравилось, и первое, что поразило, конечно, море».
– Это индивидуально, кого-то приходится заставлять, кого-то нет. Ребенок вообще мало что хочет, поэтому, я считаю, что заставлять нужно, если есть способности. Я сам из Йошкар-Олы, из республики Марий Эл. К нам однажды приехали педагоги и выбирали со всей области талантливых юношей и девушек. Тогда и заметили меня, предложили обучение, убедили родителей. Так я попал в интернат, где воспитывался, учился. В интернате мы занимались одним делом, отвлекающих моментов было меньше. У меня получалось, и это очень вдохновляло.
– Заставлять надо. Мама мне порой руки и ноги связывала, с ремнем за мной ходила, потому что я не хотел заниматься. Но сегодня я благодарен родителям и Всевышнему за то, что стал музыкантом. Говорят, что маленьких детей отдают в музыкальные школы, и при этом у них нет детства, что пока нормальные дети гоняют мяч и прыгают на скакалке, такие дети ограничены в общении, в движении, слишком рано детское «хочу» заменяется на взрослое «надо». Все это так. До сих пор я помню, как ровесники звали меня в цирк, и лишний билет у них был, но мне надо было заниматься. А сейчас они говорят – «Видишь, ты не зря занимался». Конечно, есть какой-то элемент удачи – хороший профессор, хорошая школа, очень важно образование, желание учиться. Причем я считаю, что нельзя останавливаться. Если у нас есть возможность учиться, брать мастер-классы, получать новые знания – мы всегда стараемся это делать.
– Ни в коем случае! Музыка не мешает. Мои коллеги, например, семейные люди. Здесь, наверное, все индивидуально. Я пока еще свою половинку не нашел, и как мне говорят иногда в шутку: «Твоя подруга – виолончель», пока так и получается. Но, думаю, придет момент, такое время. А пока моя семья – музыка.
– У нас был большой тур, в ходе которого мы выступали в разных странах, в том числе с музыкой Газизы Жубановой. Нас принимали стоя, на «ура!». Всегда идут на бис казахские народные кюи. Как мы поняли, выступая в Литве, эта музыка воспринимается так свежо, так ново для европейских слушателей, так своеобразно, что это становится для людей открытием, поэтому и принимается с восторгом. Ну, а мы с удовольствием всегда стараемся пропагандировать ее за границей.
– Вы записываете альбомы и применяете для этого новые технологии. Расскажите, как они сочетаются с классической музыкой? – Да, мы пишем альбомы, к сожалению, не в Казахстане, так как у нас нет студий и звукорежиссеров именно для классической музыки. Есть талантливые звукорежиссеры, которые пишут попсу. Но большая удача, когда у музыканта есть компания, которая записывает его бесплатно. Потому, что обычно музыкант, когда хочет записываться, он платит студии и платит большие деньги. Нам повезло. Нас однажды на концерте услышал президент звукозаписывающей компании, он швейцарец. После концерта он забежал к нам за кулисы, и восторженно говорит: «Кто вы вообще такие? Я три года уже ищу необычный квартет». В Европе очень много хороших квартетов. А он выбрал нас, и это было большой удачей. Сейчас мы работаем по новой технологиий, которая называется аэрофония — это эффект 3D, объемный звук, в который погружаешься. В этом формате по последним технологиям мы сегодня и записываем свою музыку, думаю, этим можно гордиться.