Роль неправительственных организаций в формировании современного гражданского общества трудно переоценить: все более заметным становится их вклад в решение как региональных, так и общенациональных задач, связанных с развитием экономики, социальной защиты населения. Ставят во главу угла НПО и социальную тему – сохранение и укрепление психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современной школы, что сегодня очень актуально. Как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье – эту величайшую ценность? Это попытаемся прояснить в беседе с руководителем центра социальной неотложной помощи «Рай», психологом по профессии Райхан Бекмановой.
– XXI век – век высоких информационных технологий, максимальных скоростей, высокого технического и научного прогресса, требующих от любого человека колоссальных нагрузок и усилий. Как в таких условиях нашим детям сохранить и укрепить свое психическое и физическое здоровье, как им справиться с такой колоссальной нагрузкой?
– Только при помощи ежедневной и постоянной работы над собой. С такими интеллектуальными нагрузками, которые предлагает сегодня современное образование, может справиться только постоянная физическая работа тела, другими словами – абсолютно здоровый ученик. Поэтому сегодня мы поговорим о том, как помочь нашим детям сохранить и укрепить здоровье.
К сожалению, вопросу сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современной школы, – а эта социальная тема, согласитесь, сегодня актуальна как никогда, – в образовательной сфере не всегда придается должное значение. И это нужно признать как факт.
Да, школа призвана дать подрастающему поколению глубокие и прочные знания основ наук, помочь выработать необходимые жизненные навыки и умения, сформировать мировоззрение, обеспечить всестороннее развитие личности. Вместе с тем школа должна выполнять и оздоровительную роль, так как нашему обществу небезразлично, какой ценой для здоровья подрастающего поколения приобретаются знания.
В политике любого государства здоровье нации выступает как мера качества жизни. Здоровье детей и подростков является одним из важнейших показателей, которые определяют потенциал страны – как экономический, так и интеллектуальный и культурный. Согласитесь, что это также характеризует и национальную безопасность страны. Среди важнейших социальных задач, которые сегодня стоят перед образованием, является забота о здоровье, о физическом воспитании и развитии учащихся.
К сожалению, состоянию современного школьного образования становятся все более присущи такие негативные тенденции, как снижение активности школьников в учебной деятельности, замедление их физического и психического развития, ухудшение здоровья детей. Понятно, что все это вызывает большую тревогу.
– А что говорит официальная статистика отклонений в состоянии здоровья у казахстанских детей? Можно ли надеяться, что физическое, духовное и социальное благополучие наших детей более или менее все же соответствует какой-то норме?
– Как утверждает медицинская наука, здоровье человека определяется четырьмя основными факторами. 50–55% зависит от образа жизни. Увы, в этом плане мало чем мы можем похвастать: дети ведут малоподвижный образ жизни; у большинства из них – вредные привычки; не можем похвастать правильным, здоровым питанием, и ни в коем случае нельзя скидывать со счетов психологический климат, как в семье, так и в школе.
В 20–25% сказывается влияние окружающей среды и экологии.
Не последняя роль отводится и наследственному фактору. Как констатирует статистика, 20% различных заболеваний, таких, как болезнь Дауна, болезни, связанные с обменом веществ, вирусные и другие, передаются по наследству.
И только 5% зависит от медицины. Сегодня лишь 5-10% детей рождаются здоровыми.
– Мы все – родом из детства. Через школу во все времена проходило и проходит всё население, и на этом этапе социализации личности формируется индивидуальное здоровье как детей, так и всего общества в целом. Что говорят психологи, так, где же наши дети теряют здоровье?
– Во-первых, постоянно возрастает школьная нагрузка. Две трети и даже более выпускников выходят из стен школы хронически больными. Большая учебная нагрузка тормозит реализацию возрастных биологических потребностей детского организма во сне, в двигательной активности, в пребывании на воздухе. Повышение учебной нагрузки особенно пагубно сказывается на здоровье девочек: 75% из них имеют хронические заболевания (среди мальчиков 35%).
К сожалению, не все благополучно и в современных семьях: нынешний темп и ритм жизни скоростные. Во-вторых, из-за постоянной занятости родителей, из-за жесткого ритма жизни исчезла размеренность семейного общения, ушли из практики семейного воспитания неспешные беседы за ужином, прогулки с разговорами обо всем. Вместо них — привычный родительский лексикон: «Ну что за почерк?», «Опять двойка?», «Мне стыдно за тебя!». Такая манера общения с детьми стала настолько привычной, что есть основание говорить о серьезном педагогическом давлении на подростка. В этом случае уместно возникают вопросы: «Не тормозим ли мы развитие способностей детей стрессовой тактикой воспитательных воздействий?» и «Чем расплачивается ребенок за 11 лет постоянных стрессов?». А ведь учеными убедительно доказано, что психическое здоровье человека во многом определяется здоровьем физическим. Родителям, прежде всего, нужно научиться самим быть терпеливыми, уметь прощать, лечить добром, радоваться вместе с ребенком даже самым маленьким его успехам.
Собственно, что такое здоровье? Это – взаимосвязь физического, психического и психологического здоровья. Это не только отсутствие болезней, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка, человека.
Психологическое здоровье подразумевает, прежде всего, баланс различных психических свойств и процессов (психическое), совокупность личностных характеристик, способствующих стрессоустойчивости, социальной адаптации, успешной самореализации (психологическое). Во-вторых, подчеркивает неразделимость телесного и психического в человеке, важность и того, и другого для полноценной жизни, его развития. Если исключить влияние генетических факторов или катастроф, то психологически здоровый человек будет здоров и физически.
– Сегодня в рамках государственного социального заказа неправительственные организации реализуют важные социальные проекты, которые очень эффективны и способствуют стратегическому развитию региона. Какой направленности ваш проект?
– Наш социальный проект направлен на координацию усилий школы и семьи в решении проблемы сохранения и укрепления психического и физического здоровья детей и подростков в условиях современного образования. В этом направлении важно согласовать работу педагогического коллектива и родителей, сформировать общее воспитательное поле вокруг ребенка.
Только тогда, когда и родители, и учителя поставят задачу и будут вести совместную работу по укреплению психологического и психического здоровья подростков, только тогда можно рассчитывать на положительные результаты.
Важно укрепить эмоциональный интеллект и личные отношения, формировать готовность к взаимодействию с подростками, развивать способность восприятия и понимания другого человека, уметь влиять на собеседника,
обучать подростков основам психического здоровья. В конечном результате все это способствует профилактике психических заболеваний.
В проект охватывает семь тысяч родителей и четыре тысячи учителей.
Уникальность проекта заключается в том, что все мероприятия, а это – собрания, акции, опросы, семинары, лекции, тренинги, коучинги (индивидуальные обучающие занятия) и т. д. для родителей и учителей в целях профилактики психологического и психического здоровья учащихся пятых, шестых и седьмых классов районных, городских школ будут проходить в формате ВКС (видеоконференцсвязь в режиме онлайн) с использованием инновационных технологий. В целом, в проекте охвачены шестьдесят общеобразовательных школ области.
– Спасибо за беседу. Так хочется видеть наших детей психологически устойчивыми, физически здоровыми и умными. На них мы возлагаем все надежды. Ведь им в будущем стоять у руля экономики страны. Успехов вам в этом добром начинании.