Об адаевских лошадях, произведших фурор на международных конных скачках, заговорили буквально недавно: в 2011 году впервые в Мангистау прошли государственные испытания, которые еще раз подтвердили, насколько сильны и выносливы лошади нашего региона, которые могли бы составить достойную конкуренцию арабским коням. Впервые выйдя на международную арену, наши лошади четыре года подряд — с 2011-го по 2014-й — прочно удерживали славу быстроходных скакунов. Тогда-то и началась работа по совершенствованию и повышению племенных и продуктивных качеств адаевской лошади, но в силу ряда причин дальше начатого дело не пошло. Теперь, похоже, работа сдвинулась с мертвой точки.
Возродить адайскую породу лошадей — дело чести всего Казахстана
А стоят за этим делом ученые-специалисты, возглавляемые кандидатом сельскохозяйственных наук, президентом ОО «Республиканская палата продуктивных пород лошадей» Дауреном Сыдыковым, которые выиграли конкурс на инновационный проект в области АПК по возрождению адаевской лошади. Проект поддержало руководство областного управления сельского хозяйства. Заинтересовано в совершенствовании и повышении племенных и продуктивных качеств местных лошадей и само руководство области.
Свой интерес проявили также сельхозпроизводители области, занимающиеся разведением адаевских лошадей, с которыми встретился Даурен Сыдыков в начале этой недели. Встреча, организованная ассоциацией фермерско-крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов «Агророст», подтвердила энтузиазм коневодов области. А заинтересованы они потому, что видят в этом большую перспективу как для области, так и для себя, в первую очередь. Сегодня многие из них разводят лошадей адаевского типа. Но дело упирается в отсутствие племенных паспортов. Наши лошади, сформировавшиеся в процессе многовековой эволюции в сложных климатических условиях региона и обладающие неисчерпаемым и уникальным скаковым потенциалом, который, между прочим, признали международные эксперты, пока еще, увы, ценятся по стоимости мяса, в отличие от тех же, скажем, лошадей арабской, английской пород, выращенных в заводских условиях, но нисколько не приспособленных к суровым природным и климатическим условиям.
Только улучшив породу и узаконив адаевский тип лошадей официально, что явило бы собой венец совместной работы ученых республики, животноводов региона и руководства области, коневоды Мангистау смогли бы получить прекрасную возможность для получения государственной субсидии. К тому же племенную лошадь намного легче продавать по соответствующей ее статусу цене как по республике, так и за ее пределами, со всеми соответствующими документами, удостоверяющими ее породистость, родословную, а также выводить ее на скачки международного уровня.
— В первую очередь нам нужно узаконить наших лошадей, над селекцией которых поработала сама природа. А для этого мы должны поддержать начинание наших ученых-энтузиастов, сообща работать над селекцией и выведением новой породы лошади — адайской. Когда появится внутрипородный тип, мы уже с полным правом сможем говорить о ее государственной апробации.
Адаевская лошадь — гордость нашего народа, она является таким же уникальным достоянием, оставшимся нам в наследство от наших предков, что и бесценные памятники культуры и истории. И мы должны быть благодарны своим предкам, которые ревниво оберегали чистоту крови своих лошадей, — подчеркнул на встрече Туменбай Калжан-
улы, в прошлом многие годы возглавлявший сельское хозяйство региона и очень многое сделавший для развития коневодства.
Ветеран отрасли, как и Орынбасар Кульбеков, президент АО «Жанаозенская федерация по национальным видам конного спорта «Арман түлпары», выделяя особенности адаевских лошадей, обратился к собравшимся коллегам с просьбой поддержать благое начинание наших ученых-энтузиастов. Он, как и Даурен Сыдыков, нисколько не сомневается в том, что наши лошади при соответствующих условиях могут быть не только достойным и серьезным конкурентом скакунам арабской породы, но и обойти их, стать абсолютными чемпионами дальних пробегов. Но это работа, разумеется, не одного года. Насколько известно, англичанам, чтобы вывести чистокровную верховую лошадь английской породы, потребовалось три столетия кропотливого учета и селекционной работы.
Ошеломляющий успех адаевских лошадей
В уникальных возможностях адаевских лошадей не сомневаются и сами коневоды, съехавшиеся на встречу с экспертом из разных районов области. Многие из них стояли за организацией первого дистанционного пробега 2011 года, проходившего в местности Акбастау Тупкараганского района, а затем со своими тулпарами выезжали для участия в международных скачках, проходивших в Алматы, России, во Франции. К слову, в южной столице республики, где проходил Кубок стран Средней Азии, среди скакунов из разных областей Казахстана, Туркмении и Киргизии, принявших участие в скачках, не было равных нашим адаевским лошадям. Здесь они заняли весь пьедестал почета, пройдя дистанцию в 80 км легко, развив скорость до 17‑18 километров в час, в то время как средние показатели выносливости лошадей других пород составили 12–13 км.
Ошеломляющий успех и результаты пробега лошадей казахской породы адаевского типа вызвал на скачках настоящий фурор не только у специалистов-отраслевиков, но и судейской коллегии, которую возглавил норвежец Соммэрсет Ханвард, и ветеринарных врачей-международников из Польши, определявших состояние лошадей после пробегов и давших единодушную оценку: адаевская лошадь — уникальное создание природы. «Ваши лошади выдерживают любой заданный темп. Вместо сердца и легких у них работают двигатели! С ними можно стартовать даже с очень высокой скорости», — это уже заявление экспертов первых испытаний в Мангистау в 2011 году, сделанное после первого же пробега лошадей.
Кстати, хочу напомнить: статуя лошади, установленная в городе Жанаозене, была воздвигнута в честь абсолютного чемпиона скачек на Кубок стран Средней Азии — скакуна Ойлы (жокей — жанаозенец Алтынгали Бисемагамбетов). Серебряную медаль завоевала лошадь по кличке Акканат (Амангельды Мунайтбаев), ставшая победителем первого дистанционного пробега в Мангистау. В честь Акканата назван ипподром в городе нефтяников. Именно тогда, в 2011-м году, начались работы по популяризации адаевской лошади и апробации ее как отдельной самостоятельной породы, к сожалению, впоследствии сошедших на нет.
Планка на будущее
— Сегодня одной из главных задач является популяризация наших лошадей, поскольку для выведения их на международные соревнования нужны официальные показатели пробегов. Оценивать скаковые качества, выносливость адаевской лошади будут, конечно, судьи мирового уровня, эксперты-международники. Без этих показателей никто нам нашу породу не апробирует. С этой целью весной планируем возобновить проведение дистанционных пробегов, — сообщил Д. Сыдыков коневодам. В свою очередь, последние заявили о готовности к скачкам, поддержав планы ученого.
— В первую очередь, нам нужно объединить сельхозпроизводителей, занятых конезаводством продуктивного направления, зарегистрировать каждую племенную лошадь в республиканской палате продуктивных пород лошадей, получить на нее регистрационный племенной номер, то есть ввести в базу племенных животных, на основе которой будет издан первый том государственной племенной книги — своего рода родословной лошадей. Наша задача заключается в том, чтобы зарегистрировать не менее трех тысяч адаевских коней, отобрав их в соответствии с определенными данными, и в этом нужна ваша помощь, — обратился к коллегам Даурен Сыдыков.
Работы в этом направлении — непочатый край: в Мангистауской области насчитывается 80 000 лошадей, и практически 99% их них — адаевские. Сегодня перед специалистами стоит задача — по крупицам воссоздать чистопородную лошадь, изучить ее скрытые резервы повышения продуктивности. Ну а в том, что научно-обоснованная селекционно-племенная работа по созданию новых высокопродуктивных линий, семейств и типов в породе даст свои плоды, Даурен Алдамжарович нисколько не сомневается, поскольку в его команде, как сообщил он, работают ученые — кандидаты и доктора сельскохозяйственных наук, профессионалы своего дела.
— Адаевская лошадь — достояние народа, которое мы, в свою очередь, должны как наследие оставить своим потомкам и развивать как казахстанский бренд. Работу в этом направлении мы ведем в рамках «Рухани жаңғыру», — подчеркнул президент ОО «Республиканская палата продуктивных пород лошадей».
Безусловно, для работы во всех ее направлениях нужны немалые средства, и для этого коневоды намерены задействовать спонсоров. В этом направлении, надеются они, им поможет претворять планы в жизнь общественный совет, в который войдут уважаемые люди со всех районов области. В совет войдут, как заявил аксакал отрасли Туменбай Калжанулы, те, кто хорошо знаком со спецификой дела, к мнению которых прислушиваются и которые могут объединить вокруг себя коневодов области.
В 2022 году состоятся очередные международные скачки, в которых примут участие лошади чистокровных пород из стран Средней Азии. Надеемся, что ученые, задействованные в совершенствовании популяции адаевских лошадей, получат всестороннюю помощь в деле подготовки к скачкам — согласно условиям международных состязаний — наших лошадей. В 2011-м году в Акбастау, куда я выезжала на освещение дистанционного пробега, мне довелось лично убедиться в силе и выносливости наших лошадей и услышать восхищенные отзывы иностранных экспертов, и поэтому я абсолютно уверена, что адаевская лошадь вновь достойно представит Казахстан на международной арене.
Но для проведения большой работы по выведению чистокровной адайской породы, разумеется, нужны лучшие пастбища, но это уже тема отдельного разговора.
Из истории
Адаевская лошадь, которая намного старше лошади Пржевальского, может без усилий брать большие расстояния, что зафиксировано в анналах истории Российской империи, куда ее занесли под названием «киргизский аргамак». Благодаря ее уникальной выносливости оренбургский казак Василий Струняшев смог спастись из плена, совершив за ночь пробег по безводным мангистауским степям свыше 200 километров. «Только киргизский аргамак способен на такой пробег, только эта порода не знает усталости, не убавляет скорости бега», — сохранились записи в архивах царской России.
За всю историю коневодства края ни одно поколение из завезенных пород лошадей не выживало в экстремальных условиях Мангистау, погибая в первую же зиму. Единственным животным, приспособленным к тяжелым климатическим условиям региона, причем утоляющим жажду морской водой, является адаевская лошадь.
Верная спутница мангистауского жителя внесла свой весомый вклад и в дело Великой Победы над гитлеровской Германией. В годы войны десятки тысяч мангистауских лошадей поставлялись для нужд фронта. Неприхотливые, выносливые, трудолюбивые, они были верными помощниками бойцов. За поставку на фронт лошадей, лучше которых, по признанию защитников Отечества, не было никого, девять животноводов Мангистау были удостоены высокого звания Героя Социалистического Труда.
Галия КЕНЕСБАЕВА