Мангистау – регион многоликий, многонациональный: здесь проживают представители разных этносов. И у каждой диаспоры свои традиции, своя самобытная культура, история, свои национальные праздники. Но объединяет их всех желание жить в согласии, мире, единой сплоченной семьей. В таком ключе в минувшую субботу прошел в Актау Сабантуй – национальный праздник татар и башкир, проживающих на земле древнего Мангистау.
Сабантуй, возведенный в ранг государственного праздника в Татарстане и в Башкортостане, намного раздвинул границы территории своего празднования. Возрожденный в 1994 году, сегодня его празднуют все представители татарской и башкирской диаспор, проживающие не только в городах и селах СНГ, но и во всем мире. Отпраздновали его с размахом и у нас, в областном центре. Стадион «Каспий» где в субботу минувшей недели искрометный Сабантуй собрал, помимо татар и башкир, представителей разных национальностей, выглядел как разбуженный улей. Здесь были размечены игровые площадки для детей, установлена импровизированная, в обрамлении разноцветных шаров и флажков сцена; ожидал силачей национальной борьбы – курэш – устланный прямо на земле тяжелый татами; на высоком бревне висели подарки для ловкой и находчивой малышни. Но самый главный приз Сабантуя – живой баран, предназначенный для победителя курэш, дремал в тени за решеткой, собирая любопытную ребятню. Звучала веселая музыка, усиленная мощными динамиками, да такая зажигательная, что гости праздника пускались в пляс прямо перед сценой, подтанцовывали и малыши. (Забегая вперед, замечу, что даже жара, не спадавшая и после пяти часов пополудни, не смогла омрачить праздничного настроения людей).
Праздник начался с автопробега дружбы. Огромное поле стадиона огласилось мощным ревом моторов сразу нескольких автомобилей; над головной машиной величественно развевались государственные флаги Казахстана и Татарстана. Затем на сцену поднялись заместитель акима области Бану Нургазиева, исполнительный директор Ассоциации татар и башкир Казахстана Ринат Абдулхаликов, прибывший на праздник из Астаны, председатель общественного объединения «Народное согласие» Юсуф Шахшаев и руководитель татарского этнокультурного объединения «Булгар» Зульфия Бернеева.
Замакима области поздравила собравшихся от имени главы региона. В своей приветственной речи Бану Ганиева, обращаясь к организаторам (ЭКО «Булгар» при поддержке управления внутренней политики области и Актауского городского акимата) и гостям праздника, отметила значимость праздника Сабантуй, сохранившего по сей день лучшие традиции культурного наследия татарского народа и получившего статус международного национального татарского праздника – праздника не только урожая, но и дружбы, объединяющего людей разных национальностей и вероисповеданий.
Дальнейшее укрепление межнационального единства в нашем общем доме– Казахстане – будет способствовать дальнейшему усилению его имиджа и авторитета на мировой арене. Наша сила в единстве, и чем сильнее и сплоченнее народ, тем сильнее государство, – подчеркнули основополагающую роль этнокультурных объединений Мангистау в деле укрепления межнационального и межконфессионального согласия в регионе и в республике руководители ОО «Общественное согласие» Ю. Шахшаев и ЭКО «Булгар» З. Бернеева.
Исполнительный директор Ассоциации татар и башкир Казахстана Ринат Абдухаликов зачитал гостям и организаторам праздника поздравительную телеграмму от имени Президента Татарстана Рустама Минниханова. «Зародившись в глубине веков как праздник плуга, сегодня Сабантуй для нашего народа превратился в неиссякаемый источник, питающий национальную культуру и обеспечивающий духовную преемственность поколений. В Сабантуе нашли свое воплощение самые лучшие качества татарского народа, его трудолюбие и воля к победе, добрососедство и гостеприимство. Он не только служит благородному делу популяризации татарской культуры. Этот праздник объединяет представителей всех национальностей, укрепляет мир и согласие. Пусть неповторимый дух Сабантуя надолго зарядит вас радостью и жизненным оптимизмом!», – прозвучало в приветствии главы дружественного нам государства к землякам, проживающим в Мангистау.
Затем Ринат Абдулхаликов вручил благодарственные письма Ассоциации татар и башкир Казахстана активистам татарской диаспоры – Ляйсан Шагиевой, Рустану и Андрею Муфтахутдиновым, Земфире Рафиковой, Рашиду Исмагилову, а также руководителю секретариата Ассамблеи народа Казахстана Мангистауской области ГульджанИсмурзиной.
Одним из древних обрядов на Сабантуе, дошедших до наших дней, является обычай завязывания платков, отрезов ткани, полотенец на шест с теплыми пожеланиями народу мира, согласия и богатого урожая, а также извещающего о начале Сабантуя. Не стал исключением и нынешний праздник. Почетное право начать традиционный обряд было предоставлено заместителю акима области Б. Нургазиевой, хорошо знакомой с традициями праздника. С большим удовольствием и с пожеланиями процветания Бану Ганиевна завязала на шест расшитый рушник. Но, а какой же праздник татарского народа без традиционного чак-чака? Его, красиво оформленным и уложенным доверху в больших тарелках, вынесли гостям праздника девушки в нарядных национальных костюмах. Каждый из присутствовавших на празднике с удовольствием отведал «хит» национальной татарской кухни.
После официальной части эстафету празднования подхватили самодеятельные артисты. Под звуки заливистой гармони на сцену вышла вокальная группа «Ақ кош» («белая птица»). Ни одно мероприятие «Булгар» не обходится без зажигательных песен «Ақ кош». Затем голосистых вокалистов сменили юные танцоры «Хыла» – танцевальной группы татарской воскресной школы, чтецы, солисты.
А тем временем на майдане Сабантуя параллельно с концертной программой развернулись спортивные и шуточные состязания, игровые конкурсы, в которых мог принять участие любой желающий померяться силой, ловкостью, быстротой – и малыши, и взрослые, каждый в своей возрастной категории. Здесь каждый являлся одновременно и участником торжества, и зрителем. Детишки с удовольствием бегали с полными ведерками воды, стараясь первыми прибежать к финишу, не расплескав живительной влаги; соревновались в беге с ложкой во рту, на которой лежало яйцо; крепко обхватив отполированное бревно ногами, старательно тянулись до призов, подвешенных наверху. Организаторы праздника награждали не только победителей. Утешительные призы получал каждый из малышей, старательно выполнивших все условия игры.
Ну, а на бой с мешками, набитыми травой, – одна из любимых забав участников Сабантуя, – «выходили» на бревно и стар и мал, и девочки и мальчики. Усидеть на бревне, уклониться от удара противника и самому, размахнувшись, поразить цель увесистым мешком, да так, чтобы соперник слетел на землю, – зрелище было еще то! Но расставались соперники друзьями, ведь Сабантуй – праздник, с которого никто не должен уйти с обидой.
С удовольствием зрители наблюдали за командным перетягиванием каната, визжа от восторга. Кульминацией же праздника стал курэш – национальная борьба на поясах. Зрители, которых магнитом тянуло к татами, болели за палуанов – юношей-силачей и малышей, пожелавших состязаться в силе и ловкости. (Этот вид спорта, не включающий борьбу ногами, сегодня приобретает всемирную известность, чему свидетельствуют мировые чемпионаты. Возможно, со временем борьба на поясах будет включена в программу Олимпийских игр, и в этом направлении уже сегодня ведется работа. Курэш – древний вид борьбы. По мнению специалистов, у кочевых народов это состязание поначалу появилась как схватка всадников, когда каждая из сторон пыталась стащить соперника с седла, схватив его за пояс руками. На Алтае, например, сохранились наскальные изображения сцен конных скачек и борющихся на поясах людей).
На схватку с сильным противником выходили достойные силачи, демонстрируя силу, ловкость, мастерство, а также благородство и уважение к сопернику. Главный приз Сабантуя организаторы праздника с удовольствием вручили Генриху Вагдасаряну, вышедшему в финал и в финальном поединке еще раз доказавшему свою силу. «Батыр №1» уходил со сцены с тяжелым призом на плечах под восторженные аплодисменты зрителей. Второе место спортивные арбитры присудили Марату Муртазину, «батыром №3» стал Джабраил Асельдеров. Призеры борьбы получили бытовую технику.
Праздник удался на славу, организаторы потрудились на совесть, а люди расходились домой, заряженные духом праздничной искрометности и веселья, унося с собой частичку тепла и искреннего добрососедства, которые витали над майданом Сабантуя с самого начала торжества.
Кратко из истории Сабантуя:
История этого национального праздника уходит корнями далеко в прошлое. Упоминание о нем оставил знаменитый исследователь Ахмет Ибн-Фадлан-ал-Аббас Ибн-Рашид Ибн-Хамад еще в 921 году, будучи послом в Булгарах.
Слово сабан в переводе с татарского означает плуг, а слово туй – праздник, упрощенно на русский язык это слово перевели как праздник плуга. Фактически Сабантуй означает праздник успешного завершения весенне-полевых работ и будущего урожая, праздник плодородия и благополучия. В годовом календаре всех земледельческих народов самыми ответственными этапами считались весенний сев и жатва. Древние татары, как и все земледельческие народы в период язычества поклонявшиеся матушке-земле, перед весенне-полевыми работами проводили различные обряды для того, чтобы умилостивить природу, просили у богов щедрого дождя и хорошей погоды для всхода и сбора урожая. Со временем Сабантуй превратился в увеселительный праздник, в котором ныне упрощены многие устаревшие обряды.
Сегодня, по словам директора Ассоциации татар и башкир Казахстана Рината Абдулхаликова, Сабантуй, особенно в городах, отмечают достаточно условно, как повод для встреч друг с другом, с друзьями. Одним словом, как признавались после сами гости прошедшего зажигательно и искрометно Сабантуя, это праздник единства людей, повсеместно любимый праздник народа и не только татарского.