С 14 марта мангистаусцы отмечают праздник Амал. Это начало нового года и начало праздника равноденствия. Важно отметить, что народный праздник Амал является исконно казахским праздником, не приобретенным как, к примеру, персидский Наурыз или арабские праздники, появившиеся после распространения ислама.
По старой календарной системе рода Адай исчисление недель в нем велось девятками, а начинается он с 22 декабря. Девять дней группировались в четыре температурных цикла, совпадающих с четырьмя сезонами года (весна-лето-осень-зима). Начало нового года считалось от зимнего солнцестояния, после которого начинает увеличиваться продолжительность дня. Зимние холодные девять девятидневок, время «рождения» и «умирания» мороза, отсчитывались с 23 декабря по 14 марта. С 14 марта наступает весна — время «взросления» листьев. Следом за началом весны на девятый день празднуется весеннее равноденствие.
Не секрет, что земля Мангистау богата уникальным наследием прошлого. Здесь сосредоточено более 80 процентов памятников древней истории и культуры нашей страны. Но по традиции последних лет пик всех празднеств, связанных с Амалом принято встречать на самой высокой точке региона горе Отпан, на высоте 532 метров над уровнем моря. Именно здесь зажигается традиционный огонь Единства.
Когда-то гора Отпан тау служила сигнальной башней. На ее вершине зажигали огонь, предупреждая весь Мангистау о надвигающейся опасности. Сейчас его зажигают только на праздник Амал. Сейчас обряд зажжения огня — символа единства, как правило, проходит ночью, накануне праздника. А в древние времена, как гласит предание, увидев сигнал, сюда со всех концов спешили батыры, для того чтобы дать отпор захватчикам, сохранить родную землю в неприкосновенности.
Поэтому возведенный здесь историко-культурный комплекс «Отпан тау» стал данью памяти далеким предкам и воплотил стремление к духовному единству народа через обращение к своим истокам, корням.
Величественный белоснежный комплекс, поблескивающий позолотой куполов, можно увидеть уже издалека. «Отпан тау» включает несколько объектов, центральное место в которых, на вершине горы, занимает мемориал Адай-ата.
Адай-ата является родоначальником адайцев, жил приблизительно в 15 веке. В память о его славных сыновьях Келимберды и Кудайке с двух сторон от главного мемориала построены башенки с куполами. Вблизи мемориала установлены древо-желаний и фигура волка — символа силы и свободы духа. Чуть ниже, на расстоянии 455 метров, открыт музей Аксарай. А рядом сооружен памятник матери — колыбели жизни, родоначальнице жизни, хранительнице домашнего очага. Образ дополняют луна — символ лица, солнце — символ сердца, две птицы, обозначающие сына и дочь, которым мать передает лучшие человеческие качества — свободолюбие, сплоченность, братство. Ниже музея расположен уникальный культурный комплекс в форме юрты «Карашанырак». Для казахов понятие «карашанырак» имеет большой смысл – так называют отцовский дом, самый почитаемый дом рода, племени. В середине комплекса в качестве символа символ достатка и благополучия народа установлен тайказан высотой 1,65 метра и диаметром 2,35 метра. Неподалеку от ансамбля захоронен великий акын-жырау Калнияз Шопыкулы. Необходимо отметить, что в мае 2015 года останки акына были перевезены из Таджикистана и перезахоронены на родной земле. В скором времени рядом с могилой поэта планируется возведение небольшой мечети и высадка парка.
Накануне днем на горе Отпан раскинулись около сотни белоснежных юрт, которые гостеприимно распахнули свои двери гостям, прибывших со всего Казахстана и зарубежья. Проведены масштабные культурные мероприятия. Ночью на самой вершине состоялся традиционный обряд – церемония разжигания священного огня. Традиция несет в себе духовно-нравственный смысл – отдать дань памяти предков, а также дать молодежи возможность прикоснуться к наследию великого прошлого и провести связующую нить патриотизма между веками. После был организован грандиозный салют.
Основное действо прошло 14 марта. Театрализованное представление, гала-концерт, состязания кокпар, аламанбайга – эти и другие мероприятия прошли для гостей праздника Амал 14 марта. Организаторы – потомки народного батыра Косай-ата, которым выпала честь провести данные мероприятия, наградили гостей, которые носят имена Қосай и Ер Қосай.
14 марта люди встают очень рано, идут друг к другу в гости, обнимаются, здороваются, справляются о здоровье друг друга, просят друг у друга прощения, младшие по возрасту заходят к старшим, пожимая руки, а взрослые дают свое благословение. По традиции, за весь световой день следует обойти всех родственников и друзей, обязательно постучаться в 40 дверей. За одной из них обязательно встретишь Кыдыр-ата, который одарит счастьем в новом году. С Новым годом!
P.S. Кстати необходимо отметить, что после того как наступила ночь, множество людей прямо над кесене Адай-ата при свете полумесяца заметили как явственно проступил сложенный из облаков символ рода – наконечник стрелы. Не знаю, может это был массовый обман зрения, или что-то еще, но сфотографировать его не удалось, впрочем как и снять на камеру.