А начиналось всё в 1998 году с маленького офиса в Актау всего на два кабинета. Тогда в компании работали четыре сотрудника. О своем собственном флоте оставалось только мечтать. Но взятые в аренду 8 судов для перевозки нефти всего за полгода принесли 50 миллионов долларов. А уже через три года компании был присвоен статус Национального морского перевозчика.
Первыми судами стали крупнотоннажные танкеры, ведь упор делали, прежде всего, на транспортировку казахстанской нефти. Для работы на них пришлось приглашать военных офицеров – специалистов в гражданском судоходстве в Казахстане тогда не готовили. Затем стартовала программа по подготовке морских кадров – студентов отправляли на обучение в ВУЗы России и Китая. Сейчас штат компании на 99 процентов состоит из собственных кадров.
ТеперьКазмортрансфлоту принадлежит 26 судов. Среди них танкеры, буксиры, баржи, а также специализированные многофункциональные суда. Их общая грузоподъемность - более 330 тысяч тонн. За 20 лет работы КМТФ транспортировал более 100 миллионов тонн нефти. 70 миллионов тонн - в Каспийском море и более 32 миллионов в открытых морях (Черном, Средиземном).
«Если раньше мы сталкивались с тем, что нас даже на порог не пускали, нас никто не знал, то сейчас мы стали одними из лидеров по перевозке нефти на Каспии. Наши суда ходят не только в Каспийском море, но и в открытых морях. Очень часто казахстанские корабли можно увидеть в Турции, Англии. География нашего присутствия постоянно расширяется», - рассказывает заместитель генерального директора компании по коммерческим вопросам Айдар Оржанов.
Между тем, Каспийское море является одним из самых беспокойных морей в мире – почти половина дней в году его штормит. Как признаются сами моряки, в Каспии ходить даже опаснее, чем в океанах. Соответственно перед командой КМТФ стоит главная задача – обеспечить безопасную транспортировку грузов. Третий механик Мейрам Алтобергенов работает на танкере «Актобе» уже четыре года. Здесь же проходил учебную практику и стажировку. Рассказывает, что благодаря слаженной работе экипажа , грузы всегда доходят в целостности и сохранности.
«Наша компания постоянно развивается, пополняется новыми судами. Очень важно, что в компании уделяется огромное внимание социальной защите работников», - говорит Мейрам Алтобергенов.
В этом году были приобретены 6 новых судов. Три из них- для перевозки негабаритных грузов – их транспортируют с порта Курык. Еще три – буксиры. Это мощные современные суда, которые соответствуют всем международным нормам.
«Казахстан - экспортёр нефти. Более 80 миллионов тонн идет на экспорт. Разведка месторождений активно идет на севере Каспия, поэтому сейчас мы планируем развивать оффшорный флот, который в дальнейшем будет эксплуатироваться при разведке и добыче именно в этом направлении. Разрабатываем мы и новый проект – это расширение флота. Будут построены, к примеру, суда-снабженцы для освоения Северного Каспия, паромы, суда-контейнеровозы», - отмечает Марат Орманов, генеральный директор компании.
Морская судоходная компания занимается не только транспортировкой нефтеналивных грузов в Каспии, но и предоставляет услуги по ликвидации аварийных разливов нефти. А два года назад она занялась и перевозкой крупногабаритных модулей в рамках проекта будущего расширения «Тенгизшевройл».
Аким Мангистауской области Ералы Тугжанов, поздравив компанию с юбилеем, отметил ее потенциал в работе по освоению нефтяных месторождений на Каспии.
«Потребность контейнерных перевозок увеличится до 2020 года в 60 раз. Сейчас ваша компания ведет большой проект по Кашагану, вы несете колоссальные нагрузки. Как только запустится этот проект, то ваши танкера смогут подключиться к этой работе. Ваша компания имеет много перспектив, серьезные потенциальные возможности, о чем не раз говорил Президент Казахстана, поэтому нам нужны новые кадры и технологии. Я не раз посещал порты наших соседей, в том числе Баку, и сегодня всеми ими признано, что «Казмортрансфлот» - это мощнейшая компания в морском потенциале Казахстана», - отметил глава региона.
Ералы Тугжанов наградил сотрудников компании нагрудными знаками, Почетными грамотами и благодарственными письмами Министерства Энергетики, Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан, АО НК «КазМунайГаз», Ассоциации «Kazenergy» и памятными медалями.
За 20 лет компания достигла больших успехов и главная заслуга в этом коллектива компании и всех партнеров, считает генеральный директор КМТФ Марат Орманов,
«За годы работы наш коллектив стал одной большой семьей, где каждый вносит свой посильный вклад. И нашими партнерами стали те, с кем мы работаем на протяжении всего этого времени – представители морских компаний, судоверфей, портов, местных и центральных государственных органов. Все те, кто своим неравнодушным отношением к своему делу строит тот путь, по которому можно идти верным курсом», - поздравил Марат Орманов.
Задача, поставленная 20 лет назад- создать отечественный торговый флот –решена. Следующая цель – построить современный паромный флот с применением передовых технологий.