В Казахстане, как и в большинстве стран мира, коррупция является серьезным вызовом стабильности и безопасности общества. Коррупция – социальное явление, подрывающее демократические институты и ценности, наносящее серьезный ущерб стабильному развитию государства и правопорядку, а значит и борьба с ним должна вестись по всем фронтам.
В Казахстане действует закон от 2 июля 1998 года «О борьбе с коррупцией», параллельно с ним действуют различные программы по борьбе с коррупцией, направленные, в первую очередь, на повышение эффективности координации деятельности госорганов и институтов гражданского общества.
Коррупцию делят на типы: низовая коррупция наиболее распространена на среднем и низшем уровнях органов власти, связана в основном с постоянными контактами чиновников с населением (штрафы и разрешения, лицензии и др.); высший уровень – чиновники высшего ранга, управленцы, чья деятельность сопряжена с принятием решений, включая лоббирование интересов, принятие положительных решений по государственным заказам и т.д. Но коррупция возникает не только в связке чиновник-население. В последнее время распространяется такое противоправное явление, как дача взятки вышестоящему чиновнику от нижестоящих коллег.
Далее тип коррупции связан с видами получения выгоды (получение прибыли или уменьшение расходов); по направленности (внутренняя и внешняя). По оценке Всемирного банка суммарный объем взяток в мире составляет около 1 трлн. долларов в год.
С учетом коррупциогенной структуры формулируются и задачи программ, призванных бороться с этим злом. Основными являются обеспечение защиты прав, свобод и законных интересов граждан и общества от коррупции, совершенствование национального законодательства по вопросам противодействия коррупции, включая такие аспекты, как предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений. Не последнее место занимает и решение вопросов по снижению уровня теневой экономики.
Помогает в этом процессе и повсеместная цифровизация. Чтобы исключить коррупционную составляющую, минимизировать прямой контакт гражданина с госслужащим, государство стремится как можно больше услуг передать в ЦОНы и ЦОПы. В результате поток посетителей в госорганы уменьшается, а у госслужащих появляется больше времени на анализ и подготовку документов. Выявляемые по ходу работы проблемные моменты, например, по материалам, которые обычно оформлялись два-три месяца из-за громоздкой процедуры – в центрах работают над устранением этих нестыковок. Сегодня большинство услуг, которые раньше люди ждали месяцами, предоставляются как и положено в течение месяца.
В ближайшем будущем государство планирует перевести все госуслуги в электронный формат. Человеку в таком случае в ЦОН идти не придется, он сможет зайти в интернет, написать электронное заявление и получить услугу. На сегодня часть услуг уже переведены в электронный формат, их можно получить через портал электронного правительства. Например, постановка в очередь в детские сады. Не выходя из дома можно буквально вчера родившегося ребенка поставить в очередь на место в дошкольное учреждение. Также планируется перевод в электронный формат всех разрешительных документов.
Значительно упрощает интернет и проведение тендеров. У некоторых граждан еще свежи воспоминания о том, что когда при министерстве финансов был создан комитет государственного имущества и приватизации людям, как в каменном веке приходилось лично приезжать на место проведения аукциона, писать заявление и принимать участие. За 27 лет независимости многое изменилось, в данный момент в РК каждый гражданин может, находясь дома или в офисе, участвовать в аукционах через интернет. Оплата за участие и гарантийные взносы также вносятся посредством интернета через хоум-банк, аналогичным образом оформляются и все дальнейшие процедуры – подписание протокола, договора, возврат гарантийного взноса, да и само участие в аукционе проходит на электронном веб-портале. В этих условиях влияние таких факторов как бюрократия и коррупция сводится до нуля.