Помнится, однажды Джефферсон сказал: «Если нация желает оставаться в невежестве и одновременно быть свободной, – она хочет того, чего никогда не было и никогда не будет». Думается, это высказывание основателя США можно привести в качестве лейтмотива книги нашего земляка Камбара Оразова «Төртқұл – есік, Қараой – бесік», презентацию которой члены общественного совета «Мирас» («Наследие») при Мангистауском областном филиале партии «Нур Отан» провели в ходе очередного заседания.Книга, которую по праву можно назвать еще одной страницей в горькой летописи края, проливает свет на многие «белые» пятна периода политических репрессий на Мангистау.
Прежде чем начать повествование о книге, – вкратце из истории. В Казахстане с 1921 по 1954 годы по политическим мотивам было осуждено более 100 тысяч человек, свыше 25 тысяч из них расстреляны. Более миллиона казахов вынуждены были бежать из родных мест в поисках лучшей доли от непосильных налогов, конфискаций, неотвратимо наступающей нищеты. В 1931 году в результате коллективизации и насильственного перехода на оседлость произошло около 300 восстаний, в которых приняло участие почти 80 тысяч человек, и самое крупное из них – Адаевское, жестоко подавленное войсками ОГПУ.
Общее количество откочевавших в 1931 году составило свыше 1 миллиона человек. В декабре 1931 года начался голод, который уже в начале 1932 года уносил людей сотнями. К осени в степи остались пустые городки из юрт, население которых вымерло.
Мангистау стал одним из регионов Казахстана, где карательные меры носили изощренный метод истребления населения края. Искусственно вызванный голод на Мангистау был мощным оружием в руках новой власти против мангистаусцев. В суровых климатических условиях края скот был единственным источником существования местного населения. На какие только изощренные методы не шли власти, чтобы конфисковать скот и обескровить население – обязывали выплачивать налог на шерсть, сдавать шерсть, рога и копыта на вес и т.д.! Сколько же нужно было иметь скота, чтобы выполнить норму?!
Доподлинно известно, что первый секретарь Казахского краевого комитета партии Голощекинпоставил перед большевиками конкретную задачу: «Надо уничтожить 500 самых образованных, грамотных казахов, остальные, как стадо баранов, пойдут за нами». Были арестованы и расстреляны лучшие сыны Казахстана – цвет и гордость нации. Выполняя задачу, поставленную Сталиным об уничтожении не только врагов, но также и всего их рода, в акмолинский лагерь жен изменников родины были доставлены по этапу их жены, а дети раскиданы по разным детским домам Союза. И эти меры применялись не только по отношению к казахам…
Для мангистаусцев особенно памятным остался 1931 год – год Адаевского восстания. По делу Адаевского восстания были привлечены 740 человек, из них арестованы 559. Все они были осуждены как враги народа, приговорены к разным мерам наказания – от высшей до ссылки в далекие от родного края суровые места. Более 130 человек приговорены к высшей мере наказания – смертной казни, десятки людей высланы в лагеря на 20 лет, около 150 – на 10 лет. Остальные были высланы в спецпоселения либо осуждены на различные сроки – от 2 до 8 лет. Вот как гласит тогдашнее обвинение: «Группа баев, торговцев, чиновников и ряд разных лиц Адаевского округа, составленная из уильской и мангистауской групп, с 1920 по 1929 гг. проникла во все виды и отрасли общественно-политической и экономической жизни Адаевского округа, срывала мероприятия партии и Советской власти, разбазаривала государственные средства, организовывала и поддерживала бандитизм. Руководителями организации являлись Альниязов Тобанияз, Жубаев Садык, Умаров Жумагали, Турниязов Закария, Балиев Сагындык». Из 102 привлеченных по сфабрикованному обвинению в антисоветской агитации и пропаганде, активной контрреволюционной деятельности, экономическом вредительстве были осуждены 68 человек. Они были приговорены к разным мерам наказания: 21 человек – к высшей мере наказания, 15 – к 10 годам заключения в цлагерях, 18 – к 5 и 12 человек к 3 годам заключения в лагерях. Факты, косвенные доказательства, воспоминания очевидцев того времени и тех страшных событий свидетельствуют о том, что практически жертв террора было гораздо больше.
Открыть завесу истории, узнать правду, какой бы горькой она ни была, пролить свет на многие «белые» пятна периода политических репрессий на Мангистау – этой целью и задался наш земляк Камбар Оразов, который в регионе более известен как поэт. Но как оказалось, перу нашего акына подвластна и проза, подтверждением чему стала высокая оценка, данная Камбару Оразову известным в нашей области поэтом-импровизатором, победителем многих республиканских конкурсов акынов Мэлсом Косымбаем, который отметил талант и многогранность личности автора книги, в том числе как писателя-прозаика и документалиста.
Также высоко оценили работу К. Оразова кандидат исторических наук, преподаватель КГУТИ имени Ш. Есенова Эльвира Абланова и Мурат Аккмырзаев, главный специалист Мангистауского областного института усовершенствования учителей.
Оба отметили актуальность и своевременность книги, поскольку в истории Мангистау все еще много неизвестных фактов периода тоталитарного режима, унесшего жизни десятков тысяч мангистаусцев.
– Камбар Оразов провел большую исследовательскую работу, – комментирует Эльвира Абланова, – встречался с живыми очевидцами тех трагических событий, с людьми, подвергшимися репрессиям. Книга составлена из ранее неизвестных фактов, воспоминаний. Автор книги ездил в Туркмению, Каракалпакию, Узбекистан, встречался с казахами, вынужденными в годы искусственно созданного большевиками голода и насильственной коллективизации, а затем в период начавшихся политических репрессий оставить родные места и уйти за пределы Отчизны, спасаясь от карательных мер новой власти. Камбар Оразов приводит новые имена репрессированных казахов-адайцев,сверяясь с имеющимися архивными данными,обобщает сведения, материалы, услышанные от родителей, дедушек, бабушек и всех тех, кто был живым очевидцем тех трагических событий.
Автор дает достоверные сведения о событиях тех лет и о людях, кто подвергся репрессиям, кто многие годы носил в себе боль и страдания прожитых лет с обжигающим клеймом сына или семьи «врага» народа, сносил все притеснения и незаслуженные оскорбления и унижения. Кто вынужден был в свое время оставить отчий край и жить в Туркмении, с глубокой ностальгией вспоминая отчий край, родину предков, заветной мечтой которых было – вернуться на родину, преклонить колени на местах захоронений предков, поцеловать землю священного Мангистау. Что только не пережил многострадальный Мангистау – и голод, и джут, вконец обескровивший людей, и расстрелы ни в чем не повинных людей, обвиненных по ложным наветам!
Сила книги, говорили члены общественного совета «Мирас», заключается в том, что автор повествует обо всем правдиво, оперирует достоверными фактами, рассказывая обо всех событиях в хронологическом порядке. В период, о котором повествуется в книге, на Мангистау не было архива, где можно было бы зафиксировать происходящие исторические события. Архивные материалы хранились в архивах Закавказье, то передавались в Туркмению, затем в Оренбург. Да и то не всегда достоверно и в нужном объеме и хронологии делались соответствующие записи. О событиях той поры многое сохранилось лишь в памяти очевидцев. Чтобы провести параллель и выяснить достоверность фактов, автор сравнивал собранные архивные данные и рассказы очевидцев, выстраивая хронологическую цепочку трагедии Мангистау, воссоздавал подлинные картины истории той поры – истории, страницы которой писались кровью. Причем, рассказы очевидцев подтверждали достоверность архивных данных.
Автор описывает все события литературно-художественным языком, основываясь, как уже отмечалось, на фактах. Это очень своевременная и нужная книга, в первую очередь, для подрастающего поколения, чтобы молодежь знала свою историю, – таково было единодушное мнение членов совета.