По складывающейся в последние годы на Мангистау традиции в течение двух дней – 13 и 14 марта в историко-культурном комплексе «Отпан тау», что расположен на горе Отпан – самой высокой точке горной гряды Каратау, простирающейся по территории Мангистауского района, состоялся праздник Амал с участием акима области Алика Айдарбаева. Жители и гости области встречали наступление нового года по старому календарю степняков. Организаторами праздника в этом году выступили потомки Мунал ата.
Исконно, 14 марта на Мангистау люди, следуя обязательной традиции празднования Амал – «көрісу», приветствуют друг друга, пожимая руки и обнимаясь, а молодежь просит благословения у аксакалов.
Праздничная программа
Оба дня, к превеликому счастью (ибо перед этим несколько дней кряду в регионе имели место пыльные ветры), в местности Отпан тау стояла ясная и тихая погода. С высоты самой высокой точки горы Отпан можно было увидеть впечатляющую картину: простирающийся на сопках горы Каратау целый аул из 70 юрт, двигающуюся к горе вереницу автомобилей, а также припаркованные вокруг юрт автомобили и хлопочущих возле очагов людей.
Праздник стартовал 13 марта. В ночь на 14 марта навершине Отпан тау состоялась традиционная церемония разжигания священного огня «Бірлік» («Единство»). Эта традиция несет в себе духовно-нравственный смысл – отдать дань памяти предков, которые выше своих жизней ставили высокие духовные понятия – согласие, единство и сплоченность народа, а также дать молодежи возможность прикоснуться к истокам нашей независимости, наследию великого прошлого и провести связующую нить патриотизма между веками.
14 мартавстреча Амала началась с театрализованного представления «Ел мен Жер» («Народ и Земля»), подготовленного труппой Мангистауского областного музыкально-драматического театра имени Нурмухана Жантурина. Актеры театра инсценировали встречу Амала в казахском ауле, а также показали ряд народных обрядов и традиций.
Гостей приветствовал аким Мангистауской области Алик Айдарбаев.
– Ұлыстың ұлы күні құтты болсын! – поздравил он собравшихся. Аким области отметил, что сегодня Мангистауский регион вносит весомый вклад в социально-экономическое развитие страны и является одной из лидирующих по многим параметрам развития областей. Также А. Айдарбаев сказал, что в этом году страну ожидают сразу несколько эпохальных событий – по заданию Президента страны Нурсултана Назарбаева мы широко и торжественно отметим 550-летие Казахского ханства, 70-летие Великой Победы и 20-летие Ассамблеи народа Казахстана и Конституции Республики Казахстан.
А. Айдарбаев, обращаясь к собравшимся, подчеркнул, что для народа Казахстана настал час испытаний, когда решается дальнейшая судьба страны.
– Впереди нас ждут президентские выборы, и поэтому настал момент, когда мы должны доказать свою сплоченность, единство и стабильность. Увы, ситуация в мире вызывает в нас тревогу. И потому проведение выборов в этом году, считаем, является единственно правильным решением для дальнейшего беспрепятственного развития государства, – подчеркнул А. Айдарбаев.
Собравшихся приветствовал наш земляк Омирзак Озганбаев, председатель Центрального совета ветеранов Казахстана. Он отметил, что сегодня важно формировать в молодежи благодеяния – уважительное отношение к старшему поколению, бедным, больным и немощным.
– Казахи никогда не оставляли своих стариков, вдов и сирот на произвол судьбы. Задача старшего поколения – нести дальше эти высокодуховные принципы, учить им подрастающее поколение, следить за их беспрекословным выполнением, – подчеркнул известный общественный деятель О. Озганбаев.
Затем состоялся праздничный концерт. Перед гостями праздника выступили известные артисты региона – Аксулу Кудабаева, Аскар Кошеров и другие. Следом за концертом в торжественной обстановке были разрезаны ленточки на открытии двух новых объектов – административного помещения историко-культурного комплекса «Отпан тау» и культурного комплекса «Қарашаңырақ» («Отчий дом»). Последний объект – это дар потомков Мунал ата (младший внук Адай ата) историко-культурному комплексу. Необходимо отметить огромный труд фонда «Мунал ата», в частности Майлыбая Аймаганбетова и Жанбырбая Дарменова, которые денно и нощно находились на Отпан тау, отслеживая работу строителей, болея за скорейшее окончание строительства.
Название «Қарашаңырақ» («Отчий дом») говорит само за себя. Мунал ата – младший внук Адай ата, и по степному закону самый младший из сыновей или внуков остается хозяином в отчем доме. И, несмотря на то, что правопреемник по возрасту бывает младше всех, по великим и большим событиям в его доме собираются все старейшины. «Қарашаңырақ» представляет собой здание, имитирующее три юрты: посередине стоит главная, которая на голову выше двух, пристроенных по бокам юрт. Внутри главной юрты, в самом центре расположено строение, имитирующее тай-казан (казан-великан) и символизирующее достаток и благополучие народа. Для проведения масштабных культурных мероприятий вокруг него расположен амфитеатр на 500 посадочных мест.
Также в праздничной программе была предусмотрена посадка гостями и участниками праздника деревьев. Надо отметить, что с каждым годом территория историко-культурного комплекса Отпан тау все более облагораживается. В этом году для удобства гостей и туристов была построена автостоянка на 200 автомобилей.
По древней традиции степняков обязательными состязаниями в праздник были байга (конные скачки) и борьба. К этим состязаниям в этом году прибавилась национальная игра многих тюркских народов – «кокпар». Конники состязались по двум дистанциям – короткой «ошакбайге» и длинной «аламанбайге». Борцы-тяжеловесы боролись за звание «түйепалуан» (борец, поваливший верблюда).
Начало истории…
Относительно того, почему не 21-го, а 14 марта степняки Западного Казахстана, в частности Мангистау, встречают начало года, написано немало, правда, к единому мнению исследователи еще не пришли. По сути это не так важно. Важно другое – это воссоздание духовно-нравственного наполнения праздника. Широко и торжественно отмечая этот день, тем самым формировать в подрастающем поколении, живущем в мире научно-технического прогресса, уважительное отношение к своим истокам, своей истории, своим предкам. Это гораздо важнее.
Относительно того, почему встречают на Отпан тау. Более десяти лет назад группа творческой интеллигенции, возглавляемая известными поэтами Мангистау – Сабыром Адаем и Светкали Нуржаном инициировала идею строительства памятника своему предку Адай-ата – родоначальнику разросшегося сегодня целого племени, которое находится в составе Младшего жуза. Идею широко поддержало население не только нашей области, но многих регионов Казахстана. Тогда был создан фонд «Адай ата», который занялся сбором средств и объявил конкурс на лучший проект. В результате долгих обсуждений и споров конкурсная комиссия остановилась на том, что надо взять все лучшее из предложений местных архитекторов Копбола Демесина, Максута Нуркабаева и Кошера Байгазиева. По утвержденному проекту на самой высокой точке горы Отпан был воздвигнут памятник в честь Адай ата. С этого и начиналось…
Адай ата – лицо реальное, отнюдь не мифическое. Предположительно, жил более пятисот лет назад. Среди казахов других племен и родов адайцев отличали воинственность и мужество, сила духа и преданность вековым традициям. Около трехсот лет назад адайцы поселились на Мангистау и эта суровая земля стала для них родиной. Здесь, на древней священной земле, где нашли последний приют сотни святых, адайцы создали интересную самобытную культуру: здесь были заложены основы самобытных школ поэзии, домбрового и певческого, архитектурного и ювелирного искусств, адайцы сохранили древнее жилище степняков – юрту в первозданном виде, тем самым они привнесли в национальную культуру неоценимый вклад, обогатив ее своеобразным колоритом. Адайцы – одни из немногих, кто еще и сохранил и бережно донес до наших дней истинную казахскую культуру, показав пример удивительной преданности своим корням.
На судьбу этого гордого племени свалилось много лиха. В тридцатые годы прошлого века они оказались в сложнейшей ситуации: начатая большевистской властью коллективизация, и порожденные ею репрессии, голод, эпидемии вынудили их покинуть родные места и податься в чужие края, где было спокойнее. По некоторым данным из порядка 340 тысяч жителей Мангистау свыше 300 тысяч ушли за пределы своей земли. Они нашли приют и покой в республиках Средней Азии, Иране, Афганистане и т.д. Что примечательно, и что необходимо подчеркнуть, выжившие в таких чудовищно трагических ситуациях люди не озлобились на новую власть, а сразу же включились в строительство нового государства. Они стали отдавать своих детей в школы, в высшие и средне-специальные учебные заведения, шли работать на самые тяжелые и ответственные участки работы народного хозяйства – в сельское хозяйство, в частности, животноводство, так как были исконными скотоводами, на заводы и фабрики, нефтяные месторождения, на железную дорогу, в народное образование, здравоохранение, правоохранительные органы и т.д. Когда началась Великая Отечественная война, никто из беженцев из Мангистау не отвернулся от общего дела защиты Отечества, все мужчины призывного возраста как один ушли на фронт. Уроженцы Мангистау, Герои Советского Союза – Мади Бегенов, Жумагали Калдыкараев, Билял Калиев, полный кавалер ордена Славы Кемер Онгалбаев призывались в армию из республик Средней Азии.
Уже в послевоенное время стали потихонечку возвращаться на вотчину бывшие мангистаусцы, а с обретением страной независимости и соответственно с принятием закона об оралманах потомки, некогда бежавших отсюда людей, стали возвращаться целыми потоками. Среди них высококвалифицированные специалисты самых разных отраслей жизнедеятельности современного общества – ученые, медицинские работники, учителя, инженеры, строители, журналисты, юристы, спортсмены и т.д. Эти люди в короткие сроки смогли адаптироваться к нашим реалиям, сегодня они чувствуют себя полноценными гражданами своей исторической родины, работают во благо процветания Казахстана.
Под эгидой года Ассамблеи народа Казахстана
В этом году празднование Амала проходит под эгидой Года Ассамблеи народа Казахстана. 20 лет прошло с того дня как впервые на постсоветском пространстве в нашей стране был создан уникальный институт — Ассамблея народа Казахстана. Этот институт во многом способствовал становлению и утверждению казахстанской модели полиэтнического общества, деятельность которого направлена на укрепление межэтнического и межконфессионального согласия. Ассамблея народа Казахстана с момента своего образования играла большую роль в укреплении мира и согласия между народами, проживающими в Казахстане. Но в последние годы ее роль в обществе стала особенно заметной.
На гору Отпан приехали руководители и представители всех этнокультурных объединений Мангистауской области. Приехали, чтобы отметить Амал и поздравить своих земляков. Приехали не с пустыми руками, а с концертными номерами и хорошим настроением. Зрители рукоплескали выступлениям украинского трио «Смеричка», студента из Туркменистана Бахтияра Назбердыева, зажигательному танцу уйгурского этнокультурного объединения.
По словам председателя туркменского этнокультурного объединения Гельдымурада Ходжаева, праздник Амал является общим для всех мусульманских народов, в том числе его празднуют и туркмены.
– Я происхожу из мангышлакских туркмен, земля Мангистау является родиной и для меня. История помнит много случаев братания и дружбы двух народов, породнения, искренне добрых и высокодуховных взаимоотношений. К примеру, до сих пор память народа хранит великую дружбу, переросшую в родство, между адайцем, святым Кыдыршой и туркменом Непесом, чьи жены попеременно кормили грудью сыновей друг друга. Так Досжан, сын Кыдырши, и Молланепес, сын Непеса, стали молочными братьями и росли как братья. Эта переросшая в родство дружба до сих пор связывает их потомков. Туркмен Машырык-хаджи, чьей вотчиной был Акшукур, оказывал поддержку обедневшим жителям правобережья – семьям из рода жанай. У туркменского ходжа Хатам ишана были тесные отношения с адайским родом матай. И до сих пор в знак уважения к памяти Хатам ишана казахи из этого рода хоронят своих усопших на кладбище, где похоронен великий старец (недалеко от города Актау). Женой сына Адая ата – Косай ата была туркменка по имени Огылменли. Как видите, мы породнившиеся между собой народы, можно сказать родственники, – вспомнил Гельдымурад сохранившиеся в памяти народа случаи высоких духовных отношений между казахским племенем адай и мангышлакскими туркменами.
– «Амал мейрамы» – это не просто праздник возрождения и обновления природы, это, прежде всего, праздник добра и мира, способствующий духовному очищению людей, укреплению мира и согласия в обществе, – отметил председатель немецкого этнокультурного объединения Сергей Мартын.
– Амал сближает людей, пробуждая в их душах исконное стремление к миру, добру и дружбе. Благодаря усилиям Главы государства Нурсултана Назарбаева, его целенаправленной и взвешенной политике в сфере межэтнических отношений, в Казахстане царят мир, согласие и взаимопонимание. Поэтому нам всем близок и понятен истинный смысл Наурыз мейрамы, – добавила директор ГКП «Дом дружбы» Аманкул Джайлханова.
– Сегодня мы все вместе, как и каждый год, встречаем начало весны и праздник Амал мейрамы. Этот праздник сохранился в памяти народа, что является ярким примером того, насколько мы дружны и едины, – говорит председатель осетинского этнокультурного объединения «Алан» Фатима Биркле.
Главное – мир и спокойствие!
Сюда, на гору Отпан, приехало много гостей. Среди них – писатели, поэты, ученые, предприниматели, простые труженики, приехавшие со всех уголков региона.
У кого бы из участников праздника мы ни спрашивали, что он хочет передать и пожелать жителям области через нашу газету, все в один голос утверждали одно: «Главное – мир и спокойствие в стране, чтобы в Казахстане было хорошо всем и каждому!».
Жумат Тлепов, доктор филологических наук, Астана: «Я уроженец села Акшимрау. Меня родила и вскормила эта благословенная земля, она участвовала и в моем дальнейшем становлении: где-то в глубине сердца чувствуя большую ответственность за свою родную землю, я всегда старался не ударить в грязь лицом. С чувством глубокого уважения к Мангистау и ее жителям поздравляю всех с наступлением очередной мирной весны! Всех благ вам, дорогие соотечественники!».
Бурыш Бекжанова, оралман, пенсионерка, жительница села Даулет Мунайлинского района: «Шесть лет, как мы вернулись на нашу историческую родину, поселились в селе Даулет. Приехали из туркменского города Шатлык. Мы с мужем пенсионеры, воспитали троих детей – двух дочерей и сына. Муж всю жизнь проработал плотником. Дочери замужем, сын имеет свою семью, у него трое детей, живем вместе. Сын работает рабочим на одном частном предприятии. За это время построили дом. Главное, крыша над головой есть, две пенсии и зарплата сына – мы довольны. А самое главное – это мир и спокойствие в стране!».
Ермек Калдыгулова, жительница Жанаозена: «В Жанаозене живем с 1972 года. Мы с мужем родом из села Уштаган. С мужем воспитали двух сыновей и дочь. Сын работает в АО «Озенмунайгаз» мастером, подрастают внуки, слава Аллаху, ни в чем не нуждаемся, все хорошо. Главное, ведь, чтобы спокойно было в стране».
Асылбек Казангапулы, пенсионер, призер областного конкурса на лучшее благословение молодым, село Мунайши: «Пусть во всех семьях царит благополучие, счастье и любовь к ближнему! Пусть ваша жизнь будет наполнена высокой духовности! Пусть в обществе будет мир и покой!».
Турсын Махитова, жительница города Степногорск Акмолинской области: «С переполняющим душу чувством радости и гордости хочу выразить благодарность всем тем, кто организовал этот праздник, кто внес свою лепту в ее проведение. Мы оралманы из Туркменистана, потомки Мунал ата, но при выборе места жительства выбрали город Степногорск, что в Акмолинской области. Обжились на месте, привыкли. Вот приехала погостить к родственникам на историческую родину и попала на такой удивительный праздник. С наступлением нового года, земляки! Счастья и мира вам!».
До следующей встречи на Отпан тау, друзья!
Ближе к полудню праздничная программа подошла к своему концу. Согласно установившейся традиции эстафета огня единства была передана следующим организаторам праздника – потомкам Косай ата.
Затем в честь предков, за упокой их душ был прочитан Коран.
Во всех семидесяти юртах были накрыты праздничные дастарханы и любой гость праздника мог отведать национальные блюда.
Собравшимся гостям в каждой юрте непременно предлагали традиционное наурыз коже. Это блюдо готовится 14 марта в каждом доме.В давние времена в приготовлении наурыз коже использовали «сүр ет» – вяленое мясо, ибо весной животных не резали, и хозяйки специально берегли к этому дню мясо, заготовленное еще осенью. Рецепт блюда очень прост, оно и понятно. Кочевой образ жизни требовал от человека быстроты и простоты во всем, в том числе и приготовлении блюд. Мясо отваривалось, а затем в бульон кидали по горстке злаков, какие оказывались под рукой – рис, белую кукурузу, просо и т.д. Получался вкуснейший суп!
Ну а в наше время, когда возможности в выборе ингредиентов просто немыслимы, стали готовить наурыз коже с добавлением картофеля, морковки, всяких пряностей, добавок и т.д. Как говорится, на вкус и на цвет товарищей нет.
Непременным и главным атрибутом казахского праздничного стола являются баурсаки – небольшие пончики, жаренные в большом количестве масла в казане. Для приготовления баурсаков замешивают тесто с добавлением молока, масла, сахара, соли и немного дрожжей. В давние времена замешивали самое обычное тесто. В наше время каждая хозяйка придумывает свой фирменный рецепт.
И, конечно же, главным блюдом праздничного стола является отваренное мясо с сочнями, которое попросту называют «бешбармаком», хотя сами казахи стараются это блюдо не называть так. При большом наплыве гостей, обычно, вместо сочней готовят плов, а мясо кладут сверху. Мясо подают в больших плоских блюдах – одно на 5-6 человек. Едят, обычно, руками. После мяса каждому по отдельности в пиалах подают сорпу – бульон.
Казахи любят мясо, это не секрет. И так как они являются мусульманами, употребляют мясо только дозволенных шариатом животных – баранину, конину, говядину, верблюжатину, козье мясо. Из конины заготавливают необычайно вкусные казы – мясо со слоем жира заталкивают в кишки и немного подсушивают. Перед употреблением его отваривают, остужают и затем режут кольцами. Иногда казы добавляют в бешбармак и едят в горячем виде.
И я там была, мед-балкаймак, казы и баурсаки отведала, чай пила…