Чистота языка - доверие, возложенное на нас народом (Мемлекеттік тілдің тазалығы - бізге ел артқан сенім), под таким названием прошел семинар-совещание в здании областного государственного архива.
Цель – обратить внимание на ошибки в текстах наружной рекламы в регионе. В семинаре приняли участие специалисты и руководители городских и районных отделов по развитию языков, работники региональной палаты предпринимателей «Атамекен», а также представители некоммерческой организации ЧУ «Колдау-Казахстан» и молодежного ресурсного центра.
В ходе мероприятия обсуждался актуальный на сегодня вопрос – соблюдение правописания текстов в наружной рекламе в соответствии с Законом РК «О государственном языке».
– Чаще причиной возникновения ошибок в визуальном оформлении вывесок является элементарное незнание орфографии, неправильный перевод с русского на казахский язык, а также неправильная последовательность слов в текстах на государственном языке или вовсе отсутствие текста на государственном языке. В основном вся реклама подготовливается первоначально на русском языке, а потом переводится на государственный язык, вот тогда и появляются двусмысленные, непонятные тексты на вывесках. К примеру, Агенттігі «Айсулу» Агентство. Правильно было бы «Айсулу» агенттігі, агентство «Айсулу», – говорит руководитель управления Мангистауского областного управления по развитию языков, архивов и документации Гулзаида Толеугалиева.
По ее словам, с целью устранения подобных ошибок и повышения статуса государственного языка, постоянно проводятся рейдовые мероприятия, создана специальная рабочая группа, в состав которой вошли члены партии «Нұр Отан», представители молодежного ресурсного центра и специалисты по развитию языков. За 2015 год рабочей группой выявлено около 25 опечаток в наружной рекламе. Всем нарушителям были отправлены предупредительные письма, в итоге 14 вывесок были исправлены, 3 – сняты, остальные владельцы объектов - нарушителей не отреагировали на замечание.
– Также в прошлом году был проведен мониторинг вывесок с официальными названиями учреждений, которые расположены в 329 зданиях города. На этих «визитных карточках» выявлено 51нарушение. Хозяева были предупреждены, 40 из них исправили ошибки. В дальнейшем планируется продолжить рейдовые проверки рекламных вывесок в области, – сказала Гулзаида Толеугалиева.
На основании нарушений, выявляемых в ходе рейдов, специалисты будут готовить соответствующие документы в прокуратуру для применения штрафных санкций.