...Удивительна история нашего Мангистау, в которой стираются грани между фантастикой и правдой, былью и вымыслом. В легенды края «вкраплены» судьбы людей, трагедии и истории целых племен и поколений. Выжженная знойным солнцем раскаленная полупустыня, вздыбленная местами хребтами гор, с чахлой растительностью, перемежающейся с островками буйно разросшейся травы и пробивающимися у подножий каменистых возвышенностей прозрачными родниками веками становилась землей обетованной для многих племен. Мангистау дал приют всем, кто приходил сюда в надежде обрести покой и пристанище. Но не каждый находил здесь счастье. Особенно редко судьба баловала влюбленных. В степи не допускались проявления чувств, вольнодумства, жестоко каралось непокорство. Трагическую участь итальянских Ромео и Джульетты повторили десятки степных влюбленных, имена которых остались в истории Мангистау: Акбобек и Кайып, Курымсы и Кежек, Асалы и Кокетай, Каработа и Донгара… Судьбы их во многом схожи: живя в разные века на Мангистау, они пошли наперекор воле старших, позволив себе всецело и безоговорочно отдаться вечному и непреходящему чувству – чистой и светлой любви. Но эта непокорность стоила им жизни. Судьба красавицы-туркменки Акшоры и джигита-казаха Белторана, которые вопреки степным обычаям, когда детей сосватывали еще с колыбели, позволили себе полюбить друг друга, не стала исключением. Но народ не забыл своих героев. О мангистауских Ромео и Джульетте была сложена красивая, но, увы, очень печальная легенда, которую передавали из уст в уста, из поколения в поколение…
Рассказывают, несколько веков назад полюбили друг друга единственная дочь воина-туркмена Дурды Клыша Акшора и сын казаха-степняка Таласбая Белторан. Их аулы соседствовали на берегу небольшого озерца, бравшего начало с родника, пробивавшегося у подножия скал. Живительная влага давала жизнь обоим аулам. Однажды встретившись у озера, куда Белторан и Акшора водили на водопой домашних животных, они полюбили друг друга с первого взгляда. Для джигита, раз увидевшего ее огромные, как у степной лани, глаза в пол-лица, в обрамлении густых и черных ресниц, уже не существовало других. Эти глаза, чистые, будто омытые водой из горного родника, завораживали и притягивали, как магнит. Первая нечаянная встреча положила начало другим: под разным предлогом юноша и девушка находили возможность тайком от других встречаться на берегу озера. Но в небольших аулах от вездесущего людского взора не спрятаться, как и не скрыть от других глубокого чувства. Узнал о встречах своей дочери с парнем-казахом и отец девушки. Не за «голь» и тем более не за казаха мечтал он выдать свою единственную дочь, в которой души не чаял. Чтобы навсегда разлучить ее от нежеланного жениха, своенравный Дурды Клыш под покровом ночи сворачивает кибитки своего кочевья и уходит в степь.
Одинокие, без чарующих глаз любимой вечера последующих дней осиротили Белторана, он не ведал в каком направлении искать любимую. Осунулся юноша от тоски и горя. Но слухом полнится земля. Услышал однажды джигит, что сватают Акшору за нелюбимого и, получив благословение у отца, пускается на поиски аула Дурды Клыша. В долгожданную встречу влюбленных и родилось отчаянное решение – бежать вместе, искать счастья вдалеке от сурового и непреклонного отца девушки, нрав которого не сулил им добра. Ночь, когда они пустили вскачь своих коней в сторону аула джигита, стала последней в жизни Акшоры и Белторана. Неутомимые всадники, возглавляемые самим Дурды Клышем, настигли беглецов у высокой скалы, откуда молодые, обнявшись, бросаются в пропасть – чтобы теперь уже не разлучаться никогда.
Действительно, нет повести печальнее на свете, чем та, в которой повествуется о позднем раскаянии отца, собственными руками загубившего свое дитя. А вот как повествует в своей книге «Маңғыстау ғашықтары» наш земляк, известный в области краевед Отыншы Кушбайулы о горе безутешного отца. Когда Дурды Клыш подошел к краю пропасти, он заметил алевшие внизу цветы, «в обрамлении» которых лежали погибшие влюбленные. «Уже поздняя осень, неужели и в это время все еще расцветают цветы?», – промелькнуло в сознании у неостывшего еще от погони Дурды. И только потом, тщательно приглядевшись, понял своенравный отец, что не цветы, а капли крови разбившихся о камни Акшоры и Белторана алели внизу. Вспомнил тогда он свой сон, увиденный им накануне. Приснился ему покойный отец среди густых, разросшихся деревьев, среди которых отличалось одно – высокое, с густыми пышными ветвями, устремленное своей величественной кроной к солнцу. «Береги его, оно особенное, единственное, и нет ему подобных», – предупредил Дурды Клыша аксакал. Только теперь понял безутешный в своем горе отец, о чем хотел предупредить его старик. Единственную дочь-красавицу Акшору, которой не было равных во всей округе, олицетворяло это дерево. Не внял тогда Дурды Клыш словам отца, не уберег свое бесценное и единственное сокровище. Стоя на краю обрыва, слишком поздно понял он, что не подвластна никаким запретам, приказам любовь, что никакими силами не удержать взаперти влюбленное сердце, не заставить его полюбить немилого. Сильнее его, Дурды Клыша, не раз смотревшего опасности в лицо, оказались эти юные создания творца. Разлученные при жизни, слились навсегда воедино две чистые души. Даже смерть не смогла разлучить их. Но похоронили влюбленных порознь, по степным обычаям, как не сумевших соединиться при жизни вместе.
Акшора захоронена в мавзолее квадратной формы, однокамерном сооружении. Возведенный в свое время из местного известняка-песчаника, до нас он дошел в полуразрушенном состоянии. На стенах мавзолея сохранились надписи, сделанные арабской вязью. Вокруг разбросаны древние захоронения, надгробные памятники из камня малых архитектурных форм – койтасы, традиционные для зодчества Мангистау. Датируются они XV-XVIII веками.
Некрополь Белторан расположен в двух километрах от Акшоры. На его территории высятся три сооружения. Сложенные из необработанных камней и облицованные плитами, они дошли до наших дней также в полуразрушенном виде. Покоится Белторан в мавзолее, сферический купол которого сложен в технике ложного свода, без какой-либо облицовки. Вход его имеет арку стрельчатой формы. И здесь, на территории всего некрополя, разбросаны койтасы более древнего периода, чем сам мавзолей.
Так и стоят на бескрайней равнине два некрополя – Акшора и Белторан, как немые свидетели трагедии, произошедшей в конце XVII – начала XVIII столетия в Мангистау. Как памятник вечной и бессмертной любви.
Не менее величественна и местность в Тупкараганском районе, где в свое время жил и творил известный святой края Султан-епе. Здесь, в этой местности, названной именем аулие, расположен некрополь – последнее пристанище святого старца. Мангистаусцы почитают Султан-епе как покровителя мореходов и путешественников. Удивительно красивейшее место, где отдыхаешь и телом, и душой. Но об особенностях этой местности, как и о самой удивительной личности святого, жившего и творившего на Мангышлаке в конце XII и начале XIII веков, речь пойдет в следующий раз.