Мемориальный музей Тараса Шевченко в городе Форт-Шевченко хорошо известен как в нашем регионе, так и за его пределами. Поводом для его открытия стало пребывание в семилетней ссылке на священной земле Мангышлака Тараса Шевченко в середине ХІХ века. Как известно, 2014 год был юбилейным – 200 лет со дня рождения Тараса Шевченко, под эгидой ЮНЕСКО он широко отмечался во многих странах. Отрадно, что 2015 год также юбилейным – 165 лет с начала Новопетровской ссылки поэта. В этой связи темойежегодных IV Международных Шевченковских чтений, которые проходили в этом году в городе Каневе (Украина), стала «Судьба Тараса Шевченковссылке».
Мангистау и Шевченко
Для большинства поколений украинцев, среди которых есть жители нашего региона, имя Тараса Шевченко значит так много, что создается впечатление, будто про него известно абсолютно все. Однако, это ошибочное представление. Сегодня многие искренне восхищаются его моральной чистотой, чувством справедливости, преданности идеалам свободы, своей Родине. При этом мало кто задумывается, через какие муки пришлось пройти этому человеку, в какой исторической реальности XIX столетия формировалась его творческая стезя. В частности, нелегок был период, который Тарас Шевченко прожил на казахской земле.
Годы его солдатчины, как мы знаем, делились на два периода; первые три года (1847-1850) он провел в Оренбурге, Орске, в Аральской экспедиции; второй период (1850-1857) – семилетняя ссылка на полуостров Мангышлак в Новопетровское укрепление. «Настоящая пустыня! Песок да камень; хоть бы травка, хоть бы деревцо – ничего нет», – писал Тарас Шевченко в письме Семену Гулаку-Артемовскому, делясь первыми впечатлениями.
Естественно первые годы пребывания в Новопетровском укреплении были очень тяжелыми: ежедневная муштра, казармы, жгучее солнце и пристальный надзор ротного командира и специально приставленного солдата, который проверял карманы поэта, ища карандаши или бумагу. Позднее, благодаря комендантам Новопетровского укрепления А. Маевскому, и И.Ускову, положение Тараса Шевченко улучшилось. Летом 1851 года Тараса Григорьевича зачислили в Каратаускую экспедицию, которая исследовала залежи каменного угля в горах Каратау. За три месяца в этой экспедиции он создал около 70-ти рисунков: горные пейзажи, автопортреты, зарисовки старинных памятников, жанровые композиции. Среди них такие работы, как «Ханга-Баба», «Вид на Каратау с долины Апазир», «Туркменские абы (гробницы) в Каратау», «Туркменское кладбище в долине Долнапа», «Трио», «Песня молодого казаха», «Акмыштау», «Шеркала» и многие другие. Нужно отметить, что Шевченко был одним из первых, кто поведал миру о том, что на казахской земле есть удивительный уголок – Мангышлак. Тарас, как никто другой, сумел воспроизвести величие и красоту природы этого края. Он сумел прочувствовать красоту сурового пейзажа, закатов и восходов солнца, красоту одинокого растения возле незаметного ручейка, лунные ночи и величие архитектурных памятников. На многих рисунках Тарас Шевченко отобразил жизнь, быт и обычаи казахского народа, вложив любовь и сочувствие к бедной жизни местного населения. К сожалению, история знает немало фактов того, как имена славных сынов и дочерей народа замалчивались, либо о них упоминали вскользь, упрощенно – так требовала идеологическая политика. Не обошла эта участь и Тараса Шевченко. Как мы знаем, широкому кругу советских граждан он был представлен не как известный поэт, художник, мыслитель, а как пламенный революционер, непоколебимый борец за обездоленных и атеист, который отрекся от Бога. Те времена канули в Лету, и сегодня мы имеем возможность изучать труды и биографию Кобзаря в полном его объеме, идти путем познания феномена.
В его письмах к друзьям, в дневнике перед нами предстает человек, который в жизни руководствовался Божьими законами. С болью в сердце он воспринимал пороки тогдашнего строя, ненавидел бедность, в которой влачили жалкое существование простые люди. Эти же чувства не покидали Тараса Шевченко и на казахской земле, где, кроме солдатской муштры, он имел постоянные встречи с кочевниками-казахами, вел с ними душевные разговоры, уважал и изучал обычаи казахского народа, который вдохновлял его на творчество. Недаром его нарекли здесь акыном Тарази. Мангышлак стал не только местом ссылки для поэта, но пространством для плодотворного творчества.
История и экспозиция
Как мы знаем, долгие годы мангышлакский период творчества Тараса Шевченко оставался малоизученным, этот пробел восполнил простой учитель казахского языка Есбол Умирбаев, который после школьного литературного вечера увлекся темой творчества поэта и организовал экспедицию из числа школьников. Ребята прошли по маршруту Каратауской экспедиции, в которой в свое время принимал участие Шевченко. Простой, скромный учитель, для которого не было большей ценности, чем книга, и большей радости, чем открытие нового, даровал миру новые грани творчества этого поистине великого человека. Результатом кропотливого труда Умирбаева стала книга, написанная в соавторстве с Анатолием Костенко «Оживут степи». Есбол Умирбаев родился и жил в городе, который носит с 1939 года имя Тараса и называется Форт-Шевченко,был одним из руководителей уникального и единственного в Азии музейного комплекса Т. Шевченко. Усадьба вмещает музей, где выставлены художественные и поэтические произведения Тараса Григорьевича, предметы украинского быта, вблизи – землянка, которую строил сам Тарас, и где он прятался от солнца и от унизительного надзора и созидал.
Экспозиция, которая функционирует сейчас, до обретения независимости Казахстана была другой во всех смыслах – и с точки зрения подачи материала, и по содержанию, и по фоновому сопровождению. В 1997 году по согласованию двух государств – Казахстана и Украины, была организована переэкспозиция музея. Новую экспозицию оформляли сотрудники музейного комплекса совместно с группой художников из Украины во главе с народным художником Анатолием Гайдамакой, работники государственного музея Т. Шевченко в г. Киеве.
Экспозиция, состоящая из шести залов и одной галереи, в отличие от прежних, полноценно отражает эпоху Тараса в ссылке. Поэтому его произведения представлены здесь на фоне предметов декоративно-прикладного искусства казахов Мангистау – это походные принадлежности, предметы домашнего обихода, утварь, тканые изделия, предметы интерьера юрты, национальная одежда, снаряжение для верховой езды и многое другое.
В вводном зале центральными экспонатами являются чумацкий воз, как один из основных национальных атрибутов украинского народа, макет хаты, где родился Тарас Шевченко, а также национальные атрибуты – рушники, макитры, прялки.
Следующий зал – «Украинская хата», где представлены произведения Т. Шевченко, имеющие значение «первый» – первый автопортрет (1840 г.), первые картины на профессиональном уровне – «Портрет отца», «Крестьянская семья», акварель «Цыганка ворожка», первое издание сборника стихов «Кобзарь» (1840 г.), офорты.
В зале «Новопетровское укрепление и Каратауская экспедиция» представлены работы Т. Шевченко периода ссылки в Аральской степи и на Мангышлаке – первые работы, выполненные на казахской земле. Значимыми из них являются «Пожар в степи», «Казах на коне», «Шхуны у форта Кос-Арал», и «Одинокое дерево» – работа, которая связана со стихотворением Тараса «Топор лежал за дверью у господа бога», а также пейзажи Мангистау, в которых он сумел воспроизвести величие и красоту природы края. Также в этом зале представлены зарисовки, выполненные во время участия в Каратауской экспедиции, макет Новопетровского укрепления, экспедиционные принадлежности.
В зале «Сюита одиночества» представлены сепии из одноименной серии «Диоген», «Милон Крутонский», «Робинзон Крузо», «Святой Себастьян», «Умирающий гладиатор», как нам известно, это размышления Шевченко на тему одиночества.
Следующий зал посвящен семье коменданта Новопетровского укрепления Ираклия Александровича Ускова. Здесь представлены предметы быта и интерьера ХІХ столетия, а также произведения Т.Шевченко на темы национального быта – «Казахский мальчик разжигает печку», «Казахский мальчик дремлет у печки», «Байгуши», а также «Молитва по умершим».
В зале под названием «Притча о блудном сыне» представлены работы из одноименной серии: «В узнице», «Наказание шприцрутенами», «Казарма». Также здесь представлены две Катерины – «Катерина-казашка», «Катерина-украинка», две работы, выполненные в разные периоды, но суть и смысл этих работ одинаков. Две женщины – представительницы двух великих народов, двух великих государств, двух великих вероисповеданий, и судьба этих женщин схожа между собой – беспросветное будущее, неравенство в обществе, каждодневный тяжелый труд, все это отражено в этих трудах. «Красной нитью» экспозиции являются верстовые столбы Российской Империи, которые измеряли короткую, но очень насыщенную и полную творчества и борьбы жизнь поэта и художника и автопортреты Тараса Шевченко.
Кроме этого, хочу обратить внимание на одну очень интересную информацию: правильное название нашего полуострова – «Манкыстау», Мангышлак – азиатская интерпретация, хотя смысл в общем одинаковый. Манкыстау переводится как – вечный оплот. И я осмелюсь пофилософствовать, проведя параллель между судьбой Великого Кобзаря и судьбой нашего сурового, но неповторимого по красоте края, Вечного Оплота – Манкыстау. Тарас был сыном мужика, а стал властелином в царстве духа, был крепостным, стал исполином в царстве человеческой культуры, был самоучкой, но указал новые, светлые и свободные пути профессорам и книжным ученым. Десять лет он томился под бременем солдатчины, а для свободы России сделал больше, чем десять победоносных армий. Но самое лучшее сокровище дала ему судьба – бессмертную славу!