«57 Шаг. Привлечение стратегических (якорных) инвесторов, имеющих успешный опыт создания туристических кластеров».
(План нации «100 конкретных шагов»)
16-17 сентября в городе Актау прошел международный гостиничный форум, организованный Казахстанской ассоциацией гостиниц и ресторанов и управлением туризма Мангистауской области.
Гостиничный бизнес является ключевым сектором в международном туризме, и потоки туристов напрямую зависят от размера и качества этого сектора индустрии туризма. По оценкам экспертов наша страна может принимать до 40 млн. туристов в год. Сегодня мы по официальным данным принимаем порядка 6 млн. туристов.
О том, как увеличить поток туристов в Республику Казахстан и загрузку отелей, как реализовать имеющийся в стране туристский потенциал и активизировать механизмы, стимулирующие развитие гостиничного бизнеса и мотивирование персонала для предоставления качественного обслуживания, в течение двух дней обсуждали в отеле «Renaissanse Aktau» иностранные эксперты из шести стран (Венгрия, Турция, Россия, Азербайджан, Германия, Франция), участники гостиничного бизнеса, представители государственных органов и учебных заведений в ходе пленарных заседаний, дискуссий, мастер-классов, инфотура.
Гостиничный бизнес – важный компонент туризма
Как отметил на торжественной церемонии открытия форума заместитель акима Мангистауской области Ракимбек Амиржанов, одним из направлений развития экономики Мангистауской области в рамках реализации Стратегии «Казахстан-2050» является туристский бизнес.
– Гостиничный форум проходит в рамках той последовательной работы, которую проводят акимат Мангистауской области и управление туризма. Качество предоставляемых услуг гостиничного бизнеса является одним из самых важных компонентов туризма. И если этого качества не будет, то замечательные ландшафты и достопримечательности нашего региона будут не столь привлекательными, – подчеркнул Ракимбек Амиржанов.
Заместитель акима области обозначил основную проблему в сфере развития туризма в нашем регионе – недостаток инфраструктуры.
– Наша область – наименее водообеспеченный регион Казахстана в силу полупустынных климатических условий. Но в настоящее время идет реализация госпрограмм и нескольких проектов, которые призваны решить вопрос водообеспечения в Мангистау, – заверил он.
По словам Р.Амиржанова, по статистике за последние полгода внутриреспубликанский туризм стал превышать по объемам международный туризм, что, в свою очередь, предоставляет возможности для предпринимателей интенсивно развивать туристический бизнес в Казахстане.
Заместитель акима Мангистауской области выразил уверенность, что форум будет познавательным и полезным для предпринимателей и отельеров региона.
– Пользуясь случаем, я хотел бы поблагодарить своих земляков – руководителей и работников гостиничного бизнеса региона за то, что, несмотряна всетрудности, связанные с недостатком инфраструктуры, а также со спецификой региона, вследствие которого туристский бизнес не является основным сектором экономики нашей области, они продолжают оставаться в этом бизнесе, развивают и продвигают его. У меня есть надежда, что с вашей инициативой, энергией, желанием работать мы доведем туристскую составляющую в экономике нашей области до 15 процентов. Это для нашего региона будет большой успех, новые рабочие места, удобство жизни для наших граждан, а также хороший имидж области. Мы, как областная администрация, стараемся вам помочь. Но этот бизнес существует благодаря вам. Поэтому хочу поблагодарить вас за нелегкий, но нужный труд, – сказал Ракимбек Маршалович.
В ходе состоявшейся сессии первого дня гостиничного форума гостей и участников форума ознакомил с особенностями развития международного туристского и гостиничного рынка эксперт из Венгрии, управляющий директор HorwathHTL Мариус Гамолла.
Особенности развития гостиничного рынка в Республике Казахстан и Центральной Азии осветила подробно президент Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР) Рашида Шайкенова.
Как известно, туристская отрасль, будучи ровесницей независимости РК, является довольно молодой отраслью в нашей республике.
– Казахстан – не страна массового туризма. Казахстан – это не Турция. Но у нас есть то, чего нет у других, и что мы можем довольно успешно продавать – уникальные ландшафты, самобытная культура, историко-культурные достопримечательности. Потому что всегда была, есть и будет потребность человека познавать новое, искать новые впечатления. И мы можем обеспечить туристов этими впечатлениями. Но, несмотря на все это, мы до сих пор занимаем незначительную долю в мировом туристском потоке, – проинформировала Рашида Шайкенова.
Согласно приведенной статистике, по состоянию на январь-март 2015 года в Казахстане количество объектов, занимающихся размещением туристов, составило 2103 единицы с 51743 гостиничными номерами.
– Особенность казахстанского гостиничного бизнеса – в динамичном развитии, несмотря на низкую (до 30%) загрузку отелей. Самая высокая загрузка отелей в Западно-Казахстанской области (34,9%), на втором месте – Мангистауская область (32,4%), на третьем месте – Атырауская область. На последнем месте – Акмолинская область, несмотря на размещение там основной курортной зоны Казахстана, – отметила Р.Шайкенова.
Такую картину в Акмолинской области дает ярко выраженный сезонный характер туризма в Казахстане, а январь-март, как известно, своего рода «мертвый» сезон для отдыхающих, поэтому и загрузка отелей в среднем по стране в этот период составляет всего лишь 19,1%.
Как признались сами участники форума, они размещаются в отелях высокой категории, если им организация оплачивает проживание, а если нет, то сами ищут более приемлемые по цене варианты. Но как оказалось, в Актау отсутствуют отели и гостиницы более экономичного проживания.
Как показали исследования, в Мангистауской области нет четырехзвездочных, трехзвездочных отелей, хостелов.
Но как отметила председатель комитета индустрии и туризма, эксперт «ЭКСПО-2017» Роза Асанбаева, предложение формирует спрос.
– Актау, Астана, Алматы, Атырау – регионы деловой активности, соответственно здесь развит деловой туризм. Поэтому в Актау преобладают гостиницы, работающие под данный сегмент туризма. Но в последнее время развивается экотуризм, массовый туризм, и поэтому сегодня население конвертирует свои квартиры в хостелы, и бизнес в этом плане хорошо развивается. К примеру, Алматы и Астана в этом вопросе очень хорошо продвинулись. Рейтинговые исследования показали, что в городе Алматы функционируют 23 хостела, качество предоставляемых услуг которых не уступает трехзвездочным отелям, – подчеркнула Роза Асанбаева.
Но все же низкая загрузка отелей, (а именно загрузка отелей является, по мнению участников форума, показателем развития гостиничной отрасли и своего рода катализатором) имеет, по мнению Рашиды Шайкеновой и экспертов, свои причины – низкий уровень сервиса, дороговизна услуг и высокие цены, которые, в свою очередь, обусловлены рядом факторов.
– Это, прежде всего, высокая стоимость земли, налоги, дорогие ресурсы, желание сотрудников получать высокую заработную плату. Желание предпринимателей получить доход сразу, что демонстрирует неглубокое понимание предпринимателями сути дела. Ведь доход возможен только лет через 10-15 при успешном менеджменте и маркетинге, – считает председатель КАГиР.
Что касается качества предоставления услуг, то одним из инструментов влияния в данном направлении является сертификация отелей и гостиниц.
– В свое время мы, как ассоциация, представляющая интересы бизнеса, сами настояли на отмене существовавшей тогда обязательной сертификации и поэтому на сегодняшний день в отелях сертификация добровольная. В связи с этим мы столкнулись с другой проблемой – на рынке гостиничного бизнеса работает огромное количество отелей без категории, владельцы которых зачастую сами не имеют представления, к какой категории они относятся, и какого рода услуги предлагают. Исходя из этого, сегодня мы вынуждены вновь возвращаться к этому вопросу, – разъяснила Р. Шайкенова.
Данный вопрос вызвал интерес и у отельеров из Азербайджана, так как они сталкиваются с теми же проблемами в своей работе.
Тем не менее, казахстанские отельеры делают оптимистичные прогнозы. Ожидается, что проведение «ЭКСПО-2017» станет катализатором роста внутреннего и въездного туризма.
К тому же, как считают участники форума, при реализации концепции развития туристской отрасли к 2020 году прогнозируется в 2-3 раза рост размещения туристов, а сам поток туристов увеличится до 8,4 млн. в год. Такой оптимистичный прогноз следует из конкретных шагов, которое Правительство РК предприняло в данном направлении: безвизовый въезд в страну граждан 20-ти государств, а также исключение туристских ресурсов из пограничных зон.
– С момента введения в июле 2015 года безвизового режима для граждан 10-ти государств мы констатировали возрастающее количество экотуристов в нашу страну. Экотуристы в основном не пользуются услугами туристских компаний. Соответственно, турфирмы не получают от них дохода, но важно то, что страна наша получает доход. И эта тенденция будет увеличиваться по мере увеличения стран-участниц безвизового режима. Будет увеличиваться загрузка отелей сегмента эконом-класса, – уверена Рашида Шайкенова.
В рамках форума были обсуждены вопросы развития караванинга и кемпингового туризма в Казахстане на примере Мангистауской области, природа и история которой, по мнению специалистов, наиболее гармонично сочетается с данным видом туризма
Участники и гости форума ознакомились с маркетинговыми шагами в условиях современного рынка, системой мотивации сотрудников для повышения качества обслуживания, вопросами дуального образования как инструмента для качественной подготовки специалистов, сертификации персонала, а также приняли участие в тематических мастер-классах.
По итогам инфотура
В рамках форума состоялся инфотур, в ходе которого участники и иностранные эксперты посетили Мангистауский колледж туризма, который является флагманом в сфере подготовки специалистов для туристской индустрии и гостиничного дела.
При входе в здание колледжа гостей встретили студенты в костюмах народностей, проживающих на территории Мангистауской области, продемонстрировав, таким образом, полиэтничный состав, как нашего региона, так и обучающихся в колледже туризма студентов.
– В год 20-летия Ассамблеи народа Казахстана многие наши мероприятия приурочены к этой знаменательной дате, – говорит директор Мангистауского колледжа туризма Мирсат Измухамедов.
Гости посетили актовый и тренажерный залы колледжа, а также скалодром, построенный благодаря спонсорской помощи компании НКОК. Высота скалодрома, предназначенного для активных видов туризма, от 5,5 метров.
При посещении учебной кухни колледжа, где у студентов – второкурсников проходило практическое занятие по теме «Овощи», многие владельцы отелей признались, что общая площадь учебной кухни больше, чем площадь ресторанов в их отелях. Студенты продемонстрировали один из элементов дополнительного задания – карвинг (фигурная резьба по овощам и фруктам).
В лаборатории туризма гости ознакомились с работой мини-турфирмы. А посетив лабораторию по активным видам туризма, увидели, какое снаряжение у студентов колледжа. В лаборатории аннимационной работы участники инфотура увидели необходимые принадлежности, использующиеся при подготовке детских праздников, дней рождения, командных игр среди подростков и других мероприятий.
Гости посетили ресторан, который поделен на две части – бар и ресторан. Участники инфотура дали оценку работе студентов –бармена, официанта, администратора. Помимо этого студентами были продемонстрированы несколько видов сервировки стола.
Посещение Мангистауского колледжа туризма завершилось посещением четырех гостиничных номеров разной категории крупных отелей областного центра таких как «Гранд Виктори» «Стигл» «Нур Плаза», «Шагала». Студенты показали, как производится уборка гостиничных номеров и подготовка их к заселению, практическую работу по складыванию полотенец и работу ресепшионистов.
– Наш колледж функционирует шестой год. На сегодняшний день в колледже обучается 650 студентов по четырем специальностям «Организация и обслуживание гостиничного хозяйства», «Организация питания», «Туризм», «Переводческое дело». В этом году завершили обучение 182 студента, из них 50 продолжили обучение в вузах по профильной специальности. Наши студенты проходят практику в крупных отелях и гостиницах областного центра. Сейчас с отелем «HolidayInn», открытие которого скоро планируется, мы заключили договор. Наши студенты проходят там тренинги, – подчеркнул директор Мангистауского колледжа туризма Мирсат Измухамедов.
Участники инфотура были приятно удивлены и признались, что не ожидали увидеть на территории Мангистау колледжа такого высокого уровня.
Прошедший гостиничный форум стал своего рода профессиональной диалоговой площадкой для отельеров, в ходе которой они пообщались с коллегами, обменялись новыми технологиями, поделились опытом, обсудили вопросы ценовой политики и особенности развития гостиничного бизнеса в мангистауском регионе. Отельеры уверены в одном: в гостиничном бизнесе, как и в туризме мелочей нет.
Комментарии
* * *
Самир ДЮБЕНДИ, председатель правления Ассоциации отелей и ресторанов DAIR (Азербайджан):
– Человеческий фактор в индустрии гостиничного бизнеса, на мой взгляд, является первостепенным. Если есть квалифицированный персонал, отличные специалисты, то все остальное можно наладить, построить, придумать. Для того чтобы были специалисты, необходима структура образовательных учреждений, занимающихся их подготовкой. Немаловажное значение имеет и содержание образовательных программ, по которым идет подготовка специалистов в сфере гостиничного бизнеса. Большое внимание должно быть уделено практическим занятиям. Если, к примеру, математику можно изучить и понять, не отходя от учебной доски, то для того, чтобы стать специалистом в сфере туризма и гостиничного бизнеса необходимо изучение теоретического материала сразу же закрепить на практике.
* * *
Игорь МОИСЕЕНКО, владелец горного отеля «Рейкьявик» (г. Алматы):
– Я очень рад, что мне представилась возможность побывать в городе Актау на форуме, от которого я жду расширения своих знаний в сфере гостиничного бизнеса. Что нового мы можем предложить своим клиентам в городе Алматы? Потому что если сегодня туристам предоставлять комплекс классических услуг, то есть разместить и покормить, то это людям уже не интересно, так как для сегодняшних клиентов очень важен событийный фактор, чтобы они за 2-3 дня получили массу впечатлений. Поэтому мы должны предложить им большой ассортимент услуг. Вот я бы и хотел для себя в ходе форума узнать новшества в сфере гостиничного бизнеса, познакомиться с опытом казахстанских ииностранных коллег, услышать мнение экспертов. Я также надеюсь на заключение договоров с туристскими компаниями Мангистауской области, которые будут направлять к нам в Алматинскую область клиентов. У нас горы, уютные беседки среди пышной зелени. Думаю, для мангистаусцев это было бы интересно и впечатляюще. У вас здесь солнце, море и песок. Но я думаю, это не то, что сегодня может привлечь людей. Обязательно должна присутствовать созданная руками человека замечательная атмосфера. Поэтому в вашем регионе необходимо обратить внимание на зеленые насаждения в городе, чтобы они действительно радовали глаз.
Наш отель «Рейкьявик» относится к классу бутик-отелей, в котором создана особая атмосфера и индивидуальный подход к каждому гостю. Главное отличие нашего отеля – умение гармонично сочетать роскошь и комфорт, стильный интерьер и домашний уют. У клиента создается впечатление, что он приехал в европейский замок. Вот такая концепция позволяет людям по-настоящему насладиться отдыхом. В нашем отеле мы не позволяем мелочам влиять на настроение, поэтому стараемся все до мелочей продумывать. Самый дорогой номер (люкс) – 34 тыс. тенге. Но у нас все время действует акция, по которой мы один номер отдаем за 8800 тенге, что позволяет отдыхать у нас и людям со средним достатком. Заполняемость нашего отеля – 30%. И это, я считаю неплохой показатель, в то время как в среднем по Казахстану – 20 %.
В нашем отеле, трехлетие которого мы отметили в этом году, работает 8 человек. Помимо финансовой мотивации мы стараемся создать благоприятный и психологически комфортный микроклимат в своем коллективе. У нас сложился замечательный коллектив. Мы работаем единой командой, объединенной общей целью. Я вообще считаю, что это очень важно, создать в коллективе осознание сопричастности каждого к общему делу и цели.