Жители Актау недоумевают, почему на набережной, на которой отдыхают сотни людей, действует запрет на движение на велосипеде по велодорожке с 18.00 до 23.00 часов, а в выходные и праздники ездить нельзя вообще. Об этом предупреждают три запрещающих знака, расположенных на набережной 14 микрорайона. Они были размещены в 2015 году по инициативе УВД города Актау после согласования с городским акиматом для предотвращения наездов велосипедистов на пешеходов, в первую очередь детей.
Запрет разделил горожан на два лагеря - за и против. Если одна половина радовалась, что сможет не беспокоиться за детей, то другая до сих пор, по истечению трех лет со дня запрета, не может найти ответ на простой вопрос - зачем тогда вообще нужно было делать велосипедную дорожку, если кататься по ней все равно запретили? К слову, при открытии набережной власти города и региона не забыли «козырнуть» велотреком, мол, Актау наконец движется в ногу со временем - строит инфраструктуру с условиями для всех участников движения.
Велосипедная дорожка выделена и оснащена указательными знаками. Однако, несмотря на это, пешеходы так и не признали право обладателей велотранспорта на движение по ней. Так как велотрек не огорожен, а проходит с краю пешеходной зоны, то в глазах жителей Актау он просто слился с брусчаткой. После ряда столкновений велосипедистов с пешеходами на этой самой дорожке, власти решили, что проще запретить обладателям велосипедов кататься на велодорожке, чем приручить пешеходов не выходить на велотрек самим и следить за детьми.
- Кататься можно только в самое пекло. При нашей жаре заниматься физическими упражнениями после полудня просто опасно для здоровья и жизни. Я живу в 14 микрорайоне и мои дети с удовольствием катались бы на велотреке, но не можем этого делать, так как нарушителей штрафуют. А в «школьное» время они весь день на занятиях и кружках, свободное время у них есть только вечером, - поделилась жительница Актау Людмила Рахматуллина.
В ОАП УВД г. Актау сообщили, что дорожный знаки 3.9 «Движение для велосипедов запрещено» и 3.8 «Движение гужевых повозок запрещено» установлены в целях недопущения дорожно-транспортных происшествий. С 2014 года по сей день на набережной с участием ДТП в отношении пешеходов было зарегистрировано девять ДТП. Одно происшествие было зарегистрировано с участием велосипедиста.
Запрет на движение нисколько не смущает прокатчиков велосипедов, которые по-прежнему чувствуют себя хозяевами набережной, предлагая свои услуги. Несмотря на лавину жалоб от горожан, торговля и прокат с пешеходной зоны никуда не делись. Более того, прокатчики и торговцы занимают скамейки, установленные для отдыха и горожан, и неодобрительно косятся, когда на лавку рядом с ними присаживаются отдыхающие.
В очередной раз в начале лета городские власти сообщали, что ситуацию на набережной держат на особом контроле. Была создана рабочая комиссия, которая решит - убрать торговцев или попытаться придать торговле организованный вид.
- Поступает очень много жалоб на прокатчиков. Половина граждан хотят убрать торговлю, другие - перенести. Вопрос о перенесении и ликвидации сейчас рассматривается, - говорил Демеугали Баков, руководитель городского отдела предпринимателей.
Пока власти находятся в поисках компромисса, который устроил бы обе стороны спора, на набережной 14 и 15 микрорайона «смешались в кучу кони, люди, велосипеды…». Вероятно, наведение порядка на набережной перенесут к следующему летнему сезону.
Не за горами открытие новой набережной. Какая она будет? Зависит от действий городских властей - хватит ли у них воли на использование законных рычагов управления для недопущения стихийной торговли и проката.
А велосипедисты? Вполне вероятно, что мода на экологичный транспорт и здоровый образ жизни доберется до Актау лет через 50-70. Пока же сторонникам велосипедного движения приходится на свой страх и риск двигаться по автодороге или по тротуарам.
Как выглядит наша набережная мы видим. А вот как она выглядит в других странах. Хотелось бы отметить, что при сравнении бросился факт отсутствия на нашей набережной зеленых насаждений. Между тем, в актауском климате гораздо приятнее было бы совершать прогулки под сенью деревьев. Однако при строительстве набережной места для скромного ряда деревьев не нашлось.