Благодаря общественному фонду «Адам ата-Ман ата», руководимому известным поэтом и писателем Мырзагали Инирбаевым – Мир Шаиром, возведен надгробный памятник – кесене древнейшему святому Ман ата на одноименном перевале.
На больших красных гранитных плитах кесене высечена информация о святом.
– Многим народам на земле известно о выдающемся просветителе и организаторе Мане, жившем в незапамятные времена и сделавшим много добра для людей, – рассказывает Мир Шаир. – Возможно, по происхождению Ман туранец, прототюрк, имеющий кровное родство с атлантами, гиперборейцами. Свою деятельность он начал в Индостане. Он учил людей знаниям, достойной жизни и поведению в быту и в обществе, труду, государственной деятельность и даже судостроению. Ман создавал специальные положения и законы. Древние государства в Индостане, империя Ман в Азербайджане, город-государство Кангюй, город Манкент, династии Ман – на наших просторах это плоды той деятельности. Горы и реки Ман в Евразии, речка Ман Ащы (Манащы), Отман (Отпан) в нашем Ман+қыстау напоминают нам об этом человеке. Примеров предостаточно. О Мане оставили письменные свидетельства первый пророк человечества Заратустра в своей «Авесте», по лингвистическим исследованиям английских, немецких, французских и российских учёных, а также Аристотеля, Майкы би, поэта Тумена и других. Ман к концу своей жизнедеятельности приехал в Мангистау, который и в те времена считался святой землёй обетованной. Ман считается первым среди 360 (362) святых нашей земли. Герой Труда РК, академик Абиш Кекилбаев утверждает в своем докладе на VII-ой Международной конференции городов Всемирного наследия Евразии, прошедшей в августе 2014 год в Актау: «Даже Первочеловек Ман в Зороастризме нашел вечный покой на Мангистау, на горе Ман ата». А русский ученый, исследователь «Авесты» А. Шапошников выяснил, что «Ман – Атлант… Миф о Первочеловеке Мане – сыне Земли и Неба – известен иранцам, германцам…, но только у скифов-саков сформирован общеиндоевропейский образ Первочеловека». В литературе народов мира – в индоарийской, германской и казахской мифологиях облик Мана показывается как Прародителя всех людей, Человек-Бог, Ман, дарующий счастье (трансформация слов: Бақ-Вох-Бог. А. Шапошников), Адам ата – Ман ата. Знаки уважения Ман ате оказывают представители всех народов, словно каждый чувствует его отцовскую доброту, – поясняет Мир Шаир.
Стиль построения кесене отличается от других мавзолеев, надгробных памятников на Мангистау. На четырех стенах имеются 18 открытых мест в виде окон и дверей, откуда полностью видно древнее захоронение. В передней стене установлены 10 больших гранитных плит из Кордая толщиной 9 сантиметров, на которых в мастерских Астаны высечены изречения вышеназванных великих людей. На самой кокарде кесене на красном граните древнетюркским шрифтом выведены слова «Ман ата», которые читаются справа налево. Ниже по горизонтали на отдельных толстых гранитных плитах эти же слова нанесены по-древней футарке, древнегерманскими, арабскими, авестинскими и латинскими буквами, а также египетскими и шумерскими иероглифами.
– Кесене является одной из первых работ по возобновлению имени древнего святого Ман ата, наследие которого является общечеловеческим достоянием, – сказал Мир Шаир. – В начале года мы выпустили книгу «Ман ата. Первечеловек Ман». В периодике опубликовано множество статей. Теперь предстоит нам благоустроить это место, посадить деревья, цветы. А на горе Ман ата, как известно, планируется воздвигнуть историко-познавательную стелу высотой 21 метр, рядом с которой со временем будет построен туристический центр. В настоящее время, когда в мире нарушаются общечеловеческие нормы, унижаются люди и целые народы, познание древних наших истоков послужит примером для воспитания в обществе гуманности и человечности.