В нашей республике создана весьма впечатляющая законодательно-правовая и нормативная база для людей с ограниченными физическими возможностями. Но иногда складывается такое впечатление, что принятые законы и их практическое применение находятся в параллельных плоскостях. Именно такой вывод можно было сделать после состоявшегося рейда по общественному транспорту в городе Актау, организованного группой общественного контроля Мангистауского областного филиала партии «Нұр Отан».
Напомним нашим читателям, что согласно Закону РК «О социальной защите инвалидов» и Конвенции ООН о правах инвалидов, а также Факультативному протоколу к Конвенции, объекты социальной и транспортной инфраструктуры должны быть адаптированы к нуждам людей с ограниченными физическими возможностями. То есть Казахстан наравне со всеми странами-участниками Конвенции должен принять надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими гражданами к транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, предоставляемым населению.
Как же на самом деле исполняются законы в областном центре нефтяного региона, проверила в ходе рейда по общественному транспорту рабочая группа общественного контроля, действующая с 2014 года при Мангистауском областном филиале партии «Нұр Отан». Эта группа, в состав которой входят депутаты областного маслихата, представители местных исполнительных органов и СМИ, в рамках партийного проекта «Кедергісіз келешек» («Будущее без барьеров») проводит ежеквартальный мониторинг по доступности зданий и сооружений, а также транспорта для маломобильных групп населения.
На этот раз комиссия в составе депутатов областного маслихата Байшылыка Сарман и Дмитрия Клинчева, советника акима Мангистауской области по вопросам обеспечения прав и повышения качества жизни инвалидов Владислава Трифонова, представителей ГУ «Актауский городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог», СМИ региона и сотрудников МОФ «Нұр Отан» провела рейд на автобусных маршрутах №№ 3 и 5 с целью проверки доступности общественного транспорта для маломобильных групп населения.
Результаты проверки одних из самых востребованных в областном центре маршрутов оставили желать лучшего. Ни на одном транспортном средстве на двух маршрутах не обеспечены условия для проезда людей с нарушениями опорно-двигательной системы, зрения и слуха. А ведь обеспечение доступности транспортной инфраструктуры является одним из приоритетных направлений, так как именно через доступность этой инфраструктуры люди с ограниченными возможностями получают доступ к услугам других сфер (здравоохранение, образование, спорт, культура).
– Сегодня мы провели мониторинг ряда транспортных средств. И как видим: законодательно предусмотренные требования на общественном транспорте города Актау не выполняются. На сегодняшний день есть законодательство об общественном транспорте, правила по перевозке пассажиров, включая людей с инвалидностью, 25-я статья Закона РК «О социальной защите инвалидов» требует обеспечения доступа маломобильным группам населения к социальной и транспортной инфраструктуре. То есть все эти правила направлены на то, чтобы пассажирский транспорт был доступен для инвалидов. И, несмотря на то, что все это законодательно предусмотрено и есть административная ответственность за нарушение данных требований, общественный транспорт областного центра не готов для перевозки людей с ограниченными возможностями. Единственное – есть льготы на проезд для инвалидов 1 и 2 групп, – подвел итоги рейда Владислав Трифонов.
Владислав Вячеславович также отметил, что для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата автобус должен быть оснащен подъемником, либо системой, обеспечивающей снижение высоты части автобуса, чтобы пассажир в инвалидном кресле-коляске смог заехать в автобус. Плюс ко всему в автобусе должны быть определены специальные места для колясок со специальным фиксаторами и ремнями. Должна быть кнопка вызова. Для людей с нарушениями зрения и слуха должны быть информационные звуковые и световые табло. К тому же водитель должен обладать навыками оказания ситуационной помощи пассажиру с инвалидностью при его посадке в автобус и высадке из него. Но, к сожалению, ничего из этих требований не выполняется на сегодняшний день. Хотя закрепленные законодательством требования нашли свое отражение в конкурсной документации для участников тендера.
По словам исполняющего обязанности главного специалиста ГУ «Актауский городской отдел пассажирского транспорта и автомобильных дорог» Жалгаса Миилова, по городу Актау пассажирскими перевозками занимаются три частные компании, обслуживающие шесть маршрутов по областному центру. Всего же на этих маршрутах задействовано 68 автобусов, в которых не предусмотрены условия для перевозки маломобильных групп населения.
– Во втором полугодии текущего года планируем закупить в городе Костанае двадцать новых электробусов, которые будут запущены на внутригородские маршруты областного центра. В новых автобусах будут предусмотрены все необходимые условия для лиц с ограниченными возможностями. На сегодняшний день в курсирующих по городу 68 автобусах нет условий для проезда маломобильных групп населения, – отметил он.
Мы побеседовали с представителем маломобильных групп населения Мейрбеком Отеповым, проживающем в областном центре.
– Как сами видите, я не могу передвигаться без сопровождения. Но и при наличии сопровождающего лица у меня нет возможности воспользоваться услугами общественного транспорта, так как моя коляска туда просто не сможет заехать. В декабре прошлого года я был в городе Костанай. Там в общественном транспорте предусмотрены все условия для инвалидов, и для меня и сопровождающих меня лиц не составляло особого труда передвигаться в автобусах. Почему и в городе Актау это не предусмотреть? Приобретение таких транспортных средств для общественного транспорта решило бы проблемы с передвижением по городу многих людей с ограниченными возможностями, – сказал он, подчеркнув, что наконец-то на эту проблему обратили внимание и может быть теперь дело сдвинется с мертвой точки.
Мы тоже надеемся, что наконец-то спустя десятилетие после принятия Закона РК «О социальной защите инвалидов», а также ратификации в нашей республике Конвенции ООН о правах инвалидов, в городе Актау наконец-то начнут работать над обеспечением инвалидам доступа наравне с другими гражданами к объектам транспортной и социальной инфраструктуры.
Ведь по закону, как подчеркнул советник акима Мангистауской области по вопросам обеспечения прав и повышения качества жизни инвалидов Владислав Трифонов, есть административная ответственность за неисполнение требований Закона «О социальной защите инвалидов» (статья 83 Кодекса РК об административных правонарушениях).
Но это по закону… А пока в городе Актау, как мы уже не раз писали, к сожалению, люди с ограниченными возможностями не могут не только зайти в общественный транспорт, но и в большинстве случаев войти во многие здания ввиду либо отсутствия пандусов, как таковых вообще, либо при их наличии также не могут попасть в здание без риска для своего здоровья. Создается такое ощущение, что пандусы в городе устанавливаются не для маломобильных групп населения, а для любителей экстремальных видов спорта. И поэтому наш вопрос: кто отвечает за приведение объектов социальной и транспортной инфраструктуры в соответствие с требованиями доступности для инвалидов, также как и другой: когда же наконец выполнение закона станет неукоснительным, в очередной раз повисает в воздухе… И появляется другой вопрос: законы существуют для того, чтобы их нарушать, или как?