В областном управлении автомобильных дорог и пассажирского транспорта сообщили о повышении тарифов на межрайонные (междугородние, внутриобластные) маршруты с 20 июня.
Руководитель управления автомобильных дорог и пассажирского транспорта Алиби Кушербаев объяснил, какие факторы повлияли на пересмотр тарифов.
- В период с июня по октябрь 2017 года в областное управление пассажирского транспорта и автомобильных дорог поступили обращения от перевозчиков, обслуживающих внутриобластные маршруты по регулярным пассажирским перевозкам. Обращения коснулись вопросов повышения стоимости проезда. Основанием для неоднократных запросов от перевозчиков касательно данного вопроса явились следующие причины: ежемесячный неустойчивый рост цен на горюче-смазочные материалы на рынке, повышение цен на запчасти и комплектующие, увеличение стоимости технического обслуживания, высокая стоимость новых автомобилей и рост цен на аренду помещений на автостанциях. Они объяснили, что в этой связи, расходы перевозчиков не оправдываются,- сообщил Алиби Кушербаев.
Достаточно веские причины послужили поводом к пересмотру данного вопроса, который ясно прописан в приказе министра транспорта и коммуникаций Республики Казахстан «Об утверждении Методики расчета тарифов на оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа по регулярным маршрутам». Согласно подпункту 1, пункта 8 статьи 2 данного приказа, стоимость проезда пассажиров на регулярных маршрутах корректируется в случае изменения фактических затрат перевозчиков более чем на 10 % по независящим от них ценовым факторам (удорожание или снижение розничных цен на топливо и горюче-смазочные материалы, автошины, аккумуляторы и запасные части). На основании вышеизложенного была создана комиссия по тарифам межрайонных, междугородных, внутриобластных сообщений.
- На заседании комиссии были рассмотрены заявления о повышении стоимости проезда от перевозчиков, обслуживающих внутриобластные маршруты. В результате голосования более половины от общего состава комиссии (75%) поддержали решение о повышении стоимости тарифов на пассажирские перевозки, - пояснил Алиби Кушербаев.
Обновленные тарифы на межрайонные, междугородние, внутриобластные перевозки также были согласованы решением областного маслихата № 19/239 от 30.05.2018 г. и утверждены постановлением акимата области №125 от 31.05.2018 г.
К вопросу обновления автобусного парка, который на сегодня оставляет желать лучшего, глава ведомства пояснил, что в связи с повышением цен на проезд поменяются и требования к перевозчикам. Одним из них будет обновление автобусного парка, которое будет прописано в дополнительном соглашении. Также перевозчикам будет оказана поддержка по кредитованию и возможности получить новый транспорт в лизинг. По данному вопросу в настоящее время ведутся переговоры с БРК «Лизинг» по закупке и предоставлению льготных кредитов.
Плачевная ситуация и с общественным транспортом города Актау. В областном центре тариф на общественный транспорт стоимостью 50 тенге, утвержденный в 2015 году и действующий по сегодняшний день, считается самым низким по Казахстану.
По данным городского отдела автомобильных дорог и пассажирского транспорта в Актау функционируют шесть маршрутов по перевозкам пассажиров № 2, 3, 4, 4М, 5 и 7. Всего по городу функционируют 66 автобусов.
В настоящее время в области регулярной перевозкой пассажиров занимаются 30 транспортных организаций и все они являются частными.
Несмотря на выгодный для населения тариф, владельцы частных маршрутов испытывают большие затруднения в поддержании состояния транспорта, не говоря уже о его обновлении.
Индивидуальный предприниматель Руслан Ахметнабиев, обслуживающий городской маршрут №5, рассказал с какими проблемами пришлось столкнуться за последние годы.
- По маршруту №5 у нас работают 12 автобусов, которые ездят с интервалом 10 минут. В последний раз мы обновляли парк в 2010 году - закупались автобусами российского производства марки «ПАЗ» в Актау у компании «Вираж», - поясняет предприниматель.
По его словам, цена на проезд в 50 тенге не оправдывает затрат перевозчиков.
- Последнее поднятие цен на проезд было 11 августа 2015 года. Спустя 10 дней, 21 августа 2015 года, произошла девальвация тенге. Поднятие цен на проезд не дало никакого результата, учитывая, что мы обслуживаем льготных пассажиров по 10 категориям. И еще подорожало топливо. На рынке ГСМ цены подскочили почти на 100 %. Раньше газ стоил 35 тенге, сейчас - уже 55-60 тенге, солярка стоила 109 тенге, а сейчас - 170 тенге. Учитывая все эти проблемы, мы подали заявление на имя акима города о расчете тарифа по новой методике. Если в других городах от 80 тенге и выше, то мы просим о поднятии проезда до 70 тенге, - рассказал Руслан Ахметнабиев.
Как утверждает предприниматель, акимат области своевременно среагировал на данную проблему. И с этого года запускает пилотный проект, согласно которому АО «НК «СПК «Каспий» выделит частным владельцам всех городских маршрутов 15 автобусов в лизинг под 7%. Автобус «Ankai» от костанайского завода «СарыаркаАвтоПром» будут испытывать в тестовом режиме в течение 30 дней. Стоимость автобуса 25 млн тенге. После технических проверок будут закуплены на первом этапе 15 автобусов.