«Амал келді – жыл келді», так испокон веков ежегодно 14 марта встречали наши предки светлый Амал на земле Мангистау, олицетворяющий начало года. Добрая традиция встречи Нового года пережила и эпоху советизации, когда из памяти народа пытались напрочь вытравить его многовековые традиции и историю. Ныне мангистаусцы вот уже седьмой год подряд отмечают Амал всем миром на священной горе Отпан в Мангистауском районе, где в октябре 2007 года был открыт историко-культурный комплекс «Отпан-тау», воздвигнутый в честь нашего далекого предка, легендарного батыра и верного соратника знаменитого Кобланды батыра – Адая, и где спустя века вновь был зажжен огонь горы, но теперь уже огонь безграничной благодарности и великого поклонения потомков своим далеким предкам – Тағзым оты. Здесь ровно в полночь с 13 на 14 марта, возвещая начало Нового года, в седьмой раз ярко вспыхнул священный огонь Отпан тау, зажженный потомками правнука Адая батыра Тобыш, принявшими в прошлом году эстафету проведения праздника Амал у представителей рода Жеменей.
Праздничные мероприятия начались здесь днем раньше: 13 марта старт празднованию Амала задал конкурс жыршы-термеши, в котором приняли участие 18 сказителей терме и жыр. Организаторы тоя неординарно подошли к подведению итогов конкурса: поделив поровну призовой фонд (один миллион тенге) между всеми участниками мероприятия, они объявили их достойными преемниками сказителей времен Великой Степи.
Праздничную концертную программу дня дополнило выступление самодеятельных артистов и творческих коллективов Мангистауского и Каракиянского районов.
Цифра 22 – столько было установлено у подножия горы юрт, вокруг которых хлопотали молодые хозяйки, готовя праздничный дастархан Амала, символизировала возраст нашей молодой независимой республики.
Утро следующего дня началось с массового заезда гостей, прибывших на той со всех уголков области и из других регионов республики. Их взору предстала величественная арка у подножия Опан тау, автором которой стал один из представителей рода Тобыш местный архитектор Джамаладин Есбергенов. Опережая события дня, скажу, что потомки батыра Тобыш, ответственные за организацию и проведение тоя в этом году, решили подойти к столь ответственному делу с творческой позиции. Они, как сообщил чуть позже на открытии праздника один из потомков Тобыша Даржок Сейбагытов, возглавивший организационный комитет, не стали ограничиваться рамками традиционного празднования Амала, ежегодно проводимого на Отпан тау, – установлением юрт, привечанием гостей, проведением культурно-спортивных мероприятий, различных конкурсов и зажжением огня горы. Арка, как и посадка в день празднования Амала саженцев вдоль дороги, ведущей к горе – результат единогласного решения организаторов тоя, представителей рода Тобыш, которые внесли существенный вклад в дополнениекомплекса «Отпан-тау», показав тем самым достойный пример сплоченности и доброго почина всем, кому предстоит в последующие годы зажигать священный огонь горы.
В празднование Амала на Отпан тау приняли участие аким области Алик Айдарбаев, депутат Сената Парламента РК Бахтыбай Чельпеков, секретарь областного маслихата Бекмурат Жусупов, заместители главы региона Халила Нургалиева и Шолпан Ильмуханбетова, известный в республике поэт и общественный деятель Мухтар Шаханов, председатель республиканского совета ветеранов Омирзак Озганбаев, аким Мангистауского района Жармаганбет Айтуаров, автор проекта комплекса «Отпан тау» известный наш поэт Сабыр Адай и многие другие известные личности региона и республики. Алик Айдарбаев поздравил людей с Новым годом, по традиции приветствуя собравшихся рукопожатием, как это принято в Амал.
Мероприятие началось утром с торжественной церемонии открытия арки, воздвигнутой на собственные средства потомков Тобыш и традиционного шашу. Право разрезать символическую ленту было предоставлено аксакалу Аманжану Диханбаеву, который благословил собравшихся, как и весь народ Казахстана на благополучный и созидательный Новый год. Одновременно в момент разрезания ленты в небо были запущены десятки разноцветных шаров. После гости приступили к посадке молодых саженцев (около 245) вдоль дороги, ведущей от арки к склону горы.Организаторы нынешнего мероприятия предусмотрели и полив деревьев, выделив для этой цели специальный водовоз, который будет постоянно закреплен за историко-культурным комплексом.
Затем глава региона и сопровождавшие его гости и официальные лица поднялись на гору, где установлен величественный комплекс «Отпан тау» – символ многовековой истории Мангистау. Здесь, на вершине горы, возведены два монументальных сооружения – 37-метровый памятник прародителю мангистаусцев – Адаю и две стелы-минареты, возвышающиеся справа и слева от монумента Адай ата, словно символизируя два крыла отца – сыновей Кудайеке и Келинберды. Установленные вокруг памятника Адаю неразрывной цепочкой восемь кулпытасов – это восемь его внуков, которые и положили начало нынешним родам. Внутри комплекса «Адай ата» установлены огромные кулпытас(надгробный камень)и койтас. Здесь семь лет назад под сводами минарета впервые прозвучали суры из священного Корана, и с того времени, как верят мангистаусцы, в этом освященном месте обитает бессмертный рух (дух) их далекого предка. По установленной традиции мулла вновь прочитал суры из Корана, и гости воздали дань памяти батыру Адаю.
Слева от комплекса «Адай ата» установлена и композиция Тағзым оты. Монумент с огромной факельной чашей, в которой ежегодно в праздник Амала зажигается священный огонь горы, символизирует единство трех жузов – старшего, среднего и младшего. Если в прежние столетия в грозные годы нашествия врагов – джунгар, калмыков, хивинцев, кокандцев – на вершине горы Отпан, самой высокой на Мангистау (553 метров над уровнем моря), зажигали огонь (Ұран оты), извещавший мангистаусцев о грозящей опасности и собиравший священное ополчение со всех уголков края, то сегодня, спустя века, огонь Отпан тау стал символом благодарности и поклонения свободолюбивым предкам.
Здесь же, чуть поодаль от Тағзым оты, установлен памятник «Көк бөрі» – символ прародителя древних тюрков. По легенде некогда көк бөрі (священный небесный волк) вырастил найденного им младенца, будущего батыра. Наши предки испокон веков обожествляли это сильное духом, умное животное, которое, если нужно, отдаст жизнь за своих детенышей, за родную волчью стаю. В старину казахи сыновей в младенческом возрасте клали в волчье логово, веря, что этот обряд поможет им вырасти настоящими воинами, могущими противостоять врагам, встать на защиту родины. Самого достойного из джигитов называли «жігіттің қасқыры – Көкжал» (вожак). Адай ата был одним из таких батыров, сыновей свободолюбивого народа, под знамена которого собирались храбрые воины в грозные для Отечества времена. Возглавляемый такими бесстрашными батырами народ сумел сохранить свои границы, отстоять свою независимость и передать потомкам в наследство самое бесценное достояние – независимое государство с огромной территорией.
На подступах к вершине горы, рядом с Аксараем (белый дворец), высится 15-метровый кулпытас – памятник Матери-прародительнице, хранительнице священного семейного очага, несущей всему миру свет великой материнской любви. В этих местах поднимались на защиту родных просторов под знамена Адая его потомки и сородичи, здесь благословляли сыновей матери, молясь Всевышнему защитить их от мечей врагов. Заговори однажды Степь, – она поведала бы нам тайны, покрытые многовекой толщей времен, и Великая книга истории нашего края, страны пополнилась бы новыми страницами...
Глубокий смысл заключен и в Аксарае – большом восьмигранном двухэтажном здании (цифра 8 для тюркоязычных народов священна и символизирует бесконечность мироздания). Аксарай символизирует духовное богатство, вековую мудрость народа, здесь будут сосредоточены историко-культурные и духовные ценности народа. Он открыт четырем сторонам света, имеет четыре входа-выхода, что, как пояснил мне Сабыр Адай, символизирует открытые пути-дороги для молодежи, которая, вылетев из родного очага, может получить глубокие всесторонние знания в любой точке планеты, но потом обязательно возвратится в карашанырак – отчий край, чтобы на родине применить полученные знания и навыки.
Идея и смысл комплекса «Отпан тау», который, как планируют авторы проекта, будет со временем пополняться новыми композициями, глубоко символичны и понятны каждому, вызывают восхищение. Дала высокую оценку проекту, как и традиции празднования мангистаусцами Амала и первый заместитель ТОО «Қазақстан ZAMAN» («Қазақстан ZAMAN» – международная общественно-политическая газета) Сауле Мешитбаева, которая позже принародно на сцене перед собравшимися гостями тоя подарила Сабыру Адаю скульптурную миниатюру золотого коня с пожеланием успехов в год Лошади, а также трехгранную камчу ручной работы, как неизменный атрибут крепко держащегося в седле всадника.
После ознакомления с комплексом гости вернулись к юрточному городку, где их уже ожидали. Здесь, на импровизированной сцене, ожили картины из жизни кочевого аула, когда степняки были рады каждому гостю издалека, привечая его как святого старца Кыдыр-ата. Зима с ее холодами, пронзительными ветрами и снежными буранами уступила место весне. В благословенный месяц наурыз, когда пробуждалась вся природа, в ауле родился младенец – первенец старейшины рода. По традиции гостю аула предоставили право дать имя новорожденному. Вместе с артистами областного музыкально-драматического театра имени Н. Жантурина, задействованными в театрализованной постановке «Амал келді – жыл келді», зрители окунулись в эпоху прошлых столетий, в атмосферу празднования Амала в далекие уже, но памятные времена.
Затем на сцену поднялся аким области. Он поздравил собравшихся с Новым годом. «Сегодня для всех нас особый день: на священную землю Мангистау вновь пришел светлый Амал, призывающий народ к единству, доброте, милосердию. Да будет год благополучным, укрепит в нашем обществе стабильность и благосостояние», – обратился Алик Серикович с добрыми пожеланиями к мангистаусцам.
Теплые слова поздравления и пожелания светлого Нового года адресовали населению Мангистау и всему народу Казахстана сенатор Б. Чельпеков, О. Озганбаев, старейшины Мангистауского района. Слово для поздравления было предоставлено и Мухтару Шаханову. – У мангистаусцев есть что перенять жителям из других регионов страны. Они, как никто другой, сумели сохранить исконные традиции народа, глубоко чтят память предков. Это наглядно прослеживается на примере празднования населением региона древнего Амала, праздника сплочения народа, – сказал поэт. Именно ему казахский народ, а после и народы Закавказья и Средней Азии, входившие в состав СССР, обязаны возрождением Наурыза. В 1988 году поэт обратился с письмом к первому секретарю ЦК Компартии КазССР Геннадию Колбину с просьбой дать разрешение на празднование народом Казахстана Наурыза, отмененного руководством СССР с 1926 года. Отказ мотивировали тем, что праздник имеет, якобы, религиозную подоплеку. Письмо с изложенной в нем просьбой было вынесено на обсуждение членами бюро ЦК КП Казахстана. И только двое из 13 членов бюро, а это возглавлявший в то время Совет министров КазССР Нурсултан Назарбаев и секретарь сектора идеологии ЦК Компартии Казахстана Узбекгали Джанибеков, поддержали поэта. Остальные высказались против. Тем не менее при личной встрече с Г. Колбиным Мухтару Шаханову удалось убедить его в том, что народ Казахстана, в памяти которого еще свежи события трагического декабря 1986 года, оценит положительное решение вопроса руководством республики. Колбин, желая реабилитироваться в глазах казахстанцев, сумел в Москве в беседе с Горбачевым отстоять позицию М. Шаханова. В первый год истосковавшийся по Наурызу народ всем миром отпраздновал Новый год. И с того времени Наурыз широко зашагал по республике...
Праздничную программу Амала подхватили артисты областной филармонии. Поздравить своих земляков прилетела из южной столицы известная певица Тамара Асар. А в другом конце юрточного городка тем временем кипели нешуточные страсти на борцовском ковре, где состязались палуаны в казахша-курес. Во второй половине дня эстафету празднования подхватила национальная игра кокпар, в которой приняли участие сборные команды всадников из Актау, Жанаозена, команды «Бекет ата», «Жастар», «Болашак».
Право зажжения священного огня Отпан тау, организации и проведения Амала в следующем году передано потомкам батыра Мунала. И я, как потомок правнука Адая, известного степного батыра Ер Шогы, единственного среди адайцев удостоенного чести быть захороненным в мавзолее Ходжа Ахмета Яссави в Туркестане – в знаменитом пантеоне ханов, биев и казахских батыров, оставивших яркий след в истории Казахстана, верю, что и потомки Мунала внесут свою достойную лепту в кладовую памяти о славной истории родной земли Мангистау.