Сегодня никто из нас не представляет свою жизнь без телевидения и радио. Без телевидения уж точно. А ведь в недалеком прошлом – буквально еще 45-50 лет назад – мангистаусцы узнавали о происходящих в мире событиях из газет, да и то не всегда вовремя доставляемых почтой. Старожилы будущего областного центра, тогда еще называемого Шевченко, субботу, 15 августа 1970 года помнят до сих пор: в этот день впервые в эфире прозвучали позывные студии Шевченковского городского телевидения, и в домах горожан впервые зажглись голубые экраны, – событие, которого люди ждали с нетерпением. Именно этот день взят за точку отсчета деятельности Мангистауского областного филиала АО РТРК «Казахстан».
С того дня каждый вечер единственный тогда на Мангышлаке канал собирал у экранов телевизоров – тогда еще черно-белых – буквально всех жителей города. А за всем этим стояли профессионалы, мастера своего дела – первые кадры нынешнего «Казахстан-Актау», имена которых навсегда запечатлены в истории мангистауского телевидения. Это – первый директор телевидения Мухамед Мезгильбаев, собственный корреспондент республиканского ТВ Август Гусинский, режиссеры Петр Захаров, Хаджимурат и Тамара Кангожины, Людмила Савченко, режиссер и теле-кинооператор Герман Ханжин и его супруга киноредактор Долорес Ханжина, директор телецентра Павел Морозов, звукорежиссер Борис Неберикутя, инженеры супруги Людмила и Николай Кулешовы, киномеханики Николай Бычков, Александр Черных и Галина Кумкова, первые журналисты Олег Петров, Людмила Доровских, Елена Сафонова, Сергей Сергеев, Жоламан Бошалак, Григорий Гройсер, Татьяна Малова, Зинаида Кунгурова, Женис Оразбаева, фото-кино-телеоператор Николай Савченко, дикторы Людмила Тарарина, Лилия Стегареску, Наталья Беленькая, Зора Жумабаева, Иба Рахимгалиева, Кымбат Таужанова и многие другие. В когорте первых телевизионщиков Мангистау не могу не упомянуть Жамека Оспанова и Бориса Иванова (ныне покойных). Если руководителя журналистского корпуса Жамека Оспанова называли мэтром журналистики, то Борис Александрович, которого журналисты меж собой называли мангистауским Позднером, стоял у истоков радио Мангистау. Сегодня с именами основателей областного телевидения связана целая эпоха возрождения Мангистау.
Имена каждого из них в те годы были на слуху, их, в одночасье ставших звездами, узнавали на улицах. Они стали для горожан близкими и родными – одним словом, своими для тысяч телезрителей. Причем, выходили в эфир «живьем», у них не было суфлеров, они и не представляли, что такое выходить в записи или читать тексты по бегущим на экране титрам. Заставки делали из видеоряда – обычных черно-белых фотографий, вырезанных из журналов красивых картинок. Кинооператоры снимали передачи на пленку шириной в 16 см, которую проявляли в проявочной машине: это была очень трудоемкая работа, занимавшая много времени у проявщиков. После, высушенные ленты, монтажницы резали, удаляя ненужные кадры, склеивали на специальной машине клеем. Это после на телевидение пришло кино, видеокамеры и видеомагнитофоны, видеокассеты, что значительно расширило возможности телевидения, а еще спустя годы очередным историческим шагом стал переход на цифровое вещание.
Мангистауское телевидение тех лет – это новости, встречи в студии с различными людьми – представителями власти, передовиками производства, деятелями культуры. Выступления художественных коллективов, концерты и телеспектакли – все в прямом эфире из телестудии, где всегда было «жарко» – во всех смыслах этого слова: бывало, вспоминали ветераны телевидения, и лампы взрывались в прямом эфире.
В 86-м картинка на экранах заиграла цветом, а уже в 90-х годах новой ступенью в истории телевидения и стимулом для развития стал интерактив: в работу ТВ стали активно вовлекать зрителей. Звонки в студию, вопросы и задания телезрителям становятся неотъемлемой частью эфира. Перестроился и новостной формат. В марте 2004 года вступил в строй новый комплекс оборудования в АСК – цифровое телевидение. Сегодня наши коллеги-телевизионщики – каждый день в эфире. И всегда стремятся быть полезны и интересны зрителю. В этом году областное телевидение справило свое 45-летие – самый расцвет.
Но, впрочем, к чему комментарии, дадим слово самим «пионерам» Мангистауского телевидения. Они – живые свидетели событий 45-летней давности – о времени зарождения новой информационной эпохи края расскажут куда ярче и интереснее, чем мы, журналисты, или кто-либо другой. Итак, рассказывают ветераны.
Для Тамары Кангожиной телевидение, где она проработала 35 лет, стало ее судьбой.
– Сегодня на телевидении новые технологии, новое оборудование, что нам раньше и не снилось. Ведь мы-то начинали с двух камер, с маленькой, в 100 кв.м. студии (для сравнения: квадратура Алматинской студии в те годы составляла 600 кв.м.). Мой муж, Хаджимурат Кангожин, работал режиссером молодежной редакции «Құрдастар» республиканского телевидения, когда получил направление на далекий Мангышлак, где открывалась телестудия. Прилетели мы – первый десант специалистов, а это помимо нас режиссер Петр Захаров с супругой Галиной Барановской (Галина, как геолог, после обошла вдоль и поперек весь Мангышлак) и теле-кинооператор Герман Ханжин с женой Долорес – 2 августа 1970 года. Только вышли из самолета, как по ногам ударил горячий песок, зной – удушающий. И это после тенистой и зеленой Алма-Аты! Аэропорт тогда находился на месте нынешнего 28-го микрорайона и представлял собой одиночное зданьице на пустыре. Кругом – ни души, ни кустика, ни деревца (город Шевченко заканчивался к тому времени 6-ым микрорайоном). Но, несмотря на все это, настроение у нас было на подъеме, и мы, молодые, полные сил и желания работать, весело переговариваясь, прошлись пешком до новой телестудии, строительство которой уже подходило к концу. Здесь, как говорится, накладывали последние штрихи: строители штукатурили, добеливали, докрашивали стены здания.
До сих пор помню нашу первую передачу, в которой принимали участие директор телевидения Мухамед Мезгильбаев, замечательнейший человек, и первый секретарь горкома партии Петр Захаров. Я – новичок в своем деле, начинающий помощник режиссера, ориентировалась на Людмилу Савченко, повторяя все, что делала она. После беседы дали концерт коллективов самодеятельности Дома культуры «Дружба» – также в прямом эфире. Горожане, долго ждавшие этого события, приникли к экранам телевизоров, у кого их не было, пришли в телестудию: людей здесь было столько, что яблоку негде было упасть.
Наша телестудия помнит выступления многих знаменитых личностей и известных артистов. Мы записывали и Ермека Серкебаева, Бибигуль Тулегенову, Розу Багланову, и Софию Ротару, Иосифа Кобзона, а Лаки Кисоглу безоговорочно покорил нас своим обаянием и тембром голоса!
Работали допоздна, возвращались домой в 3-4 часа утра, усталые, но такие счастливые и довольные! Мне, как жене известного режиссера, не делали поблажек. Наряду со всеми получала и выговоры, и поощрения. Помню, однажды во время обеда решила пораньше подготовить к выдаче в эфир кинофильм для детей «Кот в сапогах». Первые пленки 36-миллиметровой ширины, изготовленные на нитрооснове, нередко самовозгорались, находясь даже в железной коробке, горели они и в воде. Пленки, которую я собиралась перемотать, вдруг воспламенились. Температура горения в кинопроекционной была настолько высокой, что железное покрытие стола, на котором лежала бобина в железной коробке, скрутило в трубку. Не помогали и огнетушители. Меня, конечно, лишили премии.
В числе первых кинооператоров работал на нашей студии собственный корреспондент республиканского телевидения Август Гусинский. Делал он передачи и для центрального телевидения. Какой это был специалист! Благодаря его уникальным сюжетам и передачам о Мангышлаке узнали во всем Союзе. Девять работ Августа Симоновича получили государственные награды союзного значения. В то время требования на телевидении были очень высокими и жесткими, требовали не только грамотное изложение текстов, но и техническое качество и безупречную работу. Но к нашим специалистам претензий не было: это были высокопрофессиональные специалисты.
Всех специалистов телевидения сразу обеспечили жильем. Это были люди, преданные своему делу. Сработались сразу, создалась крепкая команда единомышленников-профессионалов, которые, поздно закончив работу, часто оставались ночевать здесь же, на телестудии, расставив раскладушки. Для меня, начинающего телевизионщика, работать с ними в одной команде было и честью, и счастьем. Мне было у кого учиться, но главным и самым требовательным моим учителем был мой муж – Хаджимурат Кангожин. Выпускник актерского факультета ВГИКа, он работал актером в театре имени М. Ауезова, затем – главным режиссером на республиканском телевидении. Был очень дотошен и требователен, перед эфиром проверял все до мелочей. С ним я прошла все ступени своего роста, начиная помощником, ассистентом режиссера. (Г.К.: от себя добавлю – в 90-ые годы работала в областной тогда еще телерадиокомпании и я редактором. Сын Кангожиных, Кайрат Хаджимуратович, пройдя отцовскую школу, был также требователен в работе, но за этой требовательностью стояло качество работы – безупречное).
На пенсию Тамара Константиновна ушла, будучи главным режиссером. Не только телевидение, но и Мангистау стал смыслом ее жизни, ее родиной на всю оставшуюся жизнь.
45 лет отдала Мангистаускому телевидению и Людмила Кулешова. Людмила Алексеевна прилетела на Мангышлак на следующий день после четы Кангожиных. Здесь уже работал ее супруг – инженер Николай Борисович. Он готовил для запуска оборудование телестудии. Впоследствии династию телевизионщиков Кулешовых продолжит и дочь, Марина, проработав на телевидении 14 лет электромехаником.
– На Мангышлак – стройку ХХ века – съезжались кадры со всего Союза. И на открытие Шевченковского телевидения направляли ключевых специалистов. Мы с мужем после окончания радиотехнического факультета Махачкалинского университета проработали более 10 лет инженерами на областном телевидении в Махачкале. Имея за плечами приличный опыт работы, на новом месте мы начали с внедрения рационализаторских идей. В аппаратной и студии из кино-канала оборудовали студийный канал. Появилась третья камера, которая значительно расширила технические и творческие возможности. Переоборудовали микрофон, ранее подвешенный на подставке-журавле и которым было очень трудно пользоваться. Инженеры Николай Кулешов и Владимир Сидько перенесли его на штангу под потолок. Стрела с микрофоном теперь легко двигалась в разных направлениях, и это очень облегчило работу. Управлял им теперь звукорежиссер, направляя кнопкой на пульте управления вверх, вниз, вперед, назад. В студии этим новшеством после пользовались долго. Всеми работами управлял главный инженер Дмитрий Иосифович Токар.
Из первых редакторов запомнились Елена Сафонова и Гриша Гройсер – ведущие передачи «Зоркий объектив», видеосюжеты которой были настолько остры и злободневны, что люди с нетерпением ждали очередной выход передачи в эфир. Поскольку молодежь города проявляла большой интерес к работе студии, режиссер Петр Захаров организовал театральную молодежную студию при телецентре. По рассказу о войне «И нас 20» он написал сценарий к спектаклю, в котором были задействованы почти все работники телестудии. Телеспектакль – самый первый на телевидении – дважды выходил в эфир – 23 февраля и 1 мая 1971 года. Он имел оглушительный успех у телезрителей!
Не могу не вспомнить и первого корреспондента информационной программы «Время» Центрального телевидения СССР по Мангышлакской области Сергея Сергеева и кинооператора Анатолия Брилева – профессионалов высокого класса; первого главного режиссера Александра Клюшина, выпускника ГИТИСа, и его жену, редактора Зинаиду Кунгурову; универсала, фото-кино-телеоператора Николая Савченко и его жену режиссера Людмилу Пантелеенко, Валентина Гришаева, Виктора Погосского, Андрея Трикачева, Валерия Лазарева.
Большой вклад в развитие Мангистауского телевидения внес и мой муж, Николай Кулешов. Он принимал непосредственное участие в монтаже и наладке оборудования как на нашем телевидении, так и в пуске телевизионного оборудования во всех населенных пунктах области.
В 1972 году на Мангышлак пришла республиканская программа телевидения, а в 1973 году, с образованием области, начало вещать областное радио, у истоков которого стоял грамотный и эрудированный журналист Борис Иванов. 5 марта 1974 года начала работать станция космической связи «Орбита», которая принимала первую Всесоюзную программу центрального телевидения. Сегодня она работает в цифровом формате на телефонию.
В беседе со мной Людмила Алексеевна скромно умолчала о том, что она была первой в Казахстане женщиной-руководителем станции «Орбита» и возглавляла ее на протяжении десяти лет. Ветерана труда, главного инженера областной телерадиокомпании Людмилу Кулешову проводили на заслуженный отдых в 2004 году. Мангистау, ставшему родным домом для нее, ее семьи, детей и восьмерых внуков, она отдала 45 лет служения и безупречной работы во благо жителей области. Сама она признается:
– Мангистау привязал к себе бесповоротно, на всю жизнь. Как в песне – «Ведь здесь мое осталось сердце, а как на свете без него прожить…».
(Продолжение следует).