Этноаул: погружение в культуру номадов
[ 2014 ] 27 август, 12:23 | Культура
Возле расставленных по кругу двадцати белоснежных гостевых мангистауских юрт кипит работа: мастера казахских народных промыслов работают с кожей или показывают ученикам резьбу по дереву; женщины ткут безворсовые ковры — алаша; молодые келин накрывают праздничные дастарханы; девушки, раскачиваясь на алтыбаканах, поют песни; дети играют в асыки, а борцы-палуаны меряются силой в казакша-курес. Так, раскинувшийся возле спорткомплекса «Каспий» в первом микрорайоне города Актау этноаул, вечером 25 августа встречал дорогих гостей.
В рамках программы проходящей в городе Актау VII Международной конференции городов Всемирного наследия Евразии был организован этноаул, в котором за небольшой промежуток времени гости смогли соприкоснуться с неповторимой, яркой и самобытной культурой кочевников-номадов и окунуться в атмосферу исторического прошлого казахского народа.
Гостей конференции встречали у входа в этноаул глава Мангистауской области Алик Айдарбаев, аким города Актау Едил Жанбыршин, известный писатель, лауреат Государственной премии Абиш Кекилбаев, представители этнокультурных объединений региона и ветераны труда области. Как и положено по казахским обычаям, на плечи каждого из гостей был накинут чапан.
Аким Мангистауской области Алик Айдарбаев, глава города Актау Едил Жанбыршин, писатель Абиш Кекилбаев и генеральный секретарь ОГВН Дени Рикар подняли шанырак символической юрты дружбы, а представители делегаций устанавливали купольные жерди — уыки. Как известно, для казахов испокон веков шанырак имеет огромное значение, являясь символом домашнего очага и продолжения рода. А поднять шанырак доверяют самым уважаемым людям.
Затем сотрудники Мангистауского областного историко-краеведческого музея ознакомили гостей с выставкой декоративно-прикладного искусства казахского народа. Особый интерес у гостей вызвали инкрустированное костью седло и ювелирные украшения из серебра. Как известно, в казахской степи особенно славились мастера-зергеры из рода адай, которые из небольшого слитка серебра изготавливали женские нагрудные украшения — ониржиеки, поражающие своей массивностью и техникой выполнения, перстни, браслеты, нависочные и накосные украшения. На выставке также были представлены посуда казахов-кочевников, национальная одежда и элементы конской сбруи.
Затем гостей пригласили в юрты, где гостеприимные хозяева потчевали их блюдами национальной казахской кухни. Судя по тому как долго гости сидели за дастарханом, национальная кухня пришлась им по вкусу. Гости имели возможность не только оценить вкусовые качества национальных блюд, но и удостовериться в том, что каждый казахский обычай несет в себе смысловую нагрузку, вплоть до того, как подается бешбармак.
Нужно отметить, что каждый район Мангистауской области и город Жанаозен поставили по три гостевые юрты.
— Сейчас мы на своей земле принимаем гостей из разных уголков планеты. Настроение у всех праздничное, так как гость у казахов — это прежде всего радость, и встретить его должным образом, как это делали наши предки, наша обязанность, — отметил председатель совета ветеранов Каракиянского района Сарсен Сражанулы.
Эпицентром этноаула стала установленная сцена, на которой развернулось театрализованное представление «Дала сазы».
— Это своего рода представление традиций и обрядов казахского народа в одной сюжетной линии. Идея принадлежит акиму города Актау Едилу Жанбыршину. Мы переложили ее на сценический язык и получилась театрально-хореографическая фольклорная композиция, в которой задействованы творческие коллективы областного музыкально-драматического театра имени Н. Жантурина, КДК имени Абая, областного кукольного театра, областной филармонии, — говорит режиссер областного музыкально-драматического театра имени Н. Жантурина Гульсина Мергалиева.
По сюжету, познакомившиеся на айтысе акынов юноша и девушка решают создать семью. И с этого момента прослеживаются главные события в жизни этой пары и связанные с ними обычаи и обряды казахского народа: сватовство, прощание девушки со своей семьей и родным аулом, приезд в дом жениха, открывание лица невесты — беташар, свадьба, кудалык. Затем — рождение ребенка, шилдихана, азан шакыру, бесик салу, перерезание пут на ногах ребенка, делающего свои первые шаги — ту саукесер, и так далее. Затем ребенок взрослеет, встречает свою любовь, и все вновь идет по заданному жизненному кругу.
Надо отметить, что театрализованное представление действительно было грандиозным. Гостей впечатлило все: и игра актеров, и национальные костюмы, и декорации, и музыкальное сопровождение.
Делясь своими впечатлениями, они соглашались с лейтмотивом театрализованного представления: для того чтобы узнать традиции и обряды казахского народа, надо обязательно побывать на праздниках.
— Я очень рада, что мне удалось принять участие в работе VII Международной конференции городов Всемирного наследия Евразии и, побывав на священной мангистауской земле, открыть для себя много нового.
Я была здесь 28 лет назад, но тогда город Шевченко был обычным, на мой взгляд, советским городом, мало чем отличавшимся от других. Сейчас же, спустя чуть больше четверти века, я вижу, насколько преобразился город на берегу Каспийского моря и обрел свое лицо: с одной стороны, это современный город, а с другой — приоритетным здесь является обращение к самобытным национальным корням. И благодаря этому синтезу создается неповторимый облик города Актау, — говорит представитель департамента культуры города Арзамас Людмила Макарова. — Впечатления от мангистауской земли самые чудесные, начиная от природы и необъятных степных просторов. Для меня, жительницы Нижегородской области, это все необычно: с одной стороны — море, с другой — пустыня. Признаться, этот контраст впечатляет и завораживает. Посещение исторических памятников — подземных мечетей — еще раз доказало, что Мангистау — это музей под открытым небом, — подчеркнула Людмила Евгеньевна.
Несмотря на влажный ветер, подувший со стороны седого Каспия, гости не спешили покидать этноаул. Этот незабываемый летний вечер в этноауле с приветливой, гостеприимной атмосферой и неповторимым национальным колоритом стал для них настоящим открытием многогранной культуры номадов.
1852
Мангистау Медиа
Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов статей и читателей. Ответственность за достоверность изложенной в статьях и комментариях информации несут авторы.